Найти в Дзене
Как на самом-то деле?

Крейсер Москва. Прошло три года

Оглавление

Авторская версия статьи «Новая версия гибели крейсера «Москва»: «Нептун» к самой большой морской «перемоге» Украины отношения не имеет» опубликованной в общественно-политическом интернет-издании «Свободная пресса»

Публикуется с разрешения редакции

Введение

14 апреля 2022 года вошёл в историю как день гибели гвардейского ракетного крейсера «Москва».

Источник указан на фото
Источник указан на фото

Обратите внимание на палубу над ракетным погребом. На фото она в порядке. Вследствие пожара в нём её вырвало, затем передний угол по правому борту провалился, а задний вздыбился.

-2
Коллаж автора
Коллаж автора

По просьбе участников группы «Редакция канала Как на самом-то деле» вставил чертежи корабля по книге Апалькова «Корабли ВМФ СССР»

Официальные данные и общественное мнение

По сообщению Министерства обороны погиб 1 моряк и пропали без вести 27 моряков. Трагические события, связанные с этим кораблём, до сих пор вызывают множество споров и обсуждений. Благодаря информационной сдержанности Управления пресс-службы и информации Министерства обороны в обществе укрепилось представление, навязанное украинской пропагандой о том, что корабль был поражён двумя ракетами Нептун.

Ведомство ничего не предпринимает, чтобы дать отпор пропаганде противника. В этой статье я представлю свою точку зрения на произошедшую катастрофу, основанную на наблюдениях и фактах, которые, на мой взгляд, подтверждают, что поражения корабля от вражеских ракет не было. Я не моряк, я офицер запаса, бывший командир дивизиона С-300. Морской вариант ЗРК С-300 называется «Форт», и именно такой комплекс был установлен на погибшем крейсере. И это даёт мне право делать соответствующие выводы.

Анализ повреждений: отсутствие следов ракетного удара

Нет никаких признаков попадания противокорабельных ракет (ПКР) в корабль. Имеющиеся примеры таких поражений дают картину развороченного борта и надстроек кораблей. Вот пример поражения ракетами Exocet списанного фрегата F53 Undaunted. БЧ этой ракеты весит 165 кг, а БЧ Нептуна 150 кг.

Коллаж автора
Коллаж автора

Английский противолодочный фрегат F53 Undaunted поражение в оба борта

Ничего подобного на кадрах видео догорающего крейсера, попавшего в сеть, мы не видим. Многочисленные попытки украинских пропагандистов и наших блогеров выдать за место попадания ракет иллюминаторы с языками копоти из них не выдерживают критики. В конце концов, не сумев это доказать, они стали утверждать, что пробоины находятся на правом борту. Но корабль на момент взрыва шёл на север, то есть двигался левым бортом к потенциальному направлению подлёта самолётов или ракет противника.

Схема автора
Схема автора

Отсутствие следов попадания ракет

Никакие противокорабельные ракеты обходить цель для удара с другой стороны не умеют. Да и горит левый борт.

И если нет признаков попадания ракет, какой смысл философствовать по поводу «старости и коррозии» корабля, неспособности его РЛС обнаруживать, а ЗРК Форт, Оса, и артустановок Ак-630 и Ак-130 поражать низколетящие цели? Ракет не было!

Пожар

Минобороны РФ в ночь на 14 апреля (около 2.00 мск) сообщило, что на крейсере начался пожар. Что его вызвало — министерство до сих пор не уточняет.

«В результате пожара на ракетном крейсере «Москва» сдетонировал боезапас. Корабль получил серьёзные повреждения. Экипаж полностью эвакуирован», — так звучало первое сообщение Минобороны о ЧП на «Москве».

Пожар на корабле — это, безусловно, чрезвычайная ситуация, но следует отметить, что любой пожар в любом отсеке судна потенциально может быть локализован. Корабли проектируются с учётом таких чрезвычайных ситуаций, и на «Москве» имелись соответствующие системы, а экипаж, что бы там не писали СМИ и блогосфера, был обучен для тушения пожара в разных отсеках, включая машинное отделение. Как видно из имеющихся материалов, пожар охватил практически все части корабля от середины до вертолётной палубы на корме, что говорит о более серьёзной причине бедствия, чем возгорание в одном отсеке. Крейсер по всем правилам проектирования, внедрённым ещё адмиралом Макаровым разделён на отсеки. Это сделано не только для непотопляемости, но и для препятствования распространению огня.

Из сообщения МО (около 14.00 мск): «Очаг возгорания на крейсере "Москва" локализован. Открытого горения нет. Взрывы боеприпасов прекращены. Основной боезапас не пострадал». Это означает, что взрыв был не одномоментный. Взрывы происходили достаточно долгое время на фоне пожара. Это снимает подозрения с погребов артустановки АК-130 (калибр 130 мм) и ракетно-бомбовой установки РБУ-6000, они бы рванули один раз, и корабль после этого вряд ли остался бы на плаву.

Изображение КБ Арсенал
Изображение КБ Арсенал

Артпогреб артустановки АК-130. Механизм заряжания

Это исключает как причину гибели корабля пожар в посту энергетики и живучести (ПЭЖ), электростанциях (их три) и машинных отделениях (их два) – в этих отсеках гореть могло бы долго, но боеприпасов в них нет. Это практически снимает подозрения с батареи артустановки АК-630 на левом борту, горение в ней видно на кадрах единственного попавшего в сеть видео. Мала она по объёму чтобы гореть несколько часов. В ней находились 16000 30-мм патронов ОФ-84 — это 7 368 кг метательного пороха и взрывчатки. Даже при неполном взрыве её бы разнесло, а невзорвавшееся раскидало. Зато именно к ней, видимо, и относятся слова «Взрывы боеприпасов прекращены». Патроны взрывались по одному, по нескольку.

Слова «Основной боезапас не пострадал» не вызывают никаких сомнений, поскольку основным вооружением корабля является противокорабельный ракетный комплекс П-1000 «Вулкан». В этом походе на корабле не было ракет П-1000, потому они и не пострадали.

Версия несанкционированного пуска ЗУР

Единственное, откуда мог бы распространиться мощный пожар по всему кораблю, это ракетный погреб ЗРК «Форт» (морской вариант С-300). Вот только детонации ракет в погребе не было. В погребе находились 64 зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 5В55Р. Каждая такая ракета содержала порядка тонны твёрдого смесевого ракетного топлива и около 50 кг мощной взрывчатки. При их взрыве корабль просто разорвало бы на части.

Скорее всего был несанкционированный пуск ЗУР в ракетном погребе. Как это могло бы произойти?

РДТТ – ракетный двигатель на твёрдом топливе, занимает бо́льшую часть длины ракеты. Твёрдое топливо (а оно относится к взрывчатым веществам) в виде цилиндрической шашки заливается в пластическом состоянии в корпус из алюминиевого сплава В-95 наружным диаметром 508 мм. После чего оно затвердевает. Но не до состояния камня, оно остаётся в некоторой степени пластичным. Почему алюминий не плавится во время работы? Потому что топливо, прилегая к стенкам, защищает их от высоких температур, а когда оно прогорает, они уже не успевают нагреться до температуры их разрушения. Хотя трогать пальчиком, конечно, не рекомендуется.

-7

Рисунок автора

Схема ракет 5В55 и 48Н6

В центре топливной шашки проходит цилиндрический канал диаметром в несколько сантиметров. В верхней части двигателя по его оси вкручено устройство, которое называется «воспламенитель». Вот, судя по всему, неисправность этого воспламенителя и была причиