Духота
В переводе с английского Cybersport - это "компьютерный спорт" или "электронный спорт". Имеется множество способов для перевода этого слова, но, я думаю, всем и так понятно что это. Киберспорт - это соревновательные состязания на основе компьютерных игр и приложений, которым предшествуют тренировки, как и в любом другом виде спорта.
1970-е гг.
19 октябре 1972 г. в 20:00 на базе Стэнфордского университета был проведён, как принято считать, первый публичный киберспортивный турнир. Именно США стали первооткрывателями в этой области. Так, Стэнфорд собрал преподавателей и студентов в лаборатории изучения искусственного интеллекта, чтобы посоревноваться в игре Spacewar (“Межгалактическая олимпиада по Spacewar”). Победителем стал Брюс Баумгарт, получивший в качестве приза годовую подписку на журнал Rolling Stone. Эта игра одна из первых цифровых видеоигр, смысл которой заключался в том, чтобы маневрировать космическим кораблём, пытаясь уничтожить корабль соперника.
Spacewar была выпущена в 1962 г. Стивом Расселом, никнейм которого был "Slug" или по-русски "Слизняк". Ему помогали Мартин Грец и Уэйн Витенен, которые организовали творческую группу Hingham Institute. Сама разработка игры началась только в 1961 г., а основывалась она на платформе мини-компьютера DEC PDP-1 в Массачусетском технологическом институте (МТИ). Ради справедливости нужно упомянуть, что над игрой работали 6 человек, свой вклад также внесли - Питер Самсон, Боб Сандерс и Стив Пайнер.
Первый турнир проходил на простых правил - какой игрок или команда наберёт наибольшее количество очков, тот и считался победителем. Было всего несколько режимов - однозачётный, командные 2 на 2 и FFA (каждый сам за себя). Сама турнирная таблица была устроена по схожей системе гимнастики или лёгкой атлетики, где результаты спортсменов определяются в данный момент времени на конкретном снаряде, а не борьба друг против друга (аркадные игры не позволяли проводить соревнования напрямую).
Турнир имел большое значение в истории киберспорта, он освещался множеством профильных и спортивных СМИ (один из них спортивный журналист из Stone Sports - Стюард Бранд) и был организован на достаточном уровне, что стало стимулом для других университетов и организаций в сферах видеоигр и IT для проведения собственных состязаний.
Стоит отметить забавный факт, чтобы привлечь игроков была вывешена надпись "Бесплатное пиво!".
1980-е гг.
В 1980 г. проходил первый официальный чемпионат по Space Invaders, который проводился компанией Atari. Он стал одним из масштабных событий того времени в области киберспорта. Со всех Соединённых Штатов было собрано более 10 тысяч игроков, что стало первым таким большим по охвату. Такое количество участников привлекло многочисленные СМИ, которые помогли раскрутить такие спортивные состязания уже не только в США, а во всём мире. Крупнейшим издание, опубликовавшим колонку об чемпионате стал "Time". Чемпионкой стала 16-ти летняя Ребекка Хейнеман. В 1981 г. на тех же соревнованиях чемпионом стал Бил Хайнман, который отдавал по 10 часов в сутки на тренировки.
Space Invaders - это видеоигра, разработанная Томохиро Нисикадо и выпущенная в 1978 г. на аркадных автоматах. На разработку игры ушли годы и по разным данным она основывалась то ли на игре 1972 г. - Space Monsters, то ли на игре 1976 г. - Breakout, выпущенной Atari. Сам Нисикадо говорил только о второй игре. Также разработчик упоминал роман "Война миров" - Герберта Уэллса, и Звездные войны. Игра выходила на таких платформах как Nintendo 64, Atari 2600 и 5200, Game Boy Advance, ZX Spectrum, Windows, DOS и др.
Компания Atari была основана 1972 г., переименована в 1984, 1996 и 2003 гг. Основателями являются Нолан Бушнель и Тэд Дабней. Компания занималась разработкой и изданием компьютерных игр. Первая компания просуществовала с 1972 до 1984 гг., кризис индустрии видеоигр 1983 г. развалил её.
9 февраля 1982 г. Уолтер Дей организовал первую в мире службу видеосудейства. Причиной этому стала статья газеты Time, которая в 1981 г. написала об 15-летнем Стиве Юрашке из Иллинойса, он поставил мировой рекорд в аркадной игре Defender. Продолжительность его игры составила 16 часов подряд и это стало причиной для создания такой службы, ведь сам Уолтер знал ещё одного человека с тем же рекордом, но СМИ его просто не заметили.
В 1983 г. Уолтер собрал первый профессиональный состав, который колесил по всем Штатам в поисках соревнований - Национальная команда видеоигр (U.S. National Video Game). В этом же году им был организован турнир North American Video Game Challenge, где победителем стал Тим Коллум, в январе 1984 г. его признали игроком года наряду с Беном Голдом, Билли Митчеллом, Эриком Гиннером и Стивом Харрисом. Можно отметить, что в 1983 г. прошли соревнования по Twin Galaxies - Twin Galaxies Video Game Olympics, а в 1985 г. очередной North American Video Game Challenge. Под руководством команды Уолтера велись такие журналы как Top Score Newsletter и Electronic Game Player Magazine.
В 1988 году была выпущена Netrek, игра во вселенной Star Trek, где 16 игроков брали стратегический контроль на фракциями Федерации, клингонов, ромуланцев и орионцев. Несмотря на то, что это была первая командная мультиплеерная игра (и третья, полноценно использующая интернет), ситуация на ПК не изменилась: сражения на карте галактики проводили все те же ученые. Правда, уже не соблазненные бесплатным пивом, но все еще заключенные в маленькие кружки по интересам.
1980-е гг. стали ключевыми для игровой индустрии и киберспорта. От аркадных игр начался переход к консолям. Некоторые соревнования начали проходить ежегодна, были сформированы команды, судейский состав и др. Всё это облегчало ведения статистики рекордов в видеоиграх и турнирах. Мир начал выходить на новый уровень.
1990-е:
В 1990-е гг. Nintendo стала первой компаний, ориентирующихся на консоли, которая учредила новые традиции киберспорта и организовала собственные соревнования - Nintendo World Championships. Она пришла из Японии в США заняв первую позицию в игровой индустрии. Компания, которая была основана 23 сентября 1889 г., производящая изначально игровые карты "Ханафуда" перешла к игровым системам Nintendo с 1985 г. - Nintendo Entertainment System. В этом же году вышла игра - Super Mario Bros.
Первый турнир прошёл в 1990 г., а именно 8 - 11 марта, в Автомобильном здании Фэйр-Парка в Далласе, Техас. Дальше соревнования прошли по 29 городам США. Все участники были разделены на 3 возрастные группы - 11 лет и младше, 12 - 17 лет и 18 лет и старше. Состязания проходили в течение трёх дней и завершались сражением двух лучших бомбардиров за титул чемпиона города. Победитель получал приз в размере 250 долларов США и поездку на двоих на Мировой финал в Universal Studios Hollywood в Лос-Анджелес, Калифорния. Занявший второе место выигрывал Nintendo Power Pad и Game Boy.
Чемпиона мира по Nintendo World Championships проходил 7 - 9 декабря 1990 г., как писал выше, в Лос-Анджелес в кинотеатре Star Trek Theater, ныне DreamWorks Theater. На нём участники разыгрывали катриджи Nintendo World Championships 1990 (по 30 городам США и Канады) для Nintendo Entertainment System. В них содержались три индивидуальные мини-игры, а именно Super Mario Bros. (1985 г.), Rad Racer (1987 г.) и Tetris (1989 г.). Цель состоит в том, чтобы набрать высокий балл в соответствии с пользовательской формулой начисления очков во всех играх за общее время, равное 6 минутам и 21 секунде.
Первая игра, в которую он играет, - это версия Super Mario Bros. в котором игроку дается 99 жизней и цель собрать 50 монет на первом уровне. После сбора 50-й монеты заиграет музыка "закончил замок" и отобразится счет.
Вторая игра - "Трасса 1" Rad Racer на автомобиле с двойным турбонаддувом 328. Игрок должен закончить трассу как можно быстрее. Часы в игре не показаны, но картридж ведет внутренний отсчет. После завершения Rad Racer отображается его результат, умноженный на 10 и добавленный к предыдущему результату Super Mario Bros. .
Последним идет тетрис от Nintendo в режиме A-type. Все оставшееся до конца чемпионата время разыгрывается здесь. Цель игрока - просто набрать лучший результат. Результат по тетрису умножается на 25 и добавляется к предыдущему результату Super Mario Bros. и Rad Racer набирает очки.
По истечении всего времени на экране появится надпись "Время!" и окончательный счет, сумма предыдущих результатов и их множители.
По разным возрастным группам были разыграны титулы чемпиона мира 1990 г. Джефф Хансен победил в категории до 11 лет, Тор Аакерлунд в 12 - 17 лет, а Роберт Уайтман в 18 лет и старше. Раунда за первенство между ними не проходило официально, однако неофициально победителем стал Тор Аакерлунд, второе место занял Джефф Хансен, ну и третье Роберт Уайтман. Каждый из победителей были награждены 10 000 долларами США, автомобилем Geo Metro с откидным верхом 1990 г. выпуска, 40-дюймовым телевизором с задней проекцией и золотым призом Mario trophy. Занявшие второе место получили сберегательные облигации США на 1 000 долларов США и серебряный приз Марио.
Аналогичные соревнования Nintendo проходили в 1991 и 1992 г., а с 1994 г. и вплоть до 2017 г. Также с 1994 г. проходил Nintendo PowerFest'94. В этом же году видеомагазин Blockbuster Video совместно с американским журналом GamePro провёл состязание по Sonic the Hedgehog 3 и Virtual Racing. Киберспорт в первой половине 1990-х гг. выходит на новый уровень СМИ, такие как Life и Time, отмечают, что за ними будущее - они стали регулярными и завлекают большое количество молодёжи. По телевизору стали крутить передачи про цифровой спорт - Starcade и That's Incredible.
С 1990 г. начались дружеские состязания по Doom, которая сама их и предложила. При помощи модемной IPX-сети проходили дуэли. Но главным двигателем прогресса стала компания Blizzard (основана в 1991 г.) со своей игрой Warcraft. Первые игры компании стали Rock N' Roll Racing и The Lost Vikings. 23 ноября 1994 г. вышла Warcraft: Orcs & Humans, ставшая прорывом игровой индустрии. В 1995 г. начались радикальные изменения в игровых состязаниях:
- В декабре выходит Warcraft II: Tides of Darkness, чей мультиплеер наконец стал использоваться вне рамок дружеских матчей. Игра почти мгновенно стала завсегдатаем крупных онлайн и LAN-турниров.
- В августе выходит Command & Conquer, духовный наследник Dune - предыдущей работы Cryo Interactive.
- В октябре выходит Doom II, получивший редактор карт.
- В том же месяце турнир Judgment Day 95, организованный онлайн-сервисом DWANGO, собирает огромное количество человек на этапе отбора участников - 22 сервера едва справляются с нагрузкой. Основными дисциплинами стали DOOM, DOOM II и Heretic, но разделения по играм не было, и прибывший обязан был показать себя в каждой.
Следующим этапом в развитие киберспорта стало появление компьютерных клубов на европейском рынке, где частым явлением становятся локальные турниры по популярным играм. 31 мая 1996 г. компания Id Software делает упор на соревновательный мультиплеер, спустя полмесяца они организуют QuakeCon'96 и компьютерный спорт занимает первое место в киберспортивной среде, выдавливая с рынка консоли и аркадные автоматы. В следующем году уже проходил QuakeCon'97 и т.д.
Quake стала новой основой в игровой индустрии. 17 декабря 1996 г. появилось дополнение QuakeWorld, с помощью которого стало возможным организовывать интернет-баталии и вводить так называемый clien-side prediction - функцию, позволяющую уменьшить задержку сервера путем вычисления траекторий движения внутриигровых объектов. А уже в мае 1997 г. Джон Кармак (основатель Doom и Quake) организовал турнир Red Annihilation, где главным призом стал ярко-красный Ferrari 328 GTS, которую один из основателей Wolfenstein купил после релиза игры. Призовой фонд киберспорта вышел на один из пиковых уровней для того периода. Состязание за первенство на этом рынке стали масштабней и серьёзней.
Успех Quake спровоцировал следующие события:
- 27 июня 1997 года банкир Энджел Мухос продаёт свой бизнес и создаёт сперва сайт The Adrenaline Vault, а затем организовывает на его основе Cyberathlete Professional League — первую киберспортивную организацию.
- Professional Gamers League, получившая инвестиции от производителей железа (AMD, AT&T, Logitech и др.), рождается в январе 1998 года. Под её крылом проходят турниры, отличающиеся скрупулезным подходом к отборочным матча: почти полторы тысячи человек превращаются в сотню лучших, и лишь восемь из них попадают на LAN-этап с призовым фондом в 15 000 долларов.
Игры StarCraft, Unreal и Quake окончательно укрепили желание разработчиков использовать киберспортивные турниры в качестве рекламы своих игр, собирая толпы фанатов. Новый удар по игровой индустрии стала Half-Life - Counter-Strike, Гейб Ньюэлл (Габен), а именно модификация к игре.
Half-Life была разработана студией Valve Corporation, основанной в 1996 г. выходцами зи Microsoft - Майклом Харрингтоном и Гейбом Ньюэллом. Он решили создать страшный 3D-шутер, а для этого они купили лицензию у Id Software на движок Quake. За основу была взята книга Стивена Кинга "Туман". Также своё влияние оказали сериалы - "Секретные материалы" (с 1993 г.), "За гранью возможного" (с 1963 г.) и последняя серия "Пограничная полоса" (с 1963 г.). За сюжет и персонажей с 1997 г. отвечал писатель-фантаст Марк Лэйдлоу. И уже 1 сентября 1998 г. была выпущена Half-Life: Day One, а 12 февраля 1999 г. Half-Life: Uplink.
С серий игр Doom, Quake и Half-Life - Counter-Strike мир киберспорта вошёл в новую эру, в новом XXI в.
Дополнение:
- В 1979 году появились аркадные автоматы Asteroids и Starfire, которые впервые позволили игрокам увековечить себя в списке рекордов с помощью уникального кода. Поскольку только несколько автоматов предлагали возможность играть друг против друга, эти списки стали показателем мастерства игрока и первым шагом к построению киберспортивной культуры.
- Сразу после победы в NWC Тор Аакерлунд в 1990 г. стал официальным представителем по видеоиграм Camerica Corporation, прямого конкурента Nintendo. Джефф Хансен позже стал представителем Соединенных Штатов в Японии, где выиграл титул чемпиона мира в Токио, Япония. И снова в Лас-Вегасе в матче-реванше с японским чемпионом Юичи Суямой.
- В 1990-е гг. в Южной Корее появилась OnGameNet Starleague, которая стала специализироваться на StarCraft.