Привет, автолюбители и все, кто неравнодушен к реву моторов и запаху жженой резины! Сегодня поговорим о настоящей иконе, о машине, которая доказала, что размер – это далеко не главное, особенно когда речь идет о гонках. Да-да, речь пойдет о Mini, и о том, как этот британский коротышка стал одним из первых (и уж точно одним из самых ярких!) автомобилей, перевернувших мир ралли с ног на голову!
Почему вообще Mini? Это же городская букашка!
Именно! Представьте себе 60-е годы. В ралли правят бал здоровенные, мощные седаны и купе – Ford Falcon, Citroën DS, Saab... И тут на старт выходит ОНО. Маленькое, угловатое, смешное создание Алекса Иссигониса, изначально задуманное как суперэкономичный народный автомобильчик. Казалось бы, какие ему гонки?
А вот тут-то и начинается магия! Гениальная конструкция Mini давала ему невероятные преимущества:
- Передний привод: В то время как большинство конкурентов полагались на задний привод, Mini тянул себя передними колесами. На скользких, заснеженных или гравийных трассах ралли это давало феноменальное сцепление и управляемость там, где "классика" беспомощно мела хвостом.
- Колеса по углам кузова: Расставленные максимально широко колеса и короткие свесы делали Mini невероятно устойчивым и маневренным. Он буквально вгрызался в повороты, как карт!
- Низкий центр тяжести и малый вес: Легкий кузов и низкая посадка = отличная управляемость и возможность проходить виражи на сумасшедшей скорости.
- Компактность: На узких серпантинах горных раллийных спецучастков Mini чувствовал себя как рыба в воде, пролезая там, где громоздкие соперники с трудом маневрировали.
От просто Mini к Mini Cooper S – рецепт победы
Конечно, базовый Mini был слабоват для гонок. И тут на сцену выходит легендарный Джон Купер – конструктор гоночных автомобилей. Он разглядел потенциал малыша и взялся за его "прокачку". Так появился сначала Mini Cooper, а затем и его еще более злая версия – Mini Cooper S.
Что же модернизировали специально для ралли? О, тут список внушительный:
- Двигатель: Стандартный моторчик растачивали (до 1071 куб. см, а позже и до 1275 куб. см), ставили два карбюратора SU, спортивные распредвалы, дорабатывали головку блока цилиндров. Мощность подпрыгивала с базовых 34 л.с. до 70-95 л.с. и даже больше у самых заряженных версий! Не бог весть что по нынешним меркам, но для машины весом чуть больше 600 кг – это была ракета!
- Трансмиссия: Устанавливали усиленное сцепление и коробку передач со сближенными передаточными числами для лучшего ускорения.
- Подвеска: Усиливали рычаги, ставили более жесткие амортизаторы. Изначально уникальная резиновая подвеска Mini (никаких пружин!) оказалась на удивление выносливой, хотя и требовала доработок.
- Тормоза: Вместо барабанов (или в дополнение к задним) ставили более эффективные дисковые тормоза спереди.
- Защита: Снизу обязательно крепили мощную защиту картера двигателя и коробки передач – гравий и камни беспощадны.
- Освещение: "Люстра" из дополнительных фар на капоте или бампере стала визитной карточкой раллийных Mini – ночные спецучастки никто не отменял!
- Салон: Выбрасывали все лишнее для облегчения, ставили каркас безопасности (позже), спортивные сиденья и навигационное оборудование для штурмана.
Характеристики типичного раллийного Mini Cooper S (1275):
- Двигатель: 1275 куб. см, 4 цилиндра, OHV
- Мощность: ~90-95 л.с. (сильно варьировалась)
- Вес: ~630-650 кг
- Привод: Передний
- Макс. скорость: ~160 км/ч (но главное – динамика и управляемость!)
Чем же он так запомнился? Легенды Монте-Карло!
Самая громкая слава пришла к Mini на легендарном Ралли Монте-Карло. Эта гонка со сложнейшими условиями (снег, лед, асфальт, горы) идеально подходила для юркого малыша.
- 1964: Ирландец Пэдди Хопкирк (Paddy Hopkirk) на Mini Cooper S №37 сенсационно выигрывает абсолютный зачет, оставив позади мощные Ford Falcon! Это был шок, триумф Давида над Голиафом!
- 1965: Финн Тимо Мякинен (Timo Mäkinen) повторяет успех, причем он выиграл гонку, проехав несколько спецучастков... с открытым капотом (крепления сломались)! Легендарный момент!
- 1966: Скандал! Mini занимают первые три места (Мякинен, Аалтонен, Хопкирк), но их всех дисквалифицируют из-за... неправильных лампочек в фарах! Якобы они не соответствовали французским стандартам. Многие считают это решение чисто политическим, чтобы не дать британской "выскочке" снова унизить местных производителей (победу отдали Citroën). Но сам факт тройного финиша говорит о многом!
- 1967: Справедливость восторжествовала! Финн Рауно Аалтонен (Rauno Aaltonen) снова приводит Mini Cooper S к победе в Монте-Карло!
Mini Cooper S стал единственным автомобилем в истории, который трижды выигрывал абсолютный зачет Ралли Монте-Карло в 1960-е (и был лишен победы в четвертый раз). Это настоящий рекорд!
Уникальность и наследие
В чем его уникальность? Mini Cooper S доказал, что для победы в ралли не обязательны огромная мощность и задний привод. Он показал важность управляемости, низкого веса, правильной развесовки и надежности. Он стал настоящим "убийцей гигантов" и иконой автоспорта. Его успехи невероятно подняли имидж всей марки Mini.
Сколько продано?
Точных данных, сколько именно Cooper S было построено специально для ралли, найти сложно – многие машины готовились командами или частниками из обычных "эсок". Но сами версии Cooper и Cooper S были очень популярны: их выпустили более 150 000 штук за все время производства классического Mini. А общий тираж всех классических Mini (с 1959 по 2000 год) превысил 5,3 миллиона – раллийные победы сыграли в этой популярности не последнюю роль!
Mini Cooper S – это не просто машина. Это символ целой эпохи, дерзкий вызов устоям и доказательство того, что маленький и ловкий может победить большого и сильного. Настоящая легенда!