„Мысль превыше всего между людьми на земле“
Пифагор
***
Однажды, уже будучи преподавателем йоги в группах взрослых, наблюдала за мучениями беременной ученицы из соседнего зала — крупный живот никак не давал ей выполнить «позу для беременных». На дворе стоял 2009-й год, йога была популярна, классы для беременных требовались повсюду, но знаний даже в нашем направлении катастрофически не хватало. Опыта работы было ещё меньше. Одно дело выполнять позы, которые можно делать в этот период, другое — специальные программы. Ведь необходимо было сопровождать не только изменения в теле мамы в разные периоды беременности, родов и послеродового восстановления, но и грамотное развитие малыша! С медицинской точки зрения ответственность и контроль в перечисленных периодах переходит от врача к врачу. При таком подходе масса непредсказуемости ложится на плечи самой женщины, обычно далёкой от медицины, да ещё и с изменённым гормональным статусом. До сих пор о работе с положением и развитием малыша в пренатальном периоде и раннем младенческом возрасте мало где можно услышать, труд Гленна Домана на эту тему [2] пока вне конкуренции. Работа с беременными и младенцами требовала более глубоких медицинских знаний, да ещё и наложенных на формат физических упражнений без применения фармакологических средств. Предстоял титанический труд необъятного масштаба. Но сострадание, опыт работы с взрослыми, доступ к знаниям, природное любопытство, помноженное на энтузиазм, привели к результатам, конкурентным для реабилитации детишек любого возраста, ещё и с нарушениями в развитии. В наших детских группах все занимались вместе, независимо от диагноза (делили только по возрасту). Представьте актуальность, если вопрос свободы во внутренних средах первостепенен даже для обычного человека!
Цель данной статьи — обратить внимание читателя на основы процессов мышления, с которыми пришлось столкнуться в процессе освоения вышеуказанного опыта. Более чем десятилетние наблюдения за приведёнными анатомическими фактами, изучение их средствами физических упражнений йоги и полученные результаты вдохновляют ими поделиться.
Современному человеку присуще воспринимать процесс мышления как нечто естественное. Но лишь немногие задумываются о его основах, времени и условиях формирования. А уж привычку размышлять на эту тему развивают единицы.
Сделаем некоторое отступление к анатомии [3]. Человек это:
- Опорно-двигательный аппарат;
- Система органов и аппаратов органов;
- Система органов регуляции и контроля за жизнедеятельностью.
Мозг как физический орган относится к пункту № 3. Вспомним о том, как он формируется и при каких условиях растёт и развивается.
Как орган управления условно он имеет три уровня организации, обусловленных эволюцией:
- От рождения до двух с половиной месяцев управляет рептильный уровень (костный, спинной, продолговатый мозг) — регулирование и контроль на уровне непроизвольных функций, все связи головного мозга с периферией тела.
- С 2-х до 6–7 месяцев управление передается эмоциональному (лимбическому) уровню (разделы вокруг продолговатого мозга). Это координация и контроль работы между системами, гормональный уровень, центры равновесия, гравитации и координации сложных движений, тонус скелетных мышц и т.д.
- С 6-7 до 12-18 месяцев подключаются к регулированию таламус, гипоталамус, гипофиз, эпифиз. Формируется память о первичных реакциях на раздражители, гормональные реакции, новые объекты и т.д.
- С 12-18 месяцев до 6 лет период полного формирования и конечного перехода к рациональному уровню управления жизнедеятельностью (ранняя–первобытная–развитая кора головного мозга). Единственный осознаваемый уровень, под управлением которого человек проживёт всю оставшуюся жизнь.
В 3D-представлении каждый последующий уровень окружает предыдущий, как шапочка. Сама кора головного мозга «плавает» в ликворе, количество которого в норме меняется. Он же через твёрдую мозговую оболочку двигает костями черепа. Да-да, кости черепа даже взрослого человека двигаются. Череп умеет «дышать»!
