Найти в Дзене
Люди Колымы

Дневник геолога: как выпускник томского вуза поехал на Колыму золото искать

Дочь геолога Елена Афанасьева-Демчук опубликовала записи из дневника отца Виталия Афанасьева, который в 50-е годы прошлого века отправился на Колыму искать золото. О ставшем родным Тенькинском районе, непростых днях в тайге и размышлениях о том, что побуждает людей этой профессии отказываться от комфорта и проводить долгие месяцы на полевых работах, читайте за 10 минут на страницах интернет-журнала «Люди Колымы». Рассказываем вместе с «КолымаСтори».
Афанасьев Виталий Ильич родился 9 ноября 1931 года на руднике Малый Несветай Шахтинского района Ростовской области. Отец его к тому времени был главным инженером шахты, мама была работницей на этой шахте. Был первенцем в семье, после родились ещё трое детей. Семья часто переезжала, что был связано с работой родителей. Финальным для Виталия Ильича городом, куда переехала семья, стал Холмск. Уже оттуда он с приятелем поехал поступать в Томский университет на геологический факультет. Там он проучился с 1950 по 1955 год, в 1953 он женился на Т
Оглавление
Фото: Виталий Афанасьев
Фото: Виталий Афанасьев

Дочь геолога Елена Афанасьева-Демчук опубликовала записи из дневника отца Виталия Афанасьева, который в 50-е годы прошлого века отправился на Колыму искать золото. О ставшем родным Тенькинском районе, непростых днях в тайге и размышлениях о том, что побуждает людей этой профессии отказываться от комфорта и проводить долгие месяцы на полевых работах, читайте за 10 минут на страницах интернет-журнала «Люди Колымы». Рассказываем вместе с «КолымаСтори».

Не пропусти свежие новости. Нажми, чтобы подписаться

Люди Колымы | Дзен


Афанасьев Виталий Ильич родился 9 ноября 1931 года на руднике Малый Несветай Шахтинского района Ростовской области. Отец его к тому времени был главным инженером шахты, мама была работницей на этой шахте. Был первенцем в семье, после родились ещё трое детей. Семья часто переезжала, что был связано с работой родителей. Финальным для Виталия Ильича городом, куда переехала семья, стал Холмск. Уже оттуда он с приятелем поехал поступать в Томский университет на геологический факультет.

Там он проучился с 1950 по 1955 год, в 1953 он женился на Татьяне Никитичне Кирилюк. Она училась там же, только на юридическом факультете, познакомились они благодаря спорту, ведь в те времена практически вся молодёжь занималась различными видами спорта.

В 1955 году Виталий заканчивает учёбу, и, вдохновившись произведениями Джека Лондона, просится на Колыму искать золото.

В сентябре 1955 Виталий и Татьяна прибывают в Нагаево, где месяц живут в пересыльном бараке на 30 человек в ожидании распределения по местам. Им выдали хорошие по тем временам подъёмные деньги.

Фото: Магадан. Нагаево. 1959 год
Фото: Магадан. Нагаево. 1959 год

Татьяне нашли место в магаданском суде, а Виталию места в Магадане не нашлось, его откомандировали в Усть-Омчуг на должность прораба геолого-поисковой партии Верхне-Колымского района геолого-разведочного управления (в марте 1959 года ГПУ было реорганизовано в Тенькинскую комплексную геологоразведочную экспедицию). Разместили в рабочем общежитии, через несколько месяцев и Татьяне определили должность адвоката в Тенькинском районе.

В апреле 1956 Виталия назначают начальником геолого-поисковой полевой партии. Совершенно неопытный юноша двадцати четырёх лет оказывается среди взрослых работяг в глухих таёжных нехоженых местах, где за один короткий сезон с апреля по сентябрь нужно выполнить массу работы.

Его дочь Елена Афанасьева-Демчук отмечает: «У него, конечно, ничего не получается, не хватает не только опыта, но и характера, несмотря на тяжёлое военное детство. После смерти отца я нашла старенькую тетрадку, исписанную карандашом совсем немного, там краткое описание первых трёх полевых сезонов».

Фото: Афанасьев В.И. 1956 год
Фото: Афанасьев В.И. 1956 год

Далее повествование ведётся от лица Виталия Афанасьева.

ДНЕВНИК

23.07.1956

Ровно месяц назад мы вышли из Усть-Омчуга. Вот уже четыре месяца моей самостоятельной работы. Я — начальник партии, у меня район работ, своё техзадание. Раньше я считал, что мне в жизни «везёт» временами, более или менее часто. События же последнего месяца убеждают меня в обратном: такого «невезения» нечасто, наверное, кому-нибудь выпадает. Выход в «поле» с опозданием в 20 дней из-за поздней весны, лесные пожары, уход коней, дождливая погода, утопление тракторов. Здесь вся задача, чтобы не отбил у меня этот год «охоты» к геологии. Чувствую, что временами мне становится не по себе.

Фото: Заброска партии. 1956 год
Фото: Заброска партии. 1956 год

10.08.1956

Уже месяц, как у нас приостановлены поисковые работы, и ещё неделю мы вообще простояли из-за поисков Гриши. Восемь дней пропадал человек! Сколько пришлось из-за него облазить, исписать бумаги, рассказать в различных докладных и потерять неделю рабочего времени! Но всё хорошо, что хорошо кончается, нашли мы Гришу.

22.08.1956

12 часов ночи. Два месяца, как мы в поле. Сколько воды с тех пор утекло в Колыму, сколько было у нас неприятных дней! Скоро конец сезону, осень вступила в полную силу. Стоит чудесная погода. Сейчас полная луна, небо чистое, звёздное.

Фото: База геологов. Лето 1956 года.
Фото: База геологов. Лето 1956 года.

31.08.1956

Сегодня у нас «белый снег пушистый в воздухе кружится, и на землю тихо падает, ложится». Странно, большей частью в плохую погоду приходят на ум рассуждения о разнообразии человеческих интересов, потребности людской для удовлетворения запросов жизни.

Первый раз ударило меня в сравнение — после просмотра фильма «Арена смелых» (фильм о советском цирке, Мосфильм, 1953 (Е.Д.)). Что заставляет человека (в нашем случае геолога) на определённый период времени (в большинстве случаев это лучшее время года — лето, а то и почти целый год) отречься от очень-очень многих достижений цивилизации: кино, газеты, радио, искусство, спорт и многое другое, оторваться от семьи друзей, уйти «в поле», а правильнее — в лес, горы, болота. У одних людей потребности (у артистов из «Арены смелых») — быть всегда в обществе, быть среди шума, блеска, красоты, другим же достаточно небольшого костра, маленькой палатки, хорошего товарища в пути. Вот сейчас и возник у меня этот вопрос: потребность ли это — уединение в поле, или это что-то другое? Что здесь можно считать первичным: тяготение человека к природе, и, как следствие, выбор профессии? Или же сначала выбор профессии, и затем уже просится необходимость работать в тех условиях, в каких требует эта профессия? Что в таком случае заставляет людей становиться на путь геолога?

Фото: Верхне-Обинская партия
Фото: Верхне-Обинская партия

Так вот, первый снег, а что у нас? Съёмка не кончена, кубаж — 1/2, поиски — 1/3, не сделано ещё много из того, чего нет в смете, но есть в техзадании.

3.09.1956

Начинаем специализироваться по ночным маршрутам. Вернее, дело не в том, что они ночные, ночные у нас и раньше были, но тогда ночи были светлые. А нынче подряд три маршрута заканчиваются часовым лазанием по дебрям Обо чуть ли не в кромешной тьме. Вчера и сегодня наблюдали северное сияние.

12.09.1956

Повар Яша сделал на днях квас, качество отменное, лучшего кваса я не пивал!

Фото: Афанасьев В.И. и повар Яков.
Фото: Афанасьев В.И. и повар Яков.

20.09.1956

Таня-Танюша (жена В.И.), в который раз выручаешь ты меня! Вот уже десятый день страдаю от жутких соплей. Ни баня не помогла, ни кипяток с солью, ни кофеин, ни чеснок, и только сегодня додумался валенки надеть, что ты прислала. День походил в них — и совсем другой коленкор, обошёлся одним носовым платком. А ведь я ещё смеялся над ними, и над тобой тоже. А ещё ты молодчина, что прислала капусты. Сделали пару борщей и кучу пирожков! И даже никто больше не говорил, что ты такая несознательная жена, не хочешь высылать мне спирт!

28.09.1956

Последний день в поле! С каким волнением и нетерпением ожидается этот день, будто готовишься к великому переселению. Окончены все работы кроме камеральных. Пройдено по тайге около 730 км. Можно подвести итоги: получается так, что большая часть всех наших неприятностей компенсируется прекрасным летом и особенно осенью. Сработали мы неважно. Даже на первый раз можно было сделать много лучше. Были свои ЧП, но таких, как в последние дни — не приведи Господь!

Как оно бывает — сколько мы ходили по тем местам без оружия, и днём, и ночью, и видели даже там целое семейство медведей, и всё сходило благополучно. А здесь два, можно сказать, таёжных волка так погорели! Дело случая, конечно — судьба. Игорь Борисович побывал в когтях, да живым остался, а Ивану Фёдоровичу не повезло, хороший дядька был, таёжник старый, всё умеющий, весёлый.

27. 09.1957

Оказывается, когда ты живёшь в таких капитальных условиях, как наши — прекрасный барак, радиоприёмник, работающий на полную мощь, достаточное количество свечей, — почему-то пропадает тяга к переводу времени на пустую писанину. Куда приятнее слушать всё подряд, что передают по радио, ибо за лето не так уж часто доводилось слушать даже последние известия.

Итак, сезон закончили лучше, чем в прошлый год, но всё же плохо. И виной всему моя беспробудная лень и боязнь лишний раз поругаться со старшими по возрасту, но столь же бездарными, как и я, геологами.

За лето ничего из положительных качеств не приобрёл, а вот отрицательных нахватал кучу. Чрезмерное самолюбие, раздражительность. И ещё — потеря нормального сна.

Всего за лето находил 500 км маршрутов и сверх того — ещё 600. Осталась последняя сотня.

Фото: Конец сезона. 1957 год
Фото: Конец сезона. 1957 год

28.07.1958

За прошедший месяц ни разу не удалось провести более четырёх маршрутов подряд. Да и из них два было с дождичком. Аналогичный случай был прошлый год в устье Аварии, когда трёхдневный дождь поднял воду в Улыне до непроходимого уровня, и мы остались без продуктов, без хлеба и даже соли. Сейчас стоим на Яне. В солнечные дни — это красивейшие места, а в нынешнюю непогоду наши палатки кажутся такими грустными, одинокими в этом море дождевой пелены и понурого леса, что так и хочется запеть: «Здесь под небом чужим я как гость нежеланный…».

Столько времени все мечтали об этой Яне — половить рыбы, поохотиться. Плохо у нас со временем, но всё же решили выделить день на развлечения.

Вчера, когда Виктор Карташев поднял мишку с лёжки и закричал меня, я не успел даже двинуться с места, как медведь с хрюканьем описал вокруг Виктора дугу и исчез в кустах. Шустрее любой собаки. Представить себе его массу, подвижность, помноженные на агрессивное настроение (не дай Бог!). Не успеешь вспомнить и маму родную! Виктор молодец, что заорал благим матом, в чём его вчера целый день копировали ребята. Наверное, будь я на его месте, от ужаса, наверное, и не шевельнулся бы.

Фото: На реке Авария. 1957 год.
Фото: На реке Авария. 1957 год.

Рабочие в этом сезоне почти все впервые в поле. Два ленинградца, два москвича. Разница огромная. Ленинградцы — здоровые, работящие ребята. Москвичи — щуплые шкеты, один лейтенант, другой майор, на физическую работу не способны, сноровки ни в чём нет. Только что не ноют и послушные очень. Промывальщик — веселейший из всех весёлых, и моет неплохо. Короче говоря, народ в работе безотказный и не хныкающий.

Фото: Геологи и рабочие. 1958 год.
Фото: Геологи и рабочие. 1958 год.

18.08.1958

У меня новость: 11 июля родилась Ленка! Приехала Танина мама, я получил от неё записку. Но пока не получу письмецо от Тани, вышедшей из роддома, боюсь сильно радоваться.

12.09.1958

8-го, в понедельник, сделал рекордный для этого сезона переход — 18 км, 1500 м подъёмов. Под конец на спусках ноги дрожать стали.

24.09.1958

Конец сезона. Работу вроде бы и кончили с грехом пополам. Натерпелись за сезон мытарств от непогоды и друг от друга.

Фото: Конец сезона. 1958 год.
Фото: Конец сезона. 1958 год.

ЭПИЛОГ

В 1971 году, после 15-ти лет пребывания на Колыме, Афанасьевы переезжают в Самару. Спустя год Виталий затосковал без Колымы, геологии и друзей. И в августе 1972 уехал обратно в Усть-Омчуг. Вскоре за отцом вся семья перебралась на Колыму. Дети продолжили обучение в школе, Виталий получил должность в экспедиции, Татьяна устроилась юристом в торговой конторе.

Вначале 1982 года Виталий получает направление на Кубу, где они с Татьяной пробыли до 1985 года. После опять вернулись в Усть-Омчуг, с 1987 года уехали в Самару.

Фото: Афанасьевы на Кубе. 1982 год
Фото: Афанасьевы на Кубе. 1982 год

Материал создан на основе статьи Елены Афанасьевой-Демчук с использованием фотографий автора.