Прошло больше десяти лет с момента релиза первой Path of Exile от Grinding Gear Games, и с тех пор множество других ARPG пытались затмить её успех. Теперь же Path of Exile 2, изначально задумывавшаяся как расширение для первой части, выходит на арену, делая смелые шаги в сторону большей доступности для новичков, но без ущерба глубине. Находясь в раннем доступе, игра пока сохраняет фундаментальные черты предшественницы, одновременно перенимая лучшее у современных ARPG, чтобы стать достойным конкурентом в этом жанре.
Path of Exile 2 не просто улучшает формулу первой части. Она предлагает более осмысленную и сложную боевую систему, напоминающую методичный геймплей Soulslike-игр. Безжалостная сложность требует от игрока постоянного напряжения и продуманной стратегии, вознаграждая тем самым чувством достижения, которое редко встретишь в других ARPG. В сочетании с захватывающей визуальной составляющей, щедрой наградой за исследование мира и насыщенным эндгеймом с огромным выбором активностей, Path of Exile 2 не просто поднимает планку для жанра — она имеет все шансы переопределить его стандарты.
Path of Exile 2 визуально и механически поднимает планку для жанра
Визитная карточка Path of Exile — это невероятная свобода в создании персонажа благодаря подробнейшей кастомизации. Игра славится не только одним из самых масштабных деревьев пассивных навыков среди ARPG, но и возможностью создавать уникальные билды, не ограничиваясь рамками класса. Path of Exile 2 сохраняет этот подход, хотя и вносит изменения в систему, чтобы сделать её дружелюбнее для новичков.
В раннем доступе доступно шесть классов: Чародейка, Воин, Лучник, Ведьма, Наёмник и Монах — и ещё шесть появятся позже. Уже сейчас вариантов для игры более чем достаточно, а перспектива новых классов лишь расширяет потенциал кастомизации.
Во время превью я играл за Монаха, а в демо-версии раннего доступа — за Чародейку, и оба опыта оказались одинаково интересными. С помощью Камней Умений, получаемых за выполнение квестов и победу над боссами, игроки открывают новые способности. Камни Поддержки, в свою очередь, позволяют модифицировать эти умения, меняя их поведение. Например, Ледяной Болт Чародейки без модификаторов выпускает один снаряд, но с Камнем Поддержки Рассеивания превращается в залп из нескольких.
Но настоящая глубина кастомизации раскрывается в том, что Камни Поддержки можно комбинировать с любыми умениями — Рассеивание не обязательно применять к Ледяному Болту, его можно использовать и с другими навыками. То же касается и дерева пассивом: игрок не ограничен единственным путём развития, хотя наиболее оптимальные варианты всё же существуют.
Чтобы помочь новичкам, Path of Exile 2 предлагает рекомендации. Например, игроки могут использовать умения любого класса, если у их персонажа достаточно характеристик. А Камни Поддержки автоматически подбираются под выбранный класс — но эту функцию можно отключить для полной свободы.
В целом, система даёт невиданный для ARPG уровень свободы, а благодаря большей дружелюбности для новичков, у Path of Exile 2 есть все шансы привлечь ещё больше игроков.
Бой в Path of Exile 2 — свежий взгляд на жанр
В отличие от многих ARPG (вроде Diablo), где игрок чувствует себя богом на поле боя и при правильно собранном билде способен буквально косить врагов без раздумий, Path of Exile 2 идёт другим путём, поощряя не силу, а тактику.
Бои здесь стали осмысленнее, медленнее и методичнее — почти как в Soulslike. Фактически, PoE 2 максимально приблизилась к изометрическому Soulslike, не переставая быть ARPG. Возросшая сложность заставляет продумывать каждое действие и всегда оставаться начеку.
В первой части бывало, что я на автопилоте зачищал локации, даже не запоминая их. В PoE 2 такой подход не сработает — игра требует куда больше внимания, чем обычно для жанра. Чекпоинты редки, и после смерти приходится возвращаться к последнему из них, пробиваясь через толпы врагов заново (а они возрождаются сразу после гибели игрока). Избежать боя почти невозможно — легко оказаться в окружении и обездвиженным. А если не подобрать выпавшие предметы до смерти, они исчезнут навсегда.
Но именно эта сложность делает победы такими приятными. Как и в Soulslike, каждая победа над боссом после множества попыток приносит невероятное удовлетворение. Главное — помнить: нет непобедимых врагов, и усилия всегда окупаются.
Босс-файты в Path of Exile 2 никогда не надоедают
Истинное испытание мастерства игрока в PoE 2 — это боссы, и благодаря разнообразию их механик и характеров, схватки с ними не приедаются. Каждый босс уникален, со своим набором атак и ролью в мире игры. Многие из них обладают настолько неочевидными механиками, что заставляют подолгу ломать голову даже после многих поражений.
Особенно порадовало, что боссы часто озвучивают свои атаки перед использованием — прямо как в аниме. Это не только добавляет драматизма, но и помогает игроку быстрее разобраться в механиках боя.
Кроме того, в мире Wraeclast полно опциональных боссов, которых можно встретить раньше, чем персонаж будет готов к ним. Но в этом и прелесть: победа зависит не только от билда, но и от мастерства. Хотя всегда можно вернуться позже, с лучшей экипировкой, и взять реванш.
Графика Path of Exile 2 — детализированная и атмосферная
Геймплей PoE 2 впечатляет, но её визуальная составляющая не менее важна. Если Diablo 4 тоже может похвастаться отличной графикой, то Path of Exile 2 добавляет в жанр необычный уровень реализма — настолько, что некоторые сцены могут удивить даже искушенных игроков.
Мрачная атмосфера Wraeclast передаётся через каждую деталь, усиливая ощущение одиночества и беспомощности в этом жестоком мире. Даже боссы выглядят настолько жутко, что иногда, на вступительных кат-сценах, начинаешь заранее готовиться к смерти ещё до начала схватки.
Эндгейм Path of Exile 2 займёт игроков на сотни часов
Одна из главнах задач разработчиков — создать эндгейм, который займёт игроков на сотни часов, но добраться до него можно только пройдя кампанию. В отличие от первой части, сюжет здесь играет большую роль, хотя многие детали раскрываются только через диалоги с NPC.
Начало игры задаётся мрачной и напряжённой кат-сценой, и хотя дальше синиматиков почти нет, общее впечатление остаётся кинематографичным. На прохождение доступных трёх актов (из шести) уходит около 40-50 часов но при этом вы едва прикоснетесь к эндгейму. За последующие 10 часов я успел опробовать лишь несколько из семи доступных систем — и чувствую, что здесь можно провести ещё сотни часов.
Описать все механики эндгейма в одной статье невозможно, но уже сейчас ясно: контента здесь столько, что голова идёт кругом — в хорошем смысле. Игроку не навязывают один путь развития — вместо этого предлагают множество вариантов.
Path of Exile 2 есть ли проблемы раннего доступа?
Будет несправедливо назвать PoE 2 «сырой» — это один из самых отполированных проектов в раннем доступе. Однако некоторые недочёты всё же есть.
Например, после одного из обновлений в демо-версии все мои Камни Умений и Камни Поддержки исчезли (вероятно, из-за изменений в балансе классов). Поскольку мой персонаж был уже под 40-й уровень, это создало проблемы — враги стали слишком сильными. К счастью, через пару часов прокачки удалось нивелировать потерю уровня.
Ещё одна «проблема» — огромные, но порой пустые локации. Некоторые зоны можно исследовать час, но событий в них мало. Впрочем, плотность врагов настолько высока, что скучать не приходится.
Несмотря на это, Path of Exile 2 уже сейчас может стать одной из лучших ARPG в коллекции любителя этого жанра. Благодаря невероятной свободе в прокачке, детализированному миру, сложным боям, насыщенному эндгейму и уникальной атмосфере, у игры есть все шансы бросить вызов даже таким гигантам, как Diablo 4.