Деятельность каждого уровня организована в своём диапазоне частот по нарастающей, соответственно, с различными скоростями. К примеру, разница между скоростями процессов в эмоциональном и рациональном уровнях порядка 30-40 тысяч раз. Эмоция быстрее мысли в 30-40 тысяч раз (из физики — 1 Гц=1/с, то есть, частота обратна скорости), и попытки контролировать её бессмысленны, это постулат. И если вы слышите от своего «психолога» или «наставника» требование обуздать или научиться контролировать свои эмоции — смело отсылайте его к школьной программе точных наук и делайте соответствующие выводы о уровне его компетенции.
Дальше ещё интереснее: скорость роста мозга человека максимальна к моменту рождения. Она падает весь первый год жизни и практически сводится к нулю к трём годам, когда полностью сформирована основа коры головного мозга. С трёх до шести лет только доформировывается кора. На этом всё — мозг как физический орган больше не растёт!
Вернёмся к условиям формирования физической основы мозга. Находясь в плодном пузыре младенец не испытывает атмосферной нагрузки на тело. В норме он развивается в околоплодных водах в состоянии невесомости и всегда ориентирован головой вниз. Где и кем задаётся это направление — неизвестно. Есть мифологическая версия, что душа летит с другой планеты, и для неё наша Земля и есть небо, к которому тело новорождённого обращено головой. Но! Часто малышу не хватает места, он вынужден ложиться поперёк, тазом вниз, а иногда и вовсе припёрт своим черепом к тазовым костям матери. В таких условиях полноценно сформироваться черепу и особенно его содержимому не получится.
В родах головной мозг получает последний импульс: лишняя жидкость перемещается в плаценту; в момент прохождения по родовым путям кости головы сходятся ближе друг к другу, сжимая её содержимое, а потом как зонт расправляются в исходное состояние и более. Этот естественный родовой стресс как дополнительный толчок способствует всплеску активности мозговых процессов для перехода функционирования тела в условиях атмосферного давления. Первый детский крик и мышечная нагрузка как источник притока кислорода призваны расправить голову, лёгкие, включить рефлексы и прочее.
Первые полтора-два месяца после рождения малыш живёт под руководством только рептильного (рефлекторного) уровня: захватывает всё подряд, отпускать ещё не умеет, уползает без направления, ест, спит, испражняется, реагирует на грубые раздражители. Чем больше мышечной нагрузки на организм в этот период, тем качественнее и объёмнее развиваются и функционируют отделы мозга этого и всех последующих уровней, и связи между ними. Ведь иннервация вдоль трубчатых костей конечностей в этот период — создание привычки к более качественной работе самой лаборатории преобразования костного мозга (кроветворения) всю оставшуюся жизнь. Этот механизм неизменен. К примеру, спинной мозг младенца доходит до крестца, а у взрослого человека только до поясницы. Младенец вырос — длина спинного мозга неизменна. Насколько он вырос и особенно сформировался в первые два месяца, с тем и жить! Состояние шеи и основы черепа так же зависит от того, как прожил человек этот период.
Девиз этого уровня управления — движение ради движения. То есть, формируется сама потребность в движении, которая у человеческих существ стоит на втором месте после потребности дышать. Движение — это фундамент для всех других человеческих способностей [4]. Удовлетворение ребенок получает от самого процесса. К этому факту мы ещё вернёмся.
Был случай, когда с рождения у младенца возникла сильная аллергия на материнское молоко. Животик болел так, что ребёнок в три недели от роду мог отжиматься на ручках и стоять в планке, лишь бы не касаться животом никакой опоры! Никто не учил, жизнь заставила… Упражнения для младенцев этого периода помогли сразу. Семья из четырёх человек потом неделю отсыпалась. И если бы мучения продолжились, а в детской поликлинике было предложено потерпеть до 3-х (!) месяцев, пока дорастут до более проходимого размера желчные протоки, то переход к следующему уровню управления был бы затруднен и отсрочен, да ещё и с передачей сформировавшегося недуга.
Ещё интересный пример: месячный малыш с синдромом Дауна никак не набирал вес, выглядел инопланетно: большая голова с синими прожилками, соединённая со скелетиком в коже. Ел плохо, ничего не усваивалось, двигаться сил не было. Стали делать цикл упражнений перед каждым запланированным кормлением. В четыре месяца мама обратилась в поликлинику для получения выписки ВТЭК. Несмотря на справку из роддома с генетическим заключением ребёнка направили на приём к психологу, психиатру (!) и неврологу за подтверждением диагноза. А всё потому, что ребенок выглядел абсолютно обычным и ей не поверили.
Как только работа органов жизнедеятельности налажена и сформированы устойчивые связи, начинается переход к следующему уровню управления телом — эмоциональному. Ребёнок начинает замечать изменения в окружающей реальности, давая обратную связь. Он фокусирует взгляд, тянет ручки к предметам, выбирает степень усилия и оценивает расстояния, выбирает направление движения, различает голоса, улыбается и прочее. Здесь формируется координация движений, пространственная идентификация и равновесие.
Если на первом уровне детки просто уползают от раздражителя без выбора направления, то на этом этапе, как только ручки укрепляются дети отрывают от поверхности голову с грудью и начинают осматривать пространство, выбирая направление. Оказывается, предыдущие 7–10 недель ребёнок не просто двигался, а ещё и вырабатывал внутренние потребности, отличные от инстинктивных. Чем — непонятно, но к семи неделям они уверенно знают, что им куда-то надо!
У нас занимался Рома, который в 2 месяца «ходил», переставляя ножки по очереди. Понятно, что вертикально его держали, но он сам двигался вперёд, переставляя и отталкиваясь ножками от опоры попеременно. Откуда? Насмотрелся, не иначе.
Мальчик Тихон всегда в этом возрасте ползал к чёрной коробке, куда бы мы её ни поставили. В ней хранились детские игрушки, и в классе она могла стоять где угодно. Он находил её всегда и ползал именно к ней. Оказалось, что дома во время кормления мама клала себе под голову подушку именно чёрного цвета (чёрно-белый диван с подушками). И у малыша сформировалась связь между предметом чёрного цвета и едой. Это ещё двух месяцев нет, а у детей есть такая способность!
Ещё пример — мальчик 3-х месяцев настойчиво «просился» в прыгунки. Как мы это поняли, отдельный анекдот — вроде бы рано, начинали с 4-х, но другие же уже прыгают, и ему надо! Так и приходилось дружную компанию детей 3-4 месяцев «вывешивать» рядом. Они веселились, разворачивались друг к другу лицом и прыгали вместе, «разговаривали» о чём-то своём, пытались взяться за руки, за ноги, причем, этот мало́й задавал всем темп! Именно разговаривали — они вели последовательный, осознанный (чем и где?) диалог!
И ещё один пример: Ульяна в 4 месяца не просто могла удерживать весь свой вес в висе на перекладине, но и легко подтягивалась, веселясь при каждом подходе! Мануальные упражнения давались всем деткам, но подтягивалась только она. И это закономерно: в пренатальном периоде малышку видели на УЗИ с разведёнными в стороны ручками, которыми она активно «добывала» себе место изнутри.
Девиз управления этого уровня — движение ради достижения цели. Здесь осваиваются пространства. Происходит первичная самоидентификация.
Ранняя память, эмоциональные паттерны, способности к чтению и письму закладываются именно в этот период. Здесь же выбирается и тип взаимодействия с окружающим миром — зависимо-потребительский или самостоятельный. Это способность творить события самому или использовать предложенные извне варианты. Если с ребёнком не заниматься, а предлагать игрушки или выполнять желания по первому требованию-крику, то ребёнок привыкает и запоминает привычку удовлетворять свои потребности с внешней помощью. В 5–6 месяцев уже отчётливо видно, какова эта основа.
