Найти в Дзене

«С братом и племянником Нина всегда общалась тепло, а вот с Наташей у неё почти 40 лет шла война»

Увидев фамилию Крачковская в титрах старого фильма, большинство зрителей сразу ассоциируют её с Натальей, известной актрисой, сыгравшей в таких картинах, как «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Эта веселая планета» и многих других. Однако лишь немногие осведомлены о существовании другой актрисы с аналогичной фамилией — Нины Крачковской. В 1950-60-х годах Нина Крачковская пользовалась значительной популярностью, однако её дальнейшая карьера сложилась менее удачно по сравнению с Натальей. Какие связи, помимо фамилии, существовали между двумя актрисами, и каковы были их взаимоотношения? Нина Крачковская родилась 17 апреля 1930 года в Москве в интеллигентной семье. Её отец, академик Василий Поликарпович Крачковский, был выдающимся специалистом в области железнодорожного строительства и занимал должность декана путейского факультета Московского института инженеров транспорта. Мать Нины, окончившая Институт благородных девиц, после замужества посвятила себя домашнему хозяйст

Увидев фамилию Крачковская в титрах старого фильма, большинство зрителей сразу ассоциируют её с Натальей, известной актрисой, сыгравшей в таких картинах, как «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Эта веселая планета» и многих других. Однако лишь немногие осведомлены о существовании другой актрисы с аналогичной фамилией — Нины Крачковской.

Нина Крачковская
Нина Крачковская

В 1950-60-х годах Нина Крачковская пользовалась значительной популярностью, однако её дальнейшая карьера сложилась менее удачно по сравнению с Натальей. Какие связи, помимо фамилии, существовали между двумя актрисами, и каковы были их взаимоотношения?

Нина Крачковская родилась 17 апреля 1930 года в Москве в интеллигентной семье. Её отец, академик Василий Поликарпович Крачковский, был выдающимся специалистом в области железнодорожного строительства и занимал должность декана путейского факультета Московского института инженеров транспорта.

Мать Нины, окончившая Институт благородных девиц, после замужества посвятила себя домашнему хозяйству и воспитанию детей — у Крачковских также был сын Владимир, родившийся в 1923 году.

В начале 1938 года Василий Крачковский и его супруга были арестованы. Через несколько месяцев отца приговорили к смертной казни, а мать, проведя год в заключении, была освобождена. Квартиру Крачковских конфисковали, и брат с сестрой некоторое время проживали у родственников. После возвращения матери им предоставили комнату в коммунальной квартире.

Взрослея, брат и сестра Крачковские оба выбрали карьеру в кино: Владимир стал звукорежиссером, а Нина — актрисой. В 1954 году она завершила обучение в ВГИКе, где сначала училась у Василия Ванина, а после его смерти — у Владимира Белокурова.

Дебют Нины Крачковской в кино состоялся в 1952 году, однако это была не игровая лента, а анимационный фильм по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек». Мультфильм был создан с использованием популярной в то время технологии «эклер», при которой сцены сначала разыгрывались живыми актерами и снимались на пленку, а затем проецировались на специальные экраны, и персонажи переводились на бумагу.

В «Аленьком цветочке» Нина Крачковская исполнила роль главной героини — Настеньки, которую она не только сыграла, но и озвучила. В 1954 году Нина наконец-то смогла появиться на экране в полнометражном фильме — в картине «Командир корабля» она сыграла Наташу, сестру одного из главных персонажей.

"Командир корабля" (1954)
"Командир корабля" (1954)

После этого Крачковскую пригласили в другой фильм — «Кортик», основанный на романе А. Рыбакова, где она исполнила роль сотрудницы райкома комсомола Вали Ивановой. Среди других значительных работ молодой актрисы в 50-х годах можно выделить роли маленькой госпожи в сказке «Звездный мальчик», Лены в революционном фильме «Они были первыми», Лидии Петровны в «Педагогической поэме», Люси в мелодраме «Есть такой парень» и Маши в военном фильме «Мичман Панин».

"Есть такой парень" (1956)
"Есть такой парень" (1956)

Кроме того, после окончания института Нина вошла в труппу Театра-студии киноактера, где проработала почти 40 лет, участвуя в нескольких десятках постановок, во многих из которых исполняла главные роли.

Во время учебы в институте Нина Крачковская познакомилась со студентом операторского факультета Владленом Трошкиным, и вскоре они заключили брак. В 1956 году у них родилась дочь Елена.

Владлен Трошкин впоследствии стал известным режиссером-документалистом и оператором. Одним из его значимых авторских проектов была кинолетопись БАМа, которую он вел с 1974 по 1990 год. За эту работу Владлену Трошкину было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.

В последние годы своей жизни Трошкин занимал должность генерального директора Центральной студии документальных фильмов. Он и Нина Крачковская прожили вместе около 60 лет, до его смерти в 2015 году.

Нина Крачковская с мужем
Нина Крачковская с мужем

Елена, дочь актрисы, окончила киноведческий факультет ВГИКа и работала редактором на киностудии «Мосфильм». В отличие от своей младшей сестры, Владимир Крачковский не спешил вступать в брак. Лишь достигнув почти сорока лет, он нашел свою невесту.

Его избранницей стала начинающая актриса Наташа Белогорцева, которая впоследствии стала известной звездой советского кинематографа под именем Наталья Крачковская.

Отец Натальи погиб на фронте, а мать работала актрисой в Московском театре имени А. Пушкина. С раннего возраста Наташа мечтала о карьере в театре.

После окончания школы она с первого раза поступила во ВГИК, но проучилась всего несколько месяцев: однажды, переходя дорогу, Наталья попала под автомобиль и в результате сильного ушиба практически полностью потеряла зрение. К счастью, это было временное явление.

Тем не менее, врачи строго запретили ей физические нагрузки и яркое освещение, что сделало невозможным ее работу в театре и кино, где постоянно используются софиты.

Однако характер Натальи не позволял ей легко отказаться от своей мечты. Вопреки медицинским запретам, она посещала съемочные площадки, участвуя в массовках и, если повезет, в небольших эпизодах. В середине 60-х годов, во время одной из таких съемок, Наталья познакомилась со звукорежиссером Владимиром Крачковским. Несмотря на почти 15-летнюю разницу в возрасте, они обнаружили много общего.

«Я ощутила такую теплоту и заботу, каких никогда не испытывала. Это необходимо каждой женщине, и мне, несмотря на всю мою силу и стойкость. Я поняла, что это самое главное в жизни. Сказала себе: «Все, это мой человек, мой муж!» — вспоминала Наталья Крачковская.

Владимир, похоже, также осознал, что нашел женщину своей жизни. В противном случае они не прожили бы в гармонии 26 лет, и, возможно, их совместная жизнь продолжалась бы дольше, если бы не разлучила смерть.

Свадьба Натальи и Владимира
Свадьба Натальи и Владимира

Тем не менее, мать и сестра Владимира по каким-то причинам не одобрили его выбор.

«Он привел ее к нам. Он значительно старше. Мы сразу начали отговаривать его. Вся семья не приняла ее. У него были хорошие девушки, и моя мама отпугивала их: „Зачем ты ее привел?“ Она была действительно младше, и интуитивно ощущалось что-то не так…», — делилась Нина.

Вряд ли Нина Крачковская в тот период воспринимала Наталью Крачковскую как конкурентку в сфере кино. На тот момент Белогорцева не имела значительных успехов, оставаясь в основном в массовке, в то время как Нина уже была известной фигурой для зрителей. Однако с начала 1960-х годов ей не везло с ролями, и её персонажи зачастую не упоминались в титрах, как, например, учительница в фильме «Ход конем», переводчица в «Воскресении», кузина в «Гусарской балладе» и кассир на телеграфе в «Берегись автомобиля». Тем не менее, Нина была уверена, что вскоре получит приглашение на роль, пусть и второстепенную. Однако удача улыбнулась не ей, а Наталье Крачковской, которая к тому времени вышла замуж и приняла фамилию мужа.

"Берегись автомобиля" (1966)
"Берегись автомобиля" (1966)

В 1971 году режиссёр Леонид Гайдай начал работу над комедией «12 стульев». Долгое время он не мог подобрать актрису на роль мадам Грицацуевой — «знойной женщины, мечты поэта». Существовали слухи о том, что эту роль хотела бы сыграть Нонна Мордюкова, однако Гайдаю она не слишком нравилась.

Однажды Владимир Крачковский услышал, как Гайдай упомянул, что для роли Грицацуевой ему нужна актриса, похожая на жену звукооператора Крачковского. В тот же день Владимир подошёл к режиссёру и предложил: «Так в чем же дело, снимайте Наталью, у неё есть небольшой опыт». Гайдай был в восторге от этого простого решения, которое, по какой-то причине, не пришло ему в голову. Однако Наталья испугалась большой роли и начала отказываться. Тогда Гайдай попросил её просто подыгрывать актёрам на пробах, пока её страх не утихнет и она не вжится в роль мадам Грицацуевой. После выхода «12 стульев» на экраны, карьера Натальи Крачковской стремительно пошла в гору, и режиссёры начали активно предлагать ей новые роли.

Наталья Крачковская в фильме "12 стульев" (1971)
Наталья Крачковская в фильме "12 стульев" (1971)

Сначала в титрах Наталью указывали как Белогорцеву-Крачковскую, но вскоре первая часть фамилии была опущена, и осталась только Наталья Крачковская. Это обстоятельство показалось Нине Крачковской крайне обидным. Она была уверена, что как режиссёры, так и зрители запутаются в двух Н. Крачковских.

«Мне приносят огромный сценарий, я начинаю читать, а на десятой странице написано: «В Одессе, около магазина, сидит полная женщина и чистит рыбу». Я закрываю и возвращаю, потому что это не по адресу», — вспоминала Нина.

Неудивительно, что к жене брата Нина всегда относилась с неприязнью.

«С братом и племянником Нина всегда общалась тепло, а вот с Наташей у неё почти 40 лет шла война», — делилась актриса Татьяна Конюхова.

Однако, если разобраться, двум актрисам было нечего делить. Одинаковая фамилия не должна была стать причиной конфликта. А что тогда говорить о Васильевых, Борисовых, Мироновых, Яковлевых и других артистах, у которых не по одному, а по нескольку родственников и однофамильцев?

Тем более, что Нина продолжала сниматься в кино в 1960-х, 1970-х, 1980-х и даже в 2000-х годах. Правда, главную роль ей так и не предложили. Однако и у Натальи в её фильмографии также были в основном эпизодические роли.

В том, что фильмография Натальи Крачковской оказалась значительно более обширной, чем у Нины, нельзя обвинять ни одну из актрис. Это связано с тем, что типаж Натальи оказался более востребованным в киноиндустрии.

Данный факт ярко иллюстрируется эпизодом с режиссёром Леонидом Гайдаем. Однажды Наталья поделилась с ним своим желанием похудеть, чтобы выглядеть стройной и привлекательной с длинными ногами. В ответ Гайдай, взяв её за руку и выведя в коридор, произнёс:

«Смотрите, сколько здесь красивых, стройных и длинноногих женщин. Но все они проходят мимо, а снимаетесь у меня вы».

Стоит отметить, что обе Крачковские несколько раз снимались вместе — в комедии Гайдая «Не может быть» и в музыкальном фильме «Нейлон 100%». Интересно также, что звание Заслуженной артистки Российской Федерации Нина получила на семь лет раньше, чем Наталья.

Нина Крачковская в фильме"Нейлон 100%" (1973)
Нина Крачковская в фильме"Нейлон 100%" (1973)

22 ноября 2015 года Нина похоронила своего единственного и любимого мужа, с которым она прожила в счастливом браке ровно 60 лет, и с тех пор её жизнь, по её собственным словам, утратила смысл. Через несколько месяцев не стало и её соперницы Натальи, и Нина проводила её в последний путь — при жизни родственницы почти не общались, и Нина Васильевна не разделяла увлечения Натальи Леонидовны сенсациями и ток-шоу.

Изредка Нина утверждала, что игнорировать талант Натальи было бы глупо. Она подчеркивала, что Наталья была чрезвычайно яркой и харизматичной на экране.

12 марта 2021 года Нина Крачковская скончалась. Через месяц ей исполнился бы 91 год. Она была похоронена на Троекуровском кладбище в Москве, как и Наталья Крачковская.