Настало время достать из стеллажей нашего Творческого морга еще один текст песни SHAMANа «Самый русский хит», приступить к его вскрытию и попытаться понять, почему автор решил, что это хит, да еще и не просто русский, а самый русский. Традиционно напоминаю, что с результатами прошлого вскрытия текста песни «Вороны мои» вы можете ознакомиться вот тут.
Вводная часть
Учитывая амбициозное и дерзкое название, ожидалось, что это будет супер-ура-патриотическая песня, позволяющая ощутить гордость и дух нации, однако на деле она оказалась смесью детской ностальгии и меланхоличного, грустного и плаксивого настроения автора на уровне школьного сочинения на тему «Что я чувствую, глядя в окно зимой».
Вспоминается знаменитая фраза героини из фильма «Покровские ворота» (1982 год): «Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов!», но нам спешить некуда, так как изначально неживым стихам хуже уже не станет, поэтому неторопливо и планомерно начинаем вскрытие.
Поехали.
Вскрытие, исследование и изучение материала
«На сердце лежит снег, где-то минус тридцать
Дорога в дом так щемит душу ностальгией
Так много тех, кого я больше не увижу
Так мало тех, кто наберëт и даст мне силы»
В стихах появляется пролог к истории. Неужели она наконец-то будет? Узнаем об этом чуть позже.
Видимо кто-то тут побывал до нас и грудная клетка уже вскрыта, поэтому и снег на сердце. А что случилось, ведь совсем недавно в песне «Я русский» сердце пылало и освещало путь домой? Само словосочетание не более, чем клише – образы снега и сердца традиционно используются в песенной лирике для передачи эмоций и состояния души. Минус тридцать? Ну точно, стихи песни попали к нам по назначению, сердце уже неживое при такой температуре.
Дорога в дом… Дорога откуда? Почему в дом, а не к дому, или домой. Да еще и защемление души ностальгией. Можно было бы понять, если бы щемило сердце, но его температура минус 30, уже не получится.
Снова ни одного лица, ни одного события, только аморфные «те», «кого». Кто они, друзья, родня, враги? Где история? Зато экспозиция утрат, нехватка поддержки и намёк на одиночество. Уровень драмы стабильно высокий, всё подаëтся, как судьбоносная трагедия.
Стандартный набор для выжимания слëз: снег, дорога, ностальгия, утраты, но никакой конкретики, как обычно.
«Я с небом говорю - оно в ответ молчит мне
Закрыл свои глаза, голову на подушку
Мне не вернуть назад время, где был мальчишкой
Но я смотрю вперед, а там седые души
И только звон гитары так бодрит
Я напишу…»
Разговор с небом – это снова поэтический штамп, как и молчание неба в ответ. Симптоматика духовной глухоты атмосферы, а может быть небо и отвечает, только автор всё никак не может услышать его ответ, так как у него воспаление метафорического слуха.
Так и не получив, или не услышав ответа неба, автор ложится спать, но начинается творческая бессонница, умноженная на депрессию и поэтические потуги.
Констатация факта об ушедшем времени, когда автор был мальчишкой, и невозможность его возврата накрывают все больше и больше, но вдруг, заглядывая вперед, его взору открываются… седые души. О как. Вроде бы образ сильный, но туманный и неясный, как будто выкопанный на кладбище символизма. Автор лицезреет впереди только смерть и жизни нет, или он своим творческим рентгеном может видеть души в живых людях, но от того, что ждёт впереди, души поседели? Как-то страшновато становится за будущее.
Бодрящий звон гитары подводит нас к припеву и анонсирует, что автор, настрадавшись в первом куплете личностными переживаниями и депрессией, вдруг решил написать… Что бы вы думали?
Припев.
«Самый русский хит про мою грустную душу
И сердце пусть болит за тех, кого я не брошу
Такой я человек, - не прячу совесть под кожей
И этот хит для тех, кто это чувствует тоже
Самый русский хит про мою грустную душу
И сердце пусть болит за тех, кого я не брошу
Такой я человек, - не прячу совесть под кожей
И этот хит для тех, кто это чувствует тоже»
Это апогей и манифест, но о чем? Грустная душа, болящее сердце (интересно, как оно вообще что-то чувствует при температуре минус тридцать) и совесть наружу, которую автор не прячет под кожей… Про кожу вообще очень двояко воспринимается, особенно учитывая сценический образ в кожаных штанах. Интересно, а кого автор собрался не бросать? Тех самых непонятно кого, которых, судя по первому куплету, осталось очень мало? Никакой конкретики.
Но каким образом автор решил, что песня о его депрессии и душевных страданиях – это хит, причем не просто хит, а русский, да еще и не просто русский, а самый русский? Автор просто так решил? Такой он человек! Но может тут есть кое-что ещё, об этом порассуждаем в результатах и выводах.
Для кого был создан этот самоназванный хит? Для тех, кто также, как и автор, чувствует депрессию, грусть, боль и т.д.? Ну хорошо, но причём тут русскость? Запомним этот вопрос.
И, конечно, не обошлось без повторяющихся слов и строк в припеве, ведь это уже визитная карточка автора – мантры, самоубеждение и элементы гипноза! Думать и задавать вопросы не нужно, просто чувствуйте вместе с автором!
«А километры лет прошли как одна вспышка
Я повзрослел, но в душе еще ребенок
Я помню мама мне на кухне читала книжки
Чайник кипел и бил по перепонкам»
Пролог к истории был в первом куплете, была надежда на развитие истории и прогресс, но чуда не случилось. Да, метафора имеется, но измерять возраст в километрах, которые прошли, как одна вспышка – решение далеко не лучшее.
Снова сожаление, которое уже было в первом куплете, что время детства прошло. Просто видоизмененный повтор, но констатация факта, что в душе автор все ещё ребенок, как и многие другие. Так зачем тогда грустить и страдать? В чем посыл, в чем уникальность?
Воспоминания того, что мама читала книжки? Вроде бы вопросов нет, теплота и доброта, но почему на кухне? Обычно книжки читают детям перед сном, следовательно, они находятся в кровати. Может он на кухне в детстве спал? Очень странно.
Но добивает тут фраза о том, что чайник кипел и, при этом, бил по перепонкам. Толи перепонки были слишком чувствительные, толи чайник древний с истеричным свистком, что повлияло на дальнейшую жизнь певца, поэтому, видимо, он так сильно орет на своих концертах, ибо глуховат теперь. Шучу конечно, но с красотой слога тут полная беда. Да и чайники с кухнями – прием очень избитый и в каких произведениях только не применялся, поэтому оригинальностью не пахнет.
«Дорога одинокая, но музыка – попутчик
И поезда вернут меня на шумные вокзалы
И если мое небо затянули тучи
Я просто улыбнусь и все начну сначала
И только звон гитары так бодрит
Я напишу…»
Образ одинокой дороги и единственного попутчика – музыки является обыкновенным поэтическим штампом, а мне лишь хочется съязвить, что только музыка, а вот со стихами не заладилось, ведь иначе попутчиком были бы песни.
Вокзалы, поезда… Заезжено и уже много где и у кого было, но у остальных были истории, а тут снова никакого развития. Впрочем, его нет и дальше, зато там просто месторождение всё тех же штампов и клише – затянутое тучами небо, правда, с акцентом, что оно принадлежит исключительно автору, улыбка, утверждение, что он всё начнет сначала, правда непонятно, что конкретно, поэтому звучит, как очередной дежурный лозунг.
И вот снова начинает бодрить звон гитары, а на повторяющуюся опять фразу «Я напишу…» хочется пожелать автору удачи и терпения, ну пусть он уже напишет хоть что-то действительно глубокое, гениальное и красивое!
А пока мы переходим к тому же самому припеву, что уже был раньше…
«Самый русский хит про мою грустную душу
И сердце пусть болит за тех, кого я не брошу
Такой я человек, - не прячу совесть под кожей
И этот хит для тех, кто это чувствует тоже
Самый русский хит про мою грустную душу
И сердце пусть болит за тех, кого я не брошу
Такой я человек, - не прячу совесть под кожей
И этот хит для тех, кто это чувствует тоже
Я русский
Самый русский хит про мою грустную душу
И сердце пусть болит за тех, кого я не брошу
Такой я человек, - не прячу совесть под кожей
И этот хит для тех, кто это чувствует тоже
Самый русский хит
И сердце пусть болит
Такой я человек
И этот хит для тех
Кто это чувствует тоже»
Только теперь припев с большим количеством повторов для усиления гипнотического эффекта и отсылкой к другому его творению «Я русский».
Тут изучать уже нечего, всё разобрано по словам и фразам раньше, как и заданы вопросы – почему это хит, почему русский, почему самый? Но в ответ тишина…
Вскрытие окончено.
Оформление результатов вскрытия и выводы
Текст перегружен банальными образами и штампами, развития идеи не наблюдается, всё сводится к многократному «пережёвыванию» боли, грусти, душевных страданий, переживаний и воспоминаний.
Это лирико-ностальгическая гипертрофия с осложнением в виде самопревознесения, эмоциональный монолог человека, потерявшего связь с конкретикой, но не утратившего желания поделиться внутренней драмой со всеми, автопортрет страдальца, несущего тоску и совесть в одной авоське.
Но самый главный вопрос – почему это творение является самым русским хитом? Никакой конкретики о «русскости» нет, ни географической, ни культурной, ни исторической, а есть лишь неталантливая попытка выдать среднестатистическое нытьё за культурный код нации. Да и на хит не очень тянет.
Версия 1 (реалистичная)
Вероятно, у автора звёздная болезнь и признаки мании величия, поэтому он считает, что написанная и исполненная им песня о себе любимом и своих переживаниях вполне заслуживает статуса самого русского хита.
Версия 2 (конспирологическая)
Изначально название и припев могли выглядеть по-другому. Что-то вроде «Самый грустный хит», или «Самый лучший хит». Тогда всё встало бы на свои места и смотрелось органично.
Что, если, автор, как сумел, написал о своих чувствах и переживаниях, но некий заказчик был непреклонен и требовал что-то русское и патриотическое, строго в соответствии с текущей повесткой, из-за чего в припев насильно всунули слово «русский», поэтому и получилось то, что получилось?
В любом случае текст песни вскрыт, изучен и убран обратно в холодное хранилище к своим нежизнеспособным собратьям.
Но уже скоро будут и другие вскрытия, работы впереди ещё много.
А что думаете по этому поводу вы?
Делитесь своими мнениями в комментариях, ставьте лайки, подписывайтесь на канал!