Вышеупомянутого Тихона в 5 месяцев повезли в гости к бабушке. Та, впервые встретив внука, окружила его максимальной «заботой», несмотря на объяснения родителей. Вернулся ребёнок изменённым — он подползал к маме, взбирался вверх, чтобы прислонить голову к её колену, и начинал криком требовать исполнить его желания. Причём понять его было невозможно: он не мог показать или сказать, что его интересует. И это не потому, что отсутствуют навыки — соответствующие разделы мозга ещё не функционируют физически. Ребёнку запоминалось только состояние «непонимания бытия». Замолкал, переключившись на один из предложенных взрослым варианте, а это зачастую вовсе не то, чего он хотел изначально. Знакомо: плачущий на полу в торговом центре дошкольник на вопрос «что случилось, что ты хочешь?» выдаёт ответ сквозь слёзы «я не знаю»? Были случаи, когда ребёнок начинал заниматься в группе с шести месяцев и уходил, поскольку уже был сформирован такой тип поведения. Для родителей он удобен, для ребёнка — сильно ограничивающий. И что-то менять мамы, начитавшись рекомендаций ВОЗ, уже не хотели.
А если малыш сам двигается к поставленным целям, ему в голову такое не приходит. Взрослому даже не нужно подключаться, важно лишь успевать обогащать этот опыт вариантами. Дети с поразительной настойчивостью исследуют все пространства и предметы вокруг. И ребенок запоминает состояние удовлетворения от достигнутого результата. Он спокоен. Плачем зовёт на помощь, только если не может достичь цели — устал, захотел есть, пополнился подгузник или что-то мешает на пути. Помните книгу Корнея Чуковского «От двух до пяти»? Каждый наш младенческий класс также можно описать как «абонемент в цирк»! Настолько непредсказуемо удивительны младенцы, когда «вдруг» начинают демонстрировать немыслимые для своего возраста поступки! А ведь в классе их 5–10. В ожидании урока могли и капризничать, «вынося мозг» администраторам. Но когда начинался урок, а это полтора-два часа времени, их будто подменяли, настолько интересным оказывался для них мир себе подобных. Обычно в таком возрасте дети живут в семье по одному, поэтому в группе они с огромным интересом познают взаимодействия с себе подобными. Так формируется эмоциональная устойчивость и гибкость, когда действительно есть множество оттенков реальности, а не только чёрное и белое. Это путь к лёгкой обучаемости, высокой скорости в принятии решений, глубине и объёму применяемых знаний, и так далее. Кстати, чтобы родитель ни говорил, из всего невербального периода ребенок копирует прежде всего его поступки и стиль поведения.
Понимаете, какова разница? И если впоследствии вторые могут воспроизвести сценарий первых, то первые никогда не смогут творить как вторые. Не в силу отсутствия желания или опыта, а в силу отсутствия способности мозга как таковой. Зато они вырастают хорошими копировщиками чужого опыта. А вторые — новаторами, изобретателями и так далее. Здесь закладывается устойчивая и хорошо осознаваемая впоследствии морально-нравственная основа жизни индивидуума.
Переход к следующему рациональному уровню управления связан с готовностью передвигаться вертикально, не травмируя голову падениями. Очень важно к этому периоду иметь сильные ноги с хорошо сформированной координацией. Именно это определяет качество функций позвоночника, его гибкость, диапазоны равновесия, надёжность и безопасность в передвижениях черепа. Замечу: падения с высоты собственного роста всё же болезненны. Они могут привести к блокировке способности к самоисследованию. Ребёнок сначала зависает в сценарии помощи и если же взрослые поддались, всё чаще требует удовлетворения своих желаний сторонними ресурсами, вплоть до варианта постоянной основы. Эта блокировка очень знакома детям с ДЦП. Всегда в терапии с ними возвращаемся в эту точку. Поэтому формирование основ коры головного мозга природно начинается с 6-9 месяцев и приблизительно до полутора лет. А с полутора до трёх лет полностью доформировывается основа коры головного мозга. Дети настойчиво подключаются к исследованию устройств и функций предметов. Учатся всему подряд — извлекают звук из любых предметов (привет барабанам и батареям отопления — советую иметь ксилофон, а вместо видео мультиков давать аудио варианты русских сказок, записанных в двадцатом веке), бросают на пол всё подряд, разбирают до винтиков (с обязательной потерей последних) всё вокруг, дабы увидеть их изнутри. Они не просто сопровождают взрослого, но и активно копируют его поступки и манеры. Именно в этот период важно приучить ребенка возвращать предметы на исходное место. Так формируются способности к синтезу, недостижимые для многих впоследствии.
До сих пор самым шедевральным был эпизод с двухлетней Ксюшей, которая попросила восьмимесячную Женю включить в зале свет. И та потянулась к выключателю. Всё бы ничего, если бы не возраст участниц диалога!
Девиз управления этого уровня — исследования свойств объектов и процессов, создание и реализация целей и событий.
Какие бы впоследствии задачи жизнь ни поставила, параметры последующего мышления со всеми его характеристиками зависят от состояния и степени развитости мозга как органа. Говоря проще, первый период — это из каких материалов построен компьютер, второй — какая у него будет модель (объём памяти, тип жёсткого диска, видеокарты и тому подобное), третий — какое программное обеспечение на нём установлено. И всё это формируется в нас до шести лет. Что впоследствии возможно изменить и какими ресурсами — судите сами.
Резюмирую: если в первый триместр беременности сохранять позитив и всю беременность следить за пространством для малыша; первые два месяца понуждать ребенка двигаться; с двух до шести месяцев помогать ему достигать своих целей, попутно совершенствуя его двигательные возможности и внося разнообразие в опыт, мы к шести месяцам получаем эмоционально уравновешенного малыша с надёжным умственным фундаментом, замотивированного к любой самостоятельной деятельности.
Окончание следует...
Тамара Шипкова
Санкт–Петербург, Россия
Литература:
- Таранов П.С. Философский биографический словарь, иллюстрированный мыслями — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 896 с;
- Гленн Доман Гармоничное развитие малыша/ изд-во Аквариум, 1996 — 448 с. ISBN 5-85684-058-5;
- Комиссарова Е.Н. Лекции по анатомии / СПбГПМУ Минздрава России, 2017/;
- Ринпоче Й. Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему / Й. Ринпоче — «Ориенталия», 2007 — (Самадхи (Ганга — Ориенталия)) ISBN 978-5-91994-064-7;
- Абрамова Т.Ф. Пальцевая дерматоглифика и физические способности// Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора биологических наук. — М.: Изд-во МНИИФК, 2003. — 50 с.;
- Торчинов Е. Краткая история буддизма — СПб.: изд-во Амфора, 2008. — 430 с. — (Серия «Краткая история»);
- Далай-лама 14-й. Лекции о природе буддизма.: Хельсинки, 2011.;
- Шри Рамана Махарши: Весть Истины и Прямой Путь к Себе/ Сост.и пер. с англ. О. М. Могилевера; Под ред. Н Сутары. — Л. — Тируваннамалай: Шри Раманашрам, 1991. — 190 с.;
- Ирвин Шэтток — Сатипаттхана. Опыт внимательности/ редактор И. Старых Художественное оформление А. Микушев Макет И. Петушков, В. Сафиров Киев.: изд-во «Пресса Украины», ISBN 8»71010-004-8;
- Гурджиев Г. И. Вестник грядущего добра: Пер. с англ. — СПб.: Изд-во Чернышева, — 1993 г. — 256 с;
- Гурджиев Г. И. Рассказы Везельвула своему внуку/ серия Природа мироздания/ изд-во Гранд-Фаир, 2007. — 832 с. ISBN 978-5-8183-1112-8.
- Холл М.П. Слово к мудрым, сборник. Перев с англ. — М.: ИДЛи, 2001. — 320 с.