Найти в Дзене
Летописец Спасск

Деревня Ужалье, окские дюны (окончание)

Воспоминания Василия Цепакина, уроженца деревни Ужалье. В Ужалье еще с дореволюционных времен был распространен рыболовецкий промысел. На еженедельном базаре в Киструсе рыбаки реализовывали свой улов. В деревне не было принято выращивать овощи на огородах, считали, что все равно не вырастет на песке. Выращивали, пожалуй, только табак. Все необходимые продукты меняли на рыбу. Женщины носили рыбу не только на базар, но и в окрестные деревни, даже за реку, например, в Устрань. Летом их переправляли на лодке, зимой по санному следу час ходьбы. Благодаря промыслу ужальские крестьяне жили в достатке, поэтому революцию встретили настороженно. В ноябре 1918 года они поддержали контрреволюционный мятеж и участвовали в военном походе на Спасск. Большей частью повстанцы были вооружены вилами, топорами, кольями, и меньшая часть имела огнестрельное оружие. У Спасска они были встречены пулеметным огнем и разбежались. По всем восставшим селам прошли карательные отряды, которые расправлялись с зачинщ

Воспоминания Василия Цепакина, уроженца деревни Ужалье.

В Ужалье еще с дореволюционных времен был распространен рыболовецкий промысел. На еженедельном базаре в Киструсе рыбаки реализовывали свой улов. В деревне не было принято выращивать овощи на огородах, считали, что все равно не вырастет на песке. Выращивали, пожалуй, только табак. Все необходимые продукты меняли на рыбу. Женщины носили рыбу не только на базар, но и в окрестные деревни, даже за реку, например, в Устрань. Летом их переправляли на лодке, зимой по санному следу час ходьбы. Благодаря промыслу ужальские крестьяне жили в достатке, поэтому революцию встретили настороженно. В ноябре 1918 года они поддержали контрреволюционный мятеж и участвовали в военном походе на Спасск. Большей частью повстанцы были вооружены вилами, топорами, кольями, и меньшая часть имела огнестрельное оружие. У Спасска они были встречены пулеметным огнем и разбежались. По всем восставшим селам прошли карательные отряды, которые расправлялись с зачинщиками. Бабушка Василия часто рассказывала о том, как в деревню ворвались красные латышские стрелки, известные в то время своей жестокостью. Они хватали всех, кто им показался подозрительным. Часть расстреляли на месте, часть увезли в Спасск. Фамилии жертв теперь уже вряд ли кто вспомнит. Гудков Никита Евстратович 1890 г.р. и Цепакин Андриан 1890г.р. были арестованы 10.11.1918года Спасской уездной ЧК по обвинению в контрреволюционном выступлении, 22.05.1919 года были признаны виновными, но спустя какое-то время по амнистии были освобождены из-под стражи.

В период коллективизации рыбаки объединились в артель, которая позже вошла в колхоз и стала бригадой, оплата была в трудоднях. Трудолюбивые ужальцы стали развивать приусадебное хозяйство. В колхозах были агрономы, они разъясняли, что на любой почве можно вырастить хороший урожай, главное – следить за поливом и вносить удобрения. Помимо огородов колхозники получили наделы для выращивания картофеля на общем поле, что по ту сторону дороги.

Рыболовецкийй промысел сохранялся в деревне довольно долго, в то время, как в других приокских деревнях он потихоньку сошел на нет. Так, например, в январе (!) 1939 года колхозная рыболовецкая бригада (бригадир К.Я. Кулюхин), единственная в районе выполнила план вылова рыбы на 95% (газета «Спасский колхозник»). Бригада была большая, не менее 20 чел. В годы войны, конечно, она стала намного меньше, но продолжала работать. Дед Василия, Цепакин Пётр Степанович, получил на фронте тяжёлое ранение и в 1943 году вернулся в родную деревню. До окончания войны он возглавил рыболовецкую бригаду,

Даже в 1960 – 1970-е годы ужальские рыбаки, как в старые времена, пользовались долблеными челнами длиной с обычную лодку, и называли их «судна». Когда в бригаде был большой улов, об этом знала вся деревня, и народ выходил смотреть, как по Озерной улице поднимаются вверх груженые машины. Рыбу надо было сразу отвезти на приемные пункты и в близлежащие магазины. Большой улов – это полторы машины Газ 51, т.е. примерно тонны 4. Зимой рыбу везли на санях, примерно саней 7.

В зимний период рыбу ловили больше на озерах: Большом, Малом, Глубоком, Бакалда. Потомственные рыбаки знали места, где стоит рыба. Они рубили большую прорубь, метра полтора в диаметре, просовывали через нее невод под лёд и затем протягивали его дугой с помощью вспомогательных мелких лунок. Вытянув одну тоню, переходили на другое место, за день закидывали несколько тоней, труд нелегкий. Бригада рыболовов Балабанова М. всегда старалась выполнить государственный план. Несмотря на такой по сегодняшним меркам варварский способ ловли, рыбы не становилось меньше. Весной полноводная Ока подходила к деревне, заливая всю пойму и наполняя озера новыми особями.

На левом берегу реки Кишни, недалеко от впадения ее в Оку, располагалась рыбацкая стоянка. На ее территории было вкопано несколько рядов столбов, на которые натягивали сети для сушки и ремонта.

Сети на просушке
Сети на просушке

Здесь же находились 3 рыбацкие землянки, так называемые холодильники или ле́дники. Под лéдник выкапывали большую яму, ставились перекрытия из камня и дерева, над готовой ярусной постройкой насыпался земляной холм. Зимой рубили лед, укладывали в этих погребах, чтобы летом использовать их как холодильник для временного хранения только что выловленной рыбы.

Заготовка льда для ледника
Заготовка льда для ледника

Около землянок было оборудовано место для отдыха. Здесь рыбаки готовили уху и сообща обедали. Если какой путник невзначай отказывался поблизости, его всегда приглашали за стол.

Рыбацкая бригада работала вплоть до 80-х, потом это направление стало угасать, формально оставались 2 рыбака и бригадир, частенько им на помощь приходили пенсионеры, подработать.

Что касается женского населения деревни, то оно было большей частью занято в сетевязальном производстве. Еще в 1928 году в селе Новый Киструс организовалась сетевязальная артель, которая стала изготавливать хозяйственные сумки, сети, неводы, бредни, мешковины для упаковки товара и других изделий.

Авоська
Авоська

Сначала в артели насчитывалось 590 работников, в начале 1941 года в ней было уже 1600 постоянных членов. Потянулись туда и ужальские женщины. Начиная с 1940 года артель организовала пункты в Ужалье и других населенных пунктах, включая Спасск. В этих пунктах выдавались нитки и забиралась готовая продукция. Авоськи и упаковочные сетки, например, под картофель, были самыми распространенными изделиями. Работа выполнялась на дому, что было удобно для всех категорий населения: для инвалидов или временно нетрудоспособных, для пенсионеров, для кормящих матерей… Несмотря на невысокую оплату, это все же было прибавкой к семейному бюджету. В какой-то степени эта артель создала конкуренцию колхозам, потому что многие деревенские женщины старались во возможности бо́льшую часть времени отводить подработке. В процесс сетевязания зачастую втягивалась вся семья: дети, мужья, бабушки и дедушки. Просуществовал этот вид надомной работы достаточно долго, приблизительно до 80-х годов прошлого века.

В послевоенное время население деревни сильно выросло, поэтому между собой жители называли её не Ужалье, а Китай. Скота было столько, что траву вокруг деревни не приходилось косить, все выедали коровы и овцы. На пасху была традиция - дети собирались группами и ходили из дома в дом со словами: "Христос воскрес!"

— Воистину воскресе! - отвечали хозяева и давали детям по красному яйцу. Возвращаясь домой, каждый приносил по упомянутой выше авоське яиц.

Ещё до революции в деревне была своя ветряная мельница. Она стояла в стороне от домов, в той части которая ближе к Киструсу, за щебеночной дорогой. Мельница принадлежала семье Гудковых, это была целая династия ужальских мельников. Один из них Гудков Борис Трофимович 1885г.р., участник первой мировой войны, в мае 1917 года по болезни вернулся домой.

В дореволюционной школе было 2 учителя: законоучитель с жалованьем 30 руб в год, обычно после Духовной семинарии и основной учитель с жалованьем 200 руб в год. Законоучителем в Ужальском земском училище с 1882 работал священник Н.И. Толпин. С 1887 года учительницей была Виталина А.И., выпускница Рязанского епархиального училища. После революции начальная школа продолжала работать, сначала 4-х летняя, потом 3-летняя. В начале 70-х годов учителем работала Панькина Мария Федоровна. У нее было 3 класса, в которых учились примерно человек 10-12. Потом все переходили в Киструсскую среднюю школу. Также в деревне был клуб, который, как и школа, находился через дорогу, за клубом мастерские и фельдшерский пункт. Дорога, которая проходит по деревне, делает удобным сообщение с другими населенными пунктами. И мало кто помнит другую дорогу на Спасск, которая проходила по берегу реки Оки. Раньше, во времена гужевого транспорта, эта дорога была хорошо наезженная, и жители Ужалья довольно часто ходили в Спасск пешком.

Примерный пешеходный маршрут Ужалье - Спасск. В районе деревни дорога шла между Большим и Малым озером.
Примерный пешеходный маршрут Ужалье - Спасск. В районе деревни дорога шла между Большим и Малым озером.

И даже в более поздние годы, 70-е – 90-е, когда уже было автобусное сообщение, молодые люди иногда проделывали этот путь (12 км) пешком, например, когда опоздали на автобус.

***

Если вы заметили какие-то неточности или располагаете дополнительной информацией о деревне Ужалье, есть жизненные истории, характеризующие эпоху, делитесь с нами в комментариях, мы будем рады дополнить нашу статью, сделать ее более достоверной.

Бладарим Василия за помощь в написании статьи.