Найти в Дзене

Азамкирхе: барочная загадка Мюнхена⭐️

Прогуливаясь по Зендлингерштрассе в Мюнхене, легко пройти мимо, не подозревая, что за узким фасадом скрывается настоящий шедевр барокко — церковь святого Иоанна Непомука, более известная как Азамкирхе (Asamkirche). Церковь построена в 1740-х годах братьями Эгидием Квирином и Космасом Дамианом Азам — архитектором и художником соответственно. Изначально церковь задумывалась как частная капелла, примыкающая к их собственному дому. Поэтому братья не были связаны строгими церковными канонами — отсюда свобода форм и невероятная театральность интерьера. Барокко и рококо здесь представлены в максимальной концентрации: Церковь всего 22 метра в длину и 8 метров в ширину, но благодаря оптическим приёмам она кажется куда больше. Это настоящий спектакль из света, цвета и веры. Но несмотря на масштабы декора, атмосфера внутри почти интимная — словно вы попали в изысканную барочную шкатулку. Однако церковь святого Иоанна Непомука — не просто шедевр барокко. Это ещё и пространство, полное аллегорий и

Прогуливаясь по Зендлингерштрассе в Мюнхене, легко пройти мимо, не подозревая, что за узким фасадом скрывается настоящий шедевр барокко — церковь святого Иоанна Непомука, более известная как Азамкирхе (Asamkirche).

Космас Дамиан и Эгид Квирин Азам. Церковь св. Иоанна Непомука (Азамкирхе), 1733-1746. Мюнхен
Космас Дамиан и Эгид Квирин Азам. Церковь св. Иоанна Непомука (Азамкирхе), 1733-1746. Мюнхен

Церковь построена в 1740-х годах братьями Эгидием Квирином и Космасом Дамианом Азам — архитектором и художником соответственно.

Художник Космас Дамиан Азам (1686—1739) и архитектор Эгидий Квирин Азам (1692—1750)
Художник Космас Дамиан Азам (1686—1739) и архитектор Эгидий Квирин Азам (1692—1750)

Изначально церковь задумывалась как частная капелла, примыкающая к их собственному дому. Поэтому братья не были связаны строгими церковными канонами — отсюда свобода форм и невероятная театральность интерьера.

Дома братьев Азам (слева) и фасад церкви (справа).
Дома братьев Азам (слева) и фасад церкви (справа).

Барокко и рококо здесь представлены в максимальной концентрации:

  • резные позолоченные элементы
  • иллюзорные фрески, «растворяющие» потолок
  • динамичная композиция алтаря
  • символизм и световые акценты, выстроенные с математической точностью
-4

Церковь всего 22 метра в длину и 8 метров в ширину, но благодаря оптическим приёмам она кажется куда больше. Это настоящий спектакль из света, цвета и веры. Но несмотря на масштабы декора, атмосфера внутри почти интимная — словно вы попали в изысканную барочную шкатулку.

-5

Однако церковь святого Иоанна Непомука — не просто шедевр барокко. Это ещё и пространство, полное аллегорий и необычных символов.

Я задалась вопросом: а не зашифровали ли братья Азам в своей постройке нечто большее? Вот несколько элементов, которые заставляют задуматься:

Око Провидения

Всевидящее око в треугольнике среди лучей света, встречающееся в декоре церкви, является символом божественного надзора… и прямым намёком на масонскую символику. Это изображение означает "божественный свет истины", который ведёт через мрак к просветлению.

Всевидящее око можно увидеть на щите у фигуры в левом верхнем углу
Всевидящее око можно увидеть на щите у фигуры в левом верхнем углу

Ярусность церкви

Интерьер Asamkirche делится на три уровня:

  • Нижний — для простого народа (в темных тонах)
  • Средний — зона для молящихся (теплое золото)
  • Верхний — царство света, божества и небес (сияние и белый мрамор)

Эти ярусы похожи на путь инициации: от тьмы через знание к свету. Очень в духе масонской философии.

-7

Загадочная геометрия

Форма арок, ниш и деталей алтаря часто основана на геометрических фигурах — особенно треугольниках и золотом сечении.

Эти формы символизируют баланс, гармонию и высший порядок — важные идеи в масонском и герметическом мировоззрении.

-8

Аллегорические фигуры

На фресках изображены фигуры, связанные цепями, масками и покрывалами. Часто интерпретируются как аллегории духовного плена и освобождения, как путь «от иллюзии к истине».

Всевидящее око можно увидеть на картине, которую держит аллегорическая фигура слева
Всевидящее око можно увидеть на картине, которую держит аллегорическая фигура слева

Но! Прямых доказательств членства братьев Азам в масонской ложе не найдено. Масонство в католической Баварии середины XVIII века было либо тайным, либо вовсе не распространённым. Однако братья Азам были свободными художниками, вдохновлявшимися не только религией, но и философией, а также античной и эзотерической символикой. Это вполне могло найти отражение в их творчестве.

Понравилась статья? Поддержите канал лайком, подпиской и донатом. Спасибо!

Еще больше искусства:

• Сайт: https://artstudiolo.com/
• Telegram:
https://t.me/artstudiolo
• YouTube:
https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube:
https://rutube.ru/channel/48924131/