Найти в Дзене
Professor Kovaleva

ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Под источником конституционного права понимается способ закрепления и обнародования конституционно-правовых норм, форма их внешнего выражения В статье 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить. Установлена обязанность для все государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений по соблюдению ее норм и принятых в соответствии с ней законов Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15 Конституции России) – непосредственно связаны с организацией и функционированием государствен
Оглавление

Под источником конституционного права понимается способ закрепления и обнародования конституционно-правовых норм, форма их внешнего выражения

В статье 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить. Установлена обязанность для все государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений по соблюдению ее норм и принятых в соответствии с ней законов

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15 Конституции России)

Нормативные правовые акты, относящиеся к источникам конституционного права, обладают индивидуальными признаками:

– непосредственно связаны с организацией и функционированием государственной власти;
– определяют содержание и формы источников права для всех отраслей и этим самым создают рамки правотворческой деятельности органов, к компетенции которых относится создание правовых норм;
– носят комплексный характер, так как объединяют материальные и процессуальные нормы

Классифицировать правовые акты можно по различным основаниям

По порядку принятия источники конституционного права можно разделить на акты, принимаемые государственным органом или органом местного самоуправления в коллегиальном порядке, и акты, принимаемые на основе единоначалия

К актам, принимаемым в коллегиальном порядке, относятся федеральные законы, постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, акты представительных органов местного самоуправления и др.

На основе единоначалия принимаются указы Президента Российской Федерации, акты высшего должного лица субъекта Российской Федерации, акты глав муниципального образования

В зависимости от юридической силы элементов системы источников конституционного права выделяются:

– федеральные источники конституционного права (Конституция Российской Федерации, законы о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации и др.);
– региональные источники конституционного права (конституции (уставы) субъектов Федерации, законы субъектов Российской Федерации, акты органов законодательной (представительной) власти субъектов Федерации и др.);
– источники конституционного права в сфере местного самоуправления (уставы муниципальных образований, акты выборных органов местного самоуправления, акты должностных лиц местного самоуправления и др.)

СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРАВА

Большое значение в российской правовой системе на современном ее этапе имеют нормы международного права и ратифицированные международные договоры России

Международные и региональные гуманитарные стандарты

В рамках конституционного права необходимо затронуть и международные гуманитарные стандарты, так как эта сфера общих вопросов человечества и они должны стать источником формирования обязательств и обязанностей государств

На современном этапе мирового развития именно эти стандарты определяют ориентир в сфере прав человека и гражданина. Традиционно в понятие международных гуманитарных стандартов входят международные договоры о защите прав и свобод человека и гражданина, практика международных судов в этой сфере, а также гарантии прав и свобод человека и гражданина, которые должны быть реализованы в национальном законодательстве

Принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщая декларация прав человека стала во многом правовым фундаментом для сотрудничества государств мира в гуманитарной сфере, приобрела характер правового обычая обязательного для исполнения, подтвердив эксплицитный (открытый, явный) статус зафиксированных в ней норм. Например, в Конституции Боливии 1967 года (в ред. 2004 года) понятие основных прав и гарантий личности толкуется и применяется согласно положениям Всеобщей декларации прав человека, а также в преамбуле Африканской хартии прав человека и народов, принятой на встрече глав государств членов ОАГ в 1981 г., где была зафиксирована решимость «строго руководствоваться Уставом Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларацией прав человека»

Имплицитный (неявный, подразумевающий согласие) характер признания норм Всеобщей декларации прав человека можно найти преимущественно в судебных актах, в том числе решениях Конституционного суда Российской Федерации

Положения Всеобщей декларации прав человека требовали определенного механизма реализации, в том числе с целью установления для государств конкретных обязательств и санкций в случае из нарушения. Такими актами стали международные пакты 1966 года о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах. В них устанавливались стандарты прав, которые должны были реализовываться государствами-участниками уже на уровне национального законодательства. Примечательно, что СССР в числе первых среди государств – постоянных членов Совета Безопасности ООН ратифицировал данные пакты в 1973 году

Стоит указать и на некоторые региональные гуманитарные стандарты, значение которых сложно переоценить в сфере защиты прав и свобод человека в современном мире. Подписанная 4 ноября 1950 года в Риме Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и принятые к ней 14 Протоколов выступила ярким примером установления региональных гуманитарных стандартов

В дальнейшем европейские гуманитарные стандарты были существенно дополнены с принятием 18 октября 1961 года Европейской социальной хартии (вступила в силу 26 февраля 1965 года), был сформирован Европейский суд по правам человека. В 2009 году Европейская социальная хартия была ратифицирована Российской Федерацией в отношении права на труд (его справедливые условия, охрану и гигиену, коллективные переговоры, объединения, справедливое вознаграждение, защиту детей и молодежи, профессиональную ориентацию, права работающих женщин на охрану материнства и др.), а также закрепляла право на охрану здоровья, социальное обеспечение и обслуживание, право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту и право инвалидов на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества

Устоявшим считается мнение, что Европейская конвенция 1950 года в определенной мере повлияла на Межамериканскую конвенцию по правам человека от 20 ноября 1969 года, в которой преимуществе фиксировались политические и гражданские права. В соответствии с ней были сформированы Межамериканская комиссия по правам человека и Межамериканский суд по правам человека. Африканская хартия прав человека и народов (1981 год) также внесла существенный вклад в совершенствование защиты прав на региональном уровне: в 2003 году был принят Протокол о правах женщин в Африке, так называемый «Протокол Мапуту» (вступил в силу в 2005 году), а принятый в 1998 году Протокол об Африканском суде прав человека и народов вступил в силу в 2024 году

Всеобщая исламская декларация прав человека в основе своей рассматривало государство (связанное шариатом) в качестве основного гаранта прав и свобод человека, где не требуется каких-либо дополнительной защиты прав человека, их охраны от посягательств со стороны государства. Здесь прослеживается отличие подходов в закреплении прав и свобод, что обоснованно влечет за собой отсутствие принятого механизма реализации в рамках данной Декларации. Права человека в силу божественных источников не могут быть ни ограничены, ни отменены, ни нарушены кем-либо и от них нельзя или отказаться. Таким образом, не может отнесено к исключительной компетенции соответствующих государств соблюдение прав человека – это должно быть предметом их самостоятельных действий на основе принципов Всеобщей исламской декларации прав человека, которые они разделяют

На постсоветском пространстве также принимались региональные гуманитарные стандарты, так образованное Содружество независимых государств (СНГ) в Соглашении от 8 декабря 1991 года устанавливало обязанность по соблюдению общепризнанных норм международного права и гарантировала своим гражданам независимо от национальности или иных различий равные права и свободы. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года подтвердила соблюдение основных прав и свобод человека, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека. В компетенцию Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств входило рассмотрение обращений о нарушении прав человека

В настоящее время существует конституционный механизм и сформированы пределы рецепции международных гуманитарных стандартов в законодательство Российской Федерации в строгом соответствии с положениями Конституции России

Конституция Российской Федерации занимает важнейшее место среди источников конституционного права по следующим основаниям:

- она закрепляет содержание субъективных прав и обязанностей человека и гражданина на территории России;
- определяет систему органов государственной власти и органов местного самоуправления и устанавливает уровень их нормативного регулирования;
- закрепляет основы федеративного устройства России и проводит разграничение компетенции между Российской Федерацией и субъектами

Ответственность в конституционном праве имеет свою специфику. Так, нередко указывается на разделение ответственности за нарушение конституции и ответственность за нарушение конкретных конституционно-правовых норм. И если в первом случае не обеспечивается прямое действие основного нормативного правового акта государства, имеет место быть необходимость устранения несоответствия одних нормативных правовых актов другим, то во втором – ответственность за нарушение конкретных конституционно-правовых норм физическим или должностным лицом (административная, гражданская, уголовная ответственность)

Специфика заключается в том, что здесь ответственность не носит строго конституционно-правовой характер, однако наступает в связи с нарушением норм конституционного права. Таким образом проявляются особенности конституционно-правовых норм, которые преимущественно не содержат санкции, а по своей природе требуют механизма реализации уже в отраслевом законодательстве

Роль Конституции, как основного источника конституционного права определяется тем, что в ней устанавливаются конституционно-правовые нормы, являющиеся основополагающими для всех других источников конституционного права. Именно Конституция определяет систему нормативных правовых актов на территории России в зависимости от их юридической силы

-2

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под источниками конституционного права. Дайте определение и приведите примеры источников конституционного права
2. Можно ли провести классификации источников конституционного права и если да, то по каким основаниям это можно сделать. Предложите свои основания для классификации источников конституционного права. Обоснуйте свой ответ
3. Какими признаками обладают источники конституционного права. Перечисли их и обозначьте конкретные источники, где эти признаки проявляются
4. Источники конституционного права: виды и специфика в современных условиях. Укажите какие факторы влияют на их специфику
5. Приведите примеры международных гуманитарных стандартов в истории человечества. Укажите характерные особенности таких стандартов и их роль в праве
6. Раскройте роль региональных гуманитарных стандартов для защиты прав и свобод человека и гражданина. Приведите примеры региональных гуманитарных стандартов, охарактеризовав каждый из них
7. Каково значение принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека для современного мироустройства

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА

С уважением, Наталья Ковалева

Еще больше интересного здесь и здесь