Найти в Дзене

Пасха

Человек я маловерующий, малочувствительный, а ещё, когда-то был любопытным. В очень раннем возрасте уговорил тётушек в пасхальную ночь взять меня в церковь на освящение куличей. Они не обманули, разбудили, с трудом проснулся, оделся и все вместе пошли. Шли в темноте, в тумане, идти по весенней разбитой дороге, для меня маленького, было тяжело и довольно далеко. В огромном селе на самом юге Казахстана, церковь была на восточной окраине, под невысоким холмом с плоской вершиной, на которой было большое сельское кладбище. Мои тётушки жили в паре километров от церкви. Нужно было пройти с десяток домов по центральной улице 1 Мая, затем свернуть в переулок, который упирался в ворота церковного забора. Начало светать, с двух сторон центральной дорожки, посыпанной чистым песком, выстроились прихожане. Прошёл батюшка, окропил куличи и стоящих людей. Подробностей не помню, туман всё размывал, казалось, что попал в сказку. Когда стал взрослее, один год прожил у тёти, родители работали в горах, учи

Человек я маловерующий, малочувствительный, а ещё, когда-то был любопытным. В очень раннем возрасте уговорил тётушек в пасхальную ночь взять меня в церковь на освящение куличей. Они не обманули, разбудили, с трудом проснулся, оделся и все вместе пошли. Шли в темноте, в тумане, идти по весенней разбитой дороге, для меня маленького, было тяжело и довольно далеко.

В огромном селе на самом юге Казахстана, церковь была на восточной окраине, под невысоким холмом с плоской вершиной, на которой было большое сельское кладбище. Мои тётушки жили в паре километров от церкви. Нужно было пройти с десяток домов по центральной улице 1 Мая, затем свернуть в переулок, который упирался в ворота церковного забора.

Начало светать, с двух сторон центральной дорожки, посыпанной чистым песком, выстроились прихожане. Прошёл батюшка, окропил куличи и стоящих людей. Подробностей не помню, туман всё размывал, казалось, что попал в сказку.

Когда стал взрослее, один год прожил у тёти, родители работали в горах, учиться там было негде. Перед Пасхой в школе всех предупредили, чтобы не смели ходить в церковь, всех школьников будут переписывать дежурные. К этому времени пионеры становились атеистами. В предпасхальную субботу толпой детей сходили в поле, нарвали настоящих тюльпанов. После пасхальной ночи день был солнечный. Вроде не Первомай, но было ощущение праздника. По телевизору показывали фильмы из старой жизни, с батюшками. Все считали, что так власть благоволит верующим. После обеда дети вышли на улицу, с карманами набитыми конфетами и крашеными яйцами. Крашеные яйца, куличи, конфеты, на следующий день, все принесли в школу, учителей это не смущало. Были и те, кто ходили в церковь, и ничего, никого не наказали.

Уже ближе к выпускному классу, в конце семидесятых, на летние каникулы приехал туда же в гости к родственникам.Тётушки и мы, повзрослевшие дети, пошли на кладбище, навестить покойных родственников, потом зашли в церковь. На этот раз, в яркий солнечный день, я всё внимательно рассмотрел. Большой участок огороженный высоким забором. Внутри ограды росли деревья - тополя, карагачи, клумбы с цветами. Вся территория укрыта тенью. Церковь – обычное прямоугольное побеленное здание, без башенок, с крестом на крыше, и большим изображением Иисуса Христа на стене. На столбе висел кислородный баллон – такой вот колокол в бедной сельской церкви. Дорожки все посыпаны песком, везде идеальная чистота. Внутри алтарь, иконы, деревянный крашеный пол. Взрослые ставили свечки, разговаривали с батюшкой, а мы обошли всю территорию, внимательно рассмотрели все иконы, очень красивые. Был рабочий день, народу кроме нас почти не было. За забором обычная суетливая жизнь, а здесь что-то таинственно-нереальное. Несмотря на яркий солнечный день. Доводилось потом бывать в настоящих церквях, но такого ощущения иного мира, как в той простенькой сельской церкви больше не было. Туда, вряд ли теперь попаду.

Но ощущение праздника, таинственности, какой-то радостной тоски возникает в любую пасхальную ночь и без посещения церкви. Несмотря на атеизм. Всё это последствие того детского ночного похода.

Ночной сумрак, окружение размывается, теряет четкость, таинственное ощущение что, может что-то произойти, возможно, даже что-то хорошее. В такую ночь хочется тишины и уединения. Словами не передаётся.

И история воскресения Христа, в эту ночь не кажется сказкой, а обретает реальность. Хотя бы ненадолго. Удивительное состояние для неверующего.