Новые пошлины на международную систему торговли авиалайнерами гиганта аэрокосмической отрасли представляют риск для его бизнес-модели. The Washington Post с подробностями
Boeing 787 Dreamliner — это многонациональная смесь, изготовленная из деталей со всего мира. Крылья из Японии, двери из Франции, части фюзеляжа из Италии, а затем отправляются в США для сборки рабочими в Южной Каролине.
Такое стало возможным благодаря почти 50-летнему торговому сотрудничеству, которое позволило Boeing и другим игрокам аэрокосмической отрасли США продавать самолеты и покупать детали в любой точке мира без уплаты пошлин.
Теперь глобальные тарифы Дональда Трампа грозят нарушить эту взаимосвязанную цепочку поставок. Впервые за почти пять десятилетий Boeing будет платить пошлину за импорт этих крыльев, дверей и прочего. На данный момент действует новый 10-процентный налог на большинство импортных товаров. Но этот налог может вырасти в зависимости от того, что решит президент за время 90-дневной отсрочки, которую он объявил, прежде чем более жесткие пошлины коснутся большинства стран.
В то время как Трамп заявил, что его масштабные защитные пошлины сократят торговый дефицит США, пошлины на линию поставок деталей Boeing обложат налогом компанию, которая является крупнейшим экспортером товаров Америки. Около 80% очень не дешевых самолетов Boeing отправляются зарубежным клиентам.
«Эти тарифы и торговые ограничения вызвали хаос в мировой аэрокосмической и авиационной промышленности», — сказал Кен Куинн, партнер Clyde & Co и бывший главный юрисконсульт FAA - Федерального управления гражданской авиации. «Это вредно и разрушительно».
Boeing — не единственная аэрокосмическая компания с международными операциями, которая борется с происходящим. Airbus, имеющий сборочное производство в Алабаме, заявил, что оценивает последствия. Другие международные поставщики, которые изготавливают все, от двигателей до шасси, сталкиваются с перебоями.
Эксперты говорят, что нет смысла применять тарифы так широко, чтобы они обременяли крупнейших экспортеров США.
«Я абсолютно согласен, что есть некоторые страны, в первую очередь Китай, которые плохо обращались с США, когда дело касалось торговли», — сказал Скотт Гамильтон, управляющий авиационной консалтинговой фирмы Leeham Company. «Но вы просто не идете туда с кувалдой».
Соглашение о торговле гражданскими самолетами от 1980 года регулирует, как компании ведут бизнес по всему миру, и считается оно открыло рынки для аэрокосмической продукции США, особенно в Европе. Дак Хардвик, вице-президент по международным делам Ассоциации аэрокосмической промышленности сказал, что торговый пакт привел к увеличению экспорта США более чем на 2000% за 40-летний период.
Приостановка действия соглашения сбила с толку многих экспертов и должностных лиц отрасли. Ричард Абулафия, управляющий директор Aerodynamic Advisors, сказал, что в этом нет смысла, учитывая, что отрасль имеет «гигантский торговый профицит» в США.
Согласно Morningstar американская аэрокосмическая промышленность экспортировала товаров на сумму $136 млрд в 2024 году, что помогло снизить общий торговый дефицит США на 13%. Аэрокосмическая промышленность уступала по экспорту только нефтяной промышленности. Администрация не ответила на вопросы о торговом пакте 1980 года и о том, почему, по ее мнению, следует вводить тарифы для аэрокосмических компаний.
Детали для В787 поступают со всего мира на заводы Boeing в Чарльстоне, Южная Каролина, где работают около 8 тыс. рабочих. Самые крупные компоненты, такие как крылья и секции фюзеляжа, прибывают на самолетах, получивших название Dreamlifter с огромными грузовыми отсеками, которые Boeing построил специально для этой работы.
Трамп посетил завод в 2017 году, всего через месяц после избрания на свой первый срок, чтобы отметить завод как пример американского производства, одновременно осудив компании, которые переводят свою работу за границу.
«Наша цель как нации должна заключаться в том, чтобы меньше полагаться на импорт и больше на продукцию, произведенную в США», — сказал он тогда на митинге. «Я не хочу, чтобы компании покидали нашу страну, производили свою продукцию, продавали ее обратно, без налогов, без ничего, увольняя всех в нашей стране».
По словам одного из лидеров отрасли, который говорил на условиях анонимности, тарифы Трампа дали старт частному лоббистскому усилию, поскольку аэрокосмическая промышленность стремится минимизировать последствия.
«У поставщиков по всей отрасли создаются ситуационные комнаты, где обсуждаются дальнейшие стратегии», — сказал Кевин Майклс, управляющий директор AeroDynamic Advisory. Он сказал, что компаниям придется договариваться со своими клиентами, которые будут платить более высокие издержки.
Boeing импортирует детали, произведенные на своем предприятии в английском Шеффилде, которое компания открыла в 2018 году для производства высокотехнологичных компонентов для самолетов следующего поколения В737, В737 Max и В767. Компания также закупает детали на сумму около $1,25 млрд в год у сети из более чем 300 поставщиков в Индии, где она напрямую нанимает 7 тыс. человек, в то время как еще 13 тыс. человек работают на других партнеров в ее цепочке поставок.
В США в Airbus работает более 5 тыс. человек. Только в Мобиле, штат Алабама, 2 тыс. сотрудников, где собирают самолеты A220 и A320 компании на территории комплекса площадью 53 акра. Как и другие крупные аэрокосмические компании, Airbus закупает детали со всего мира, но компания утверждает, что США являются ее крупнейшим источником, что является примером того, насколько тесно международные компании связаны с США.
Приход компании стал трансформационным, сказал Брэдли Бирн, генеральный директор Mobile Chamber. Airbus заложил фундамент завода в 2013 году, а два года спустя рабочие начали собирать самолеты A320. (Мобил заполучил сборочный завод Airbus после того, как проиграл тендер на размещение комплекса Boeing 787 Dreamliner, который перешел в Чарльстон.) Это помогло сообществу привлечь больше предприятий, поскольку поставщики стремятся быть ближе к компании, которая покупает их продукцию.
Бирн тесно общался с компанией, совсем недавно получив заверения в том, что она движется вперед с планами по открытию третьей производственной линии в Мобиле, что добавит 1000 рабочих мест. Тем не менее, Бирн не может не беспокоиться.
«Мы не знаем, и Airbus не знает, какое влияние тарифы могут оказать на объем заказов, которые они получают», — сказал он.
Со своей стороны, Airbus заявила, что пытается выяснить, какое влияние окажут тарифы.
«Как и другие в отрасли, мы активно оцениваем влияние этих изменений торговой политики на наши операции и тесно сотрудничаем с нашими клиентами и поставщиками, чтобы оценить, как лучше всего ориентироваться в этих меняющихся условиях», — говорится в заявлении компании.
Важнейший вопрос, волнующий отрасль, — кто возьмет на себя расходы по тарифам США. В этом месяце в ходе разговора о доходах генеральный директор Delta Air Lines Эд Бастиан сказал, что перевозчик не будет нести ответственности за дополнительные расходы на самолеты, которые он ожидает получить от Airbus в этом году.
«Эти времена довольно неопределенны, и если вы добавите 20% дополнительных расходов к самолету, станет очень сложно заставить эту математику работать», — сказал он.
Howmet Aerospace, базирующаяся в Питтсбурге компания, которая поставляет компоненты для реактивных двигателей и среди ее клиентов Airbus и Boeing, предупредила, что может остановить некоторые поставки из-за пошлин. В письме, отправленном клиентам, компания заявила, что, возможно, не сможет соблюдать цены контракта.
Источник: The Washington Post
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале