Найти в Дзене

Секунды до взрыва. История фронтового кинооператора Соломона Когана

Оглавление

Это вторая статья из цикла публикаций, посвящённых фронтовым кинооператорам Великой Отечественной войны. Мы вспоминаем тех, благодаря кому сегодня можем увидеть войну глазами её непосредственных участников.

Цикл приурочен к уникальному мероприятию «Хроника Победы, хроника мечты», которое состоится 15 мая 2025 года в московском кинотеатре «Иллюзион». Вход бесплатный, по предварительной регистрации: https://gosfilmofond-org.timepad.ru/event/3321872/.

От мирного Эльбруса к фронту

Соломон Яковлевич Коган начал свой фронтовой путь с неожиданного события. В июне 1941 года он отправился снимать восхождение армейских альпинистов на Эльбрус. Однако планы были резко прерваны известием о начале войны.

«Значит, война... не понарошку, а настоящая. С трудом укладывалось это в сознании. Но эфир приносил вести... Гитлеровские полчища топчут уже нашу землю, жгут, уничтожают наши села, бомбят наши города. Страшным огненным смерчем война катится по стране», — вспоминал Коган.

Вместе с другими операторами он немедленно направился в Одессу, которая стала первой линией его фронта.

Первая линия обороны

Одесса встретила операторов мрачной и напряжённой атмосферой. Город уже подвергался первым бомбардировкам, улицы были затемнены, а на крышах домов стояли дежурные ПВО. Здесь Коган вместе с известным оператором Марком Трояновским снимал первые эпизоды Великой Отечественной войны. В тяжёлых условиях непрекращающихся обстрелов и нехватки продовольствия Соломон Коган смог сохранить уникальные кадры героической обороны города, которая продлилась 73 дня и стала символом стойкости и мужества.

Марк Трояновский и Соломон Коган. Одесса
Марк Трояновский и Соломон Коган. Одесса

Оператор под огнём

Фронтовая кинохроника – это всегда риск и опасность. Во время съёмок Коган несколько раз оказывался в ситуациях, угрожающих его жизни. Однажды под Одессой, операторы чуть не попали под миномётный огонь врага, что заставило их мгновенно покинуть автомобиль и спасаться бегством.

«Уже свистят бомбы, но камеру оставлять в машине нельзя — залезаю опять в кузов, беру камеру и, подхваченный воздушной волной взрыва, неловко падаю в кювет», — писал Коган о тех драматичных минутах.
Оператор ЦСДФ Соломон Яковлевич Коган снимает румынских военнопленных
Оператор ЦСДФ Соломон Яковлевич Коган снимает румынских военнопленных

Несмотря на травмы и постоянные угрозы жизни, он продолжал снимать важнейшие боевые эпизоды, понимая значимость своей работы для всей страны.

Город героев

В осаждённой Одессе каждый человек был героем. Коган видел, как простые горожане превращали обычные тракторы в боевые машины, а рабочие заводов круглосуточно создавали бронепоезда, которые сразу же вступали в бой. Необыкновенный героизм проявляли моряки-пехотинцы, которыми командовал легендарный Яков Осипов.

Соломон Яковлевич вспоминал один из случаев: «Не успел я поднести ко рту первую ложку борща, как вдруг что-то зашипело, пена пошла — в миску угодил горячий осколок мины».

Под непрерывным огнём врага люди продолжали верить в победу, и Коган делал всё, чтобы их подвиг остался в истории благодаря его съёмкам.

Эвакуация, похожая на чудо

Одна из наиболее впечатляющих операций, которую удалось запечатлеть Соломону Когану, была эвакуация Одессы в октябре 1941 года. За одну ночь, под прикрытием мощного огневого удара, советские войска тихо и слаженно покинули город. Для врага это стало полной неожиданностью. Коган снял эти кадры на остатки киноплёнки, понимая всю их историческую ценность. Эти съёмки стали одним из самых ярких эпизодов его военной кинохроники.

Непоколебимая вера в победу

Вернувшись в Москву, Коган увидел город, охваченный тревогой. Но после того, что он видел в Одессе, оператор был убеждён, что победа обязательно будет за советскими войсками:

«Для нас после того, что видели мы в Одессе: чудеса храбрости, чудеса военного искусства, было неопровержимым — выстояла Одесса, выстоит и Москва, вся страна выстоит».

Он понимал, что массовый героизм на фронтах, самоотверженная работа командования и труд людей в тылу обязательно приведут к победе над врагом. С этой уверенностью он продолжил свой путь фронтового кинооператора до самого конца войны.

Наследие кинолетописца

После войны Соломон Яковлевич Коган не оставил камеру. Он продолжил создавать документальные фильмы, сохраняя для потомков важнейшие события страны. Его работы о мирной жизни и спортивных достижениях СССР, а также фильм «За китами в Антарктиду» стали частью исторической хроники. Коган умер в 1986 году, но оставленные им кадры продолжают жить, рассказывая о подвигах простых людей в годы войны.

Прикоснись к истории вместе с нами!

Приглашаем всех на уникальное киномероприятие «Хроника Победы, хроника мечты», которое состоится 15 мая 2025 года в кинотеатре «Иллюзион». В программе – показ документальных фильмов режиссёра Андрея Истратова:

  • «Баллада о фронтовом кинооператоре» — о людях, которые рисковали жизнью, чтобы сохранить правду войны.
  • «Теория взрыва» — история подвига советских учёных во времена Холодной войны.

Когда: 15 мая 2025 года, начало в 19:00
Где: Москва, кинотеатр «Иллюзион»

Регистрация бесплатная, количество мест ограничено: https://gosfilmofond-org.timepad.ru/event/3321872/

Будем рады видеть вас на мероприятии, которое поможет прикоснуться к живой истории нашей Победы.