Найти в Дзене

Положите трубку, наконец! Сотрудник спецслужб и специалист в области платежных систем объясняют, почему невозможно техническими средствами

Оглавление

решить проблему телефонных мошенников

Часть 2.

Часть 1

«Налог на коррупцию»

У опытных оперативников большие сомнения, что телефонные преступления, в схеме которых появляются курьеры, забирающие у деньги у жертв, вообще возможно организовать с территории Украины.

Офицер Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий на условиях анонимности рассказал «Новой»: «Курьеры — это, как правило, маргиналы, которые, получив пакет, а то и сумку, набитую пятитысячными купюрами, могут скрыться. Поэтому их обязательно «ведут» соучастники преступления, они присматривают за курьером от самого подъезда жертвы. Стоит курьеру отклониться от маршрута, к нему тут же подойдут парни спортивного телосложения и предупредят, что за «крысятничество» можно сильно поплатиться здоровьем».

Мой собеседник убежден, что телефонные мошенники, работающие с курьерами, — это члены ОПГ, действующей на территории России под патронажем криминальных авторитетов.

У которых, в свою очередь, хорошие завязки в правоохранительных органах. «А с территории Украины в массе своей работают аферисты, которые ограничиваются выцыганиванием кодов из эсэмэсок. Там речь про хищение не миллионов, а десятков или сотен тысяч рублей. Правда, количество таких преступлений исчисляется тысячами».

Что верно, то верно. Тысячи подобных преступлений не то что не раскрыты — по ним даже уголовные дела возбуждаются со скрипом. Потому что там и жертвы преступлений не такие знаменитые, как Лариса Долина, и навар телефонных мошенников поскромнее. Хотя это тоже очень большие суммы для простых россиян. А в целом по стране это сотни миллиардов рублей.

Такую цифру еще в сентябре прошлого года на экономическом форуме во Владивостоке назвал зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов. Он озвучил прогноз, согласно которому, при текущей динамике количества преступлений телефонных мошенников по итогам 2024 года потери россиян от них составят 300 миллиардов рублей. Из которых 20%, то есть 60 миллиардов рублей, — это «налог на коррупцию», то есть взятки жуликоватым сотрудникам правоохранительных органов. Поэтому-то и неудивительно, что раскрываемость преступлений телефонных мошенников очень низкая. И как ни печально, количество обманутых россиян, похоже, будет только увеличиваться.

Иммунитет не образуется

15 лет назад программист, специалист в области платежных систем Дмитрий Артимович вместе со своим братом провел хакерскую атаку на сайт продажи билетов «Аэрофлота». В результате с 15 по 24 июля 2010 года клиенты «Аэрофлота» не могли купить в интернете билеты на авиарейсы компании. За это преступление Артимовича приговорили к двум с половиной годам колонии-поселения. После освобождения он занялся просветительством и написал несколько книг. В том числе учебник «Электронные платежи в интернете» и бестселлер «Я хакер».

В разговоре со мной Дмитрий Артимович очень скептически оценил перспективы прекращения деятельности телефонных мошенников техническими средствами. По его мнению, телефонное мошенничество — это не техническая проблема, а вопрос социальной инженерии, то есть игры на доверии:

— Раньше был популярен так называемый кардинг, то есть копирование пластиковых карт или данных карт. Вот кардинг — это как раз техническое мошенничество. В США очень эффективно боролись с кардингом, заставив банки компенсировать украденные деньги по заявлению клиента. В Штатах банк должен либо вернуть деньги, либо доказать, что потратил их именно ты. Отсюда появились системы 3D Secure, пин-коды — когда ты подтверждаешь транзакцию. Подтверждение через код в эсэмэске защищает не тебя, а банк от твоих претензий. Поэтому ни один сотрудник банка никогда не будет просить продиктовать цифры, отправленные банком СМС-сообщением. Если кто-то просит продиктовать цифры, надо тут же обрывать разговор. Это мошенники.

По мнению Дмитрия,

главное, что развязывает руки мошенникам, — это безграмотность населения.

Загружено с ошибкой.

Фото: Иван Водопьянов / Коммерсантъ

Мошенники при помощи методов социальной инженерии — то есть банально провоцируя на эмоциональные, невзвешенные решения — буквально вытаскивают из жертвы код, пришедший в СМС. То есть убеждают подписать транзакцию.

Артимович считает, что самый эффективный способ борьбы с телефонными мошенниками — это просвещение. Начиная со школы людей необходимо учить, что такое банковский счет. Что пока деньги лежат на счете в банке, ответственность за них несет банк. Что не существует никаких особых «безопасных счетов»: все счета, открытые в банках, безопасные. И не надо никуда переводить свои деньги, подписывая перевод кодом, полученным из банка при помощи СМС.

Вероятно, действительно начинать финансовое просвещение населения нужно со школы, никак не позже.

Потому что поразительную безграмотность проявляют даже те люди, у которых, казалось бы, по долгу службы должен бы выработаться иммунитет к действиям мошенников. Вот совсем свежий — январский пример.

21 января пресса и телеграм-каналы сообщили про 71-летнюю Ольгу Серову, которая до выхода на пенсию трудилась руководителем Корпорации развития Самарской области и помощницей на тот момент губернатора области Владимира Артякова.

В одном из офисов банка ВТБ Ольга Серова сняла со своих счетов 350 миллионов рублей и 800 тысяч долларов, почти центнер наличных денег. Менеджеры банка два дня уговаривали женщину отказаться от этих действий, но она настояла на своем. Получив деньги на руки, она передала все средства злоумышленникам.

После визита в ВТБ Серова отправилась в Сбербанк. Но там она не смогла снять деньги. Специалистам Сбербанка удалось убедить пенсионерку, что она стала жертвой мошенников. В итоге Ольга Серова обратилась в полицию с заявлением о преступлении..

Подпишитесь на канал "Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ" - все самое главное о здоровье, технологиях и деньгах