Найти в Дзене
Информатика для всех

ВПР по информатике, 8 класс. Все задачи, ответы и решение. Всероссийские проверочные работы за 2025 год

Рассмотрим демо-вариант ВПР для 8 класса 2025 года. Переведите десятичное число 78 в восьмеричную систему счисления. Основание системы писать не нужно. Решение: Восьмеричная система счисления (основание 8) — это система, в которой используются восемь уникальных символов для представления чисел. Эти символы включают цифры от 0 до 7. Восьмеричная система является позиционной, что означает, что значение каждой цифры зависит от её позиции в числе. Для перевода десятичного числа 78 в восьмеричную систему счисления, нужно последовательно делить число на 8 и затем выписать последний результат и остатки от деления в обратном порядке: 78 / 8 = 9, остаток 6 9 / 8 = 1, остаток 1 Выписываем последний целый результат 1 и остатки от деления в обратном порядке 1, 6. Ответ:  116 Какое из чисел а, записанных в двоичной системе, удовлетворяет условию В2 (по основанию 16)  < а < 264 (по основанию 8), то есть 1) 10110001 2) 10110011 3) 10110101 4) 10100010 Решение: В задаче использованы шестнад
Оглавление

Рассмотрим демо-вариант ВПР для 8 класса 2025 года.

Задача 1

Переведите десятичное число 78 в восьмеричную систему счисления. Основание системы писать не нужно.

Решение:

Восьмеричная система счисления (основание 8) — это система, в которой используются восемь уникальных символов для представления чисел. Эти символы включают цифры от 0 до 7. Восьмеричная система является позиционной, что означает, что значение каждой цифры зависит от её позиции в числе.

Для перевода десятичного числа 78 в восьмеричную систему счисления, нужно последовательно делить число на 8 и затем выписать последний результат и остатки от деления в обратном порядке:

78 / 8 = 9, остаток 6

9 / 8 = 1, остаток 1

-2

Выписываем последний целый результат 1 и остатки от деления в обратном порядке 1, 6.

Ответ:  116

Задача 2

Какое из чисел а, записанных в двоичной системе, удовлетворяет условию В2 (по основанию 16)  < а < 264 (по основанию 8), то есть

-3

1) 10110001

2) 10110011

3) 10110101

4) 10100010

Решение:

В задаче использованы шестнадцатеричная, восьмеричная, а также двоичная системы счисления.

Шестнадцатеричная система счисления — позиционная система счисления по основанию 16. В качестве цифр этой системы счисления обычно используются цифры от 0 до 9 и латинские буквы от A до F.

Восьмеричная система счисления (основание 8) — это система, в которой используются восемь уникальных символов для представления чисел. Эти символы включают цифры от 0 до 7.

В двоичной системе используются всего две цифры — 0 и 1.

Переведем числа из условия задачи из всех этих систем в десятичную.

Для перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную систему счисления, нужно сложить все произведения каждой цифры числа на основание системы счисления в степени соответствующего разряда.

Для каждого числа надо посчитать количество разрядов (можно при этом подписать разряды справа налево, начиная с 0).

Затем надо разложить число в сумму ряда, где каждое слагаемое - это произведение цифры числа и основания системы счисления, возведенного в степень разряда.

Переведем B2 (по основанию 16) в десятичную систему.

При этом обозначим знаком ^ возведение в степень (и не забудем, что по математическим правилам возведение любого числа в степень 0 всегда дает 1).

Буква В соответствует в шестнадцатеричной системе цифре 11.

B2 (основание 16) = 11 * 16^1 + 2 * 16^0 = 176 + 2 = 178

-4

Переведем 264 (по основанию 8) в десятичную систему:

264 (основание 8) = 2 * 8^2 + 6 * 8^1 + 4 * 8^0 = 128 + 48 + 4 = 180

-5

Значит нам необходимо проверить условие 178 < а < 180.

Переведем все двоичные числа в десятичные:

1) 10110001 = 1*2^7 + 0*2^6 + 1*2^5 +1*2^4 + 0*2^3 + 0*2^2 + 0*2^1 + 1*2^0 = 128 + 32 + 16 + 1= 177 (не удовлетворяет условию )

2) 10110011 = 1*2^7 + 0*2^6 + 1*2^5 +1*2^4 + 0*2^3 + 0*2^2 + 1*2^1 + 1*2^0 = 128 + 32 + 16 + 2 + 1 = 179 (да, удовлетворяет)

3) 10110101 = 1*2^7 + 0*2^6 + 1*2^5 +1*2^4 + 0*2^3 + 1*2^2 + 0*2^1 + 1*2^0 = 128 + 32 + 16 + 4 + 1 = 181 (нет)

4) 10100010 = 1*2^7 + 0*2^6 + 1*2^5 +0*2^4 + 0*2^3 + 0*2^2 + 1*2^1 + 0*2^0 = 128 + 32 + 2 = 162 (нет)

Ответ: 2

Задача 3

Выполните сложение: 2С (по основанию 16) + FB (по основанию 16).

-6

Ответ запишите в шестнадцатеричной системе счисления. Основание системы писать не нужно.

Решение:

В шестнадцатеричной системе счисления используются цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, Е, F (буквами обозначаются цифры 10, 11, 12, 13, 14, 15 соответственно).

Запишем пример столбиком.

FB

---

??

С + В соответствует 12 + 11

Это будет равно 23 в десятичном понимании, но в в шестнадцатеричном варианте это будет 23 - 16 = 7 + перенос 1 разряда.

2 + F будет

2 + 15 = 17,

затем добавим перенесенный разряд:

17 + 1 = 18,

переходим в шестнадцатеричную систему:

18 - 16 = 2 + перенос 1 разряда.

Получаем 127.

-7

Ответ: 127

Задача 4

Выполните вычитание: 100110 (по основанию 2) – 1011 (по основанию 2).

-8

Ответ запишите в двоичной системе счисления. Основание системы писать не нужно.

Решение:

Решим пример столбиком. аналогично обычным десятичным вычислениям, но помня, что имеем всего две цифры - 0 и 1.

-9

Ответ: 11011

Задача 5

Укажите имя, для которого ЛОЖНО высказывание.

НЕ (Первая буква гласная) ИЛИ (Последняя буква гласная)

1) Анна

2) Максим

3) Татьяна

4) Олег

Решение:

Логическая операция НЕ выполняется по приоритету раньше, чем ИЛИ.

НЕ (Первая буква гласная) означает, что Первая буква согласная.

Имеем условие:

Первая буква согласная ИЛИ (Последняя буква гласная), которое надо проверить на ложь.

Под условие Первая буква согласная ИЛИ (Последняя буква гласная) как истинное попадают имена:

  • Анна
  • Максим
  • Татьяна

Остается только имя Олег, которое не удовлетворяет условию - значит, оно и является требуемым для ложного высказывания.

Ответ: 4

Задача 6

Заполните таблицу истинности выражения.

-10

Решение:

Используем таблицу истинности логических операций:

-11

И приоритет логических операций в порядке убывания:

  • Выражение в скобках
  • Отрицание (инверсия, логическое «НЕ»)
  • Конъюнкция (логическое «И», логическое умножение)
  • Дизъюнкция (логическое сложение, логическое ИЛИ)
  • Импликация (следование)
  • Эквивалентность.

Получим:

-12

Задача 7

Заполните таблицу истинности выражения.

-13

Решение:

Используем таблицу истинности логических операций и приоритет операций, приведенные в предыдущей задаче.:

-14

Задача 8

У исполнителя Удвоитель две команды, которым присвоены номера:

1. вычти 1

2. умножь на 2

Первая из них уменьшает число на экране на 1, вторая удваивает его.

Составьте алгоритм получения из числа 5 числа 30, содержащий не более 5 команд.

В ответе запишите только номера команд в соответствующей алгоритму последовательности.

(Например, 12221 – это алгоритм:

вычти 1

умножь на 2

умножь на 2

умножь на 2

вычти 1,

который преобразует число 4 в число 23.)

Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

Решение:

Для решения задач такого типа часто используют представление в виде графов, где по ветвям графа расписывают возможные варианты.

Всего у нас две операции:

вычти 1

умножь на 2

Получаем в виде графа:

-15

Теперь нужно убедиться, что мы уложились в 5 команд.

5 - 1 = 4

4 * 2 = 8

8 * 2 = 16

16 - 1 = 15

15 * 2 = 30

Команд именно 5, осталось записать их по номерам:

вычти 1 - команда 1

умножь на 2 - команда 2

Получаем, что мы использовали команды 1, 2, 2, 1, 2.

Ответ: 12212.

Задача 9

Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии.

Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b).

Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, значение уменьшается.

Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (1, 2), то команда Сместиться на (3, –3) переместит Чертёжника в точку (4, –1).

Запись

Повтори k раз

Команда1 Команда2 Команда3

Конец

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3 повторится k раз.

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 2 раз

Сместиться на (1, 3) Сместиться на (1, –2)

Конец

Сместиться на (2, 6)

На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма?

1) Сместиться на (4, 7)

2) Сместиться на (–6, –8)

3) Сместиться на (6, 8)

4) Сместиться на (–4, –7)

Решение:

Заданный алгоритм

Повтори 2 раз

Сместиться на (1, 3) Сместиться на (1, –2)

Конец

Сместиться на (2, 6)

содержит повтор действий и фактически соответствует системе команд:

Сместиться на (1, 3)

Сместиться на (1, –2)

Сместиться на (1, 3)

Сместиться на (1, –2)

Сместиться на (2, 6)

Можем выполнить данную цепочку действий на бумаге в клетку:

-16

Результат соответствует команде Сместиться на (6, 8), это вариант 3.

Ответ: 3

Задача 10

Ниже приведена программа, записанная на четырёх языках программирования. 

-17

Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и t вводились следующие пары чисел (s, t):

(15, 9); (5, 11); (3, 11); (18, 15); (0, 9); (15, 6); (17, 10); (–4, 5); (2, 10).

Сколько было запусков, при которых программа напечатала «NO»?

Решение:

Для начала изучим, что делает наше программа. Рассмотрим для примера код на языках Python и Паскаль.

-18

-19

Наша программа, соответственно, вводит два целых числа и присваивает их значениям переменных s, t.

Дальше проверяется условие:

if (s < 10) or (t > 10)

Если условие выполнилось - на экран выводится слово "YES", иначе выводится "NO".

Было проведено 9 запусков программ, где в качестве s и t вводились пары чисел

(15, 9); (5, 11); (3, 11); (18, 15); (0, 9); (15, 6); (17, 10); (–4, 5); (2, 10).

-20

Требуется найти, сколько раз программа напечатает «NO».

То есть фактически, нам надо узнать, сколько раз будет НЕ выполнено условие

(s < 10) or (t > 10).

Рассмотрим это подробнее. Нам надо проверять составное условие на ИЛИ для условий:

-21

Учитываем, что использован знак "строго больше" (не включающий понятие "равно").

-22

Нам требуется узнать, сколько раз это составное высказывание было ложным.

По таблице истинности ИЛИ, функция ИЛИ даст ЛОЖЬ (0) только если оба выражения ЛОЖЬ (0)

-23

Получим:

-24

Обе части выражения дают одновременно ЛОЖЬ 3 раза.

Ответ: 3

Задача 11

Исполнитель Черепаха перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии.

В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существует две команды:

вперед(n) (где n – целое число), вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения;

вправо(m) (где m – целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке.

Запись повтори k [команда1 команда2 команда3] означает, что последовательность команд в скобках повторится k раз.

В начальный момент Черепаха находится в начале координат, её голова направлена вдоль положительного направления оси ординат, хвост опущен.

Черепахе был дан для исполнения следующий алгоритм:

повтори 7 [вперед(4) вправо (60)]

Постройте многоугольник в среде исполнителя «Черепаха» программы Кумир и посчитайте количество точек с целыми координатами, которые находятся внутри фигуры (точки на границе считать не нужно).

Решение:

Реализуем данный алгоритм в среде Кумир:

-25

Получим:

-26

Можем пересчитать все точки внутри замкнутой области, получим, что их 38.

-27

Ответ: 38

Задачи 12 и 13

 На бесконечном поле имеется вертикальная стена. Длина стены неизвестна. От нижнего конца стены влево отходит горизонтальная стена также неизвестной длины. Робот находится в клетке, расположенной справа от верхнего края вертикальной стены.

На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота. Робот обозначен буквой «Р».

-28

Напишите для Робота программу, закрашивающую все клетки, расположенные непосредственно правее вертикальной стены, ниже горизонтальной стены, угловую клетку и клетки выше горизонтальной стены. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

-29

Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.

Выполнение алгоритма должно завершиться.

Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.

Сохраните алгоритм в формате программы Кумир или в текстовом файле.

Решение:

Задачи 12 и 13 имеют общую тематику, касающуюся управления исполнителем Роботом, причем задача 13 является обобщением задачи 12 для неопределенной стены.

Поэтому и решим задачу в общем случае для формулировки задачи 13.

Для выполнения данной задачи рекомендуется использовать среду КуМир, предназначенную для получения базовых знаний алгоритмизации в средней школе.

В системе имеется возможность редактировать обстановку для Робота, устанавливая на рабочем поле (карте обстановки) различные фрагменты непроходимой стены.

Как изменить поле робота

Чтобы изменить поле Робота надо в главном меню выбрать

Робот / Новая обстановка

для задания размера поля, потом

Робот / Редактировать обстановку

для собственно её изменения.

Для изменения контуров стены необходимо щёлкать мышью по границам клеток, при этом добавляется (убирается) участок стены.

В конце изменяй надо выбрать Робот / Сохранить обстановку для сохранения получившейся обстановки в файл на диске, и снова выбрать Робот / Редактировать обстановку для выхода из режима редактирования.

Все эти действия надо производить при незапущенной программе движения робота.

-30

Операции редактирования обстановки:

  • поставить/убрать стену – щелкнуть по границе между клетками,
  • закрасить/сделать чистой клетку – щелкнуть по клетке.

Ниже приводится алгоритм решения данной задачи, реализованный в среде КуМир.

-31

На рисунке ниже показано успешное прохождение Роботом маршрута.

-32

Посмотреть работу Робота в среде Кумир можно в видеофайлах, имеющихся на нашем канале.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставайтесь на связи!

Успехов на экзаменах!