Найти в Дзене

Сказки и образы, которые мы приносим из детства в свою жизнь в виде ролевых моделей

Ранее я уже рассказывала про разные части внутри нас, сегодня хочу рассказать про ролевые модели, которые мы забираем извне на примере сказок. В детстве наша психика ищет различные образы для подражания, наблюдая за родителями и близкими людьми мы учимся. Это отметил в свое время Альберт Бандура, создавая "Теорию научения", которая легла в основу многих открытий в поведенческой терапии. Но вернемся к детству, у всех нас была любимая сказка. Красивый яркий сюжет, герои, чудеса, это манит и их образы оседают в детском мышлении, мы хотим быть такими же и примеряем эту роль на себя, играя, а затем забираем в жизнь. Притом часто с убеждениями очень простого порядка, как видим, так и "записываем в ментальную копилочку". Детская психика живая и подвижная, она хватает все, как губка и затем приходит время проверить все на практике и новая модель поведения может прижиться или уйти в ту часть психики, которое называется бессознательной. Но в рамках наших желаний и мечтаний мысль все равно вернет

Ранее я уже рассказывала про разные части внутри нас, сегодня хочу рассказать про ролевые модели, которые мы забираем извне на примере сказок.

В детстве наша психика ищет различные образы для подражания, наблюдая за родителями и близкими людьми мы учимся. Это отметил в свое время Альберт Бандура, создавая "Теорию научения", которая легла в основу многих открытий в поведенческой терапии.

Но вернемся к детству, у всех нас была любимая сказка. Красивый яркий сюжет, герои, чудеса, это манит и их образы оседают в детском мышлении, мы хотим быть такими же и примеряем эту роль на себя, играя, а затем забираем в жизнь. Притом часто с убеждениями очень простого порядка, как видим, так и "записываем в ментальную копилочку".

Детская психика живая и подвижная, она хватает все, как губка и затем приходит время проверить все на практике и новая модель поведения может прижиться или уйти в ту часть психики, которое называется бессознательной.

Но в рамках наших желаний и мечтаний мысль все равно вернется к "а я хочу как было там, в сказке", другое - не настоящее, не такое.

Не случайно в кинематографе часто фигурирует история "Золушки", рассказанная с разных сторон, такие фильмы находят зрителей, они отзываются (так как соответствуют ролевой модели из сказки в детстве и "хочется" также).

Но я хотела бы показать какой пример несет это сказка, а именно ложные убеждения, связанные с этим произведением.

Золушка

Прекрасная тихая девушка растет в семье без поддержки родных, ее окружение токсично. Она хозяйственна и удобна для окружающих, всем нравится (даже животным) - вынуждена трудиться в поте лица изо дня в день и ждать, не смея сказать ни слова. И в какой-то момент возникает волшебница-крестная, девушка преображается и встречает принца. На балу теряет туфельку и принц ищет ее везде, ему не важно ничего, только найти свою прекрасную спутницу.

Какие ложные выводы отсюда мы можем сделать:

1) Чужие потребности важнее своих и если трудиться и молчать - прилетит добрая фея крестная (все будет хорошо) Увы, это не так. Важно обозначать свои границы, не предавая себя и строить свое будущее самостоятельно, а не ждать фею-крестную.

2) Для того, чтобы всем нравится - нужно быть хозяйственной, красивой, всегда много трудиться и быть "удобной". Проблема в том, что всем нравится невозможно, так как нам нравятся разные вещи и всегда будет человек, которому не понравится что-то. А значит важно прежде всего нравится себе и обязательно найдутся люди, которые будут ценить нас. А стремление быть самой лучшей - это высокоэнергичная гонка за несуществующим идеалов, в процессе которой часто забываются личные ценности и потребности.

3) Для того, чтобы принц меня выбрал - нужно преобразиться. Да, приятно чувствовать себя красивой, это придает силы, это влияет на то, как вас воспринимают люди. Но это не единственный фактор выбора в рамках отношений (и часто не главный).

4) Любовь (счастье) нужно заслужить упорным трудом. Увы, эти состояния невозможно заслужить и человек, который заслуживает любовь никогда не придет к цели.

5) Один взгляд на девушку может заставить влюбиться на всю жизнь и у меня тоже так будет, а другую любовь я не хочу. Чаще всего одного взгляда и танца не достаточно, чтобы связать себя узами на всю жизнь. Человек многомерное существо и для понимания, изучения, любви нужно время, это абсолютно нормальная практика, а "с первого взгляда" тянет нас в объятия незнакомого человека, который не очень-то нам подходит.

Отдельно хочу подчеркнуть убеждение "жили они долго и счастливо", которое мы не видели в рамках сказки и которое убеждает нас в том, что герои уж точно "нашли друг друга".

Но отношения это долгосрочная работа по построению коммуникации, сохранению чувств и каждая семья - это уникальная система, которая по мановению волшебной палочки и только от того, что люди подошли друг другу не будет счастливо существовать.

А какая ваша любимая сказка из детства?

Буду благодарна вашей активности и приглашаю подписаться, я рассказываю о психологических аспектах понятных языком и стремлюсь дать то, что можно применить в своей жизни.

Я психолог и могу помочь вам заглянуть внутрь себя и разрешить вопросы, которые мешают жить эту жизнь во всей ее полноте, на моем сайте вы можете познакомиться со мной и записаться на сессию.

В моем полезном канале о психологии в ТГ "Миру нужны живые люди" вы можете найти интересную информацию и задать мне анонимный вопрос, который я разберу.

Сказки
3041 интересуется