Найти в Дзене

Темы, сюжеты, истории, мотивы и предметы – Часть II

В предыдущей серии было заявлено, что тема – это некое личное авторское высказывание, и оно может не иметь с сюжетом ничего общего, а может быть с ним связано. Если нужно освежить память, тебе сюда. Кроме того, я отметил, что автор иногда в принципе не задумывается, что его произведение о чем-то. Точнее было бы сказать – не всегда осознаёт. Дело в том, что, хотим мы того или нет, волнующие нас темы будут проникать в любой наш материал, особенно если мы пишем без чёткого понимания, о чем книга (о чём она тематически, а не по сюжету). Такое «неосознанное» творчество у начинающих авторов, особенно если они желают показать всему миру свою гениальность, может приводить к наполнению текста несколькими темами. Но глобальная тема у произведения должна быть только одна. Иначе получается обо всём и ни о чём. Тема одна, а смысловых мотивов, поддерживающих тему, может быть несколько. Например, «Дюна» Герберта затрагивает экологию, политические интриги, природу власти, религию, экономику… Но это вс
Чужие (1986)
Чужие (1986)

В предыдущей серии было заявлено, что тема – это некое личное авторское высказывание, и оно может не иметь с сюжетом ничего общего, а может быть с ним связано. Если нужно освежить память, тебе сюда.

Кроме того, я отметил, что автор иногда в принципе не задумывается, что его произведение о чем-то.

Точнее было бы сказать – не всегда осознаёт. Дело в том, что, хотим мы того или нет, волнующие нас темы будут проникать в любой наш материал, особенно если мы пишем без чёткого понимания, о чем книга (о чём она тематически, а не по сюжету).

Такое «неосознанное» творчество у начинающих авторов, особенно если они желают показать всему миру свою гениальность, может приводить к наполнению текста несколькими темами.

Но глобальная тема у произведения должна быть только одна. Иначе получается обо всём и ни о чём. Тема одна, а смысловых мотивов, поддерживающих тему, может быть несколько.

Например, «Дюна» Герберта затрагивает экологию, политические интриги, природу власти, религию, экономику… Но это всё мотивы. А тема книги – это вопрос о том, почему люди слепо, почти религиозно следуют за своими вождями.

«Песнь льда и пламени» Мартина – настоящий ворох мотивов, и сам автор сказал о нём так: «Если бы я мог резюмировать эти книги в нескольких предложениях, мне не пришлось бы их писать». Но если почитать вдумчиво, мы обнаружим одну глобальную тему. «Песнь» исследует природу власти и её разрушающее воздействие на человека.

Непонимание принципа одной темы превращает историю в несвязную мешанину ситуаций и лишает автора мощнейшего инструмента проектирования истории и персонажей.

В определённых вопросах – и выбор темы к ним относится – автор должен стремиться к элегантной простоте. Сюжет должен быть понятен читателям (или зрителям), а тема, понятная и близкая автору, должна быть одна.

Вот еще несколько примеров сюжетов и тем из фильмов, которые вы, уверен, смотрели (а иначе – что вы здесь делаете?):

Побег из Шоушенка. Энди Дюфрейн отбывает в тюрьме срок за преступление, которого не совершал. Выдержав все испытания сурового тюремного мира, в финале он совершает дерзкий побег, который готовил всё это время.

Это – сюжет, или один из возможных способов его описать.

А тема такая: Свобода – это состояние души.

Таксист. Трэвис Бикл, психически неуравновешенный ветеран Вьетнама, колесит на своём такси по ночным улицам и мечтает очистить мир от грязи. Одержимость спасением мира заставляет его начать готовить покушение на кандидата в президенты, но в конечном итоге Бикл просто расстреливает каких-то подонков, чтобы спасти двенадцатилетнюю проститутку Айрис от непоправимого морального падения.

Это – сюжет. Фильм исследует состояние изоляции и заставляет нас задуматься, не является ли Бикл более вменяемым, чем декадентское и циничное общество, в котором живет. Мы видим, что он никогда не сможет стать частью этого общества.

Тема: Что безумнее – мир или человек, которого этот мир отверг?

Чужие. Рипли возвращается на LV-426 в составе военного отряда, отправленного для спасения семей колонистов. Но выжила только одна маленькая девочка. Теперь всех персонажей ждет судьба колонистов. Смогут ли закаленные солдаты выжить в этом столкновении? Таков сюжет. Но фильм посвящён материнству. Неспроста центральной сценой в режиссерской версии является та, где Рипли узнаёт о смерти своей дочери, чью жизнь она практически полностью проспала.

Тема: На что пойдёт мать, чтобы защитить своё потомство? Одна из самых напряженных и зрелищных сцен в истории фантастического кино – это битва двух матерей в финале «Чужих».

Если мы назовём сюжетом – то, что происходит, а историей – то, почему нас происходящее трогает, то тема как раз окажется философским камнем, превращающим сюжет в историю.

Сюжет не определяет, насколько глубоко нас трогает история. Это делает тема.

И в следующей части статьи мы будем разбирать, какие темы являются наиболее эффективными, и почему.

Продолжение следует…

(Эту и другие статьи, а также будущие материалы только для подписчиков читайте в моём Telegram-канале Писать без блоков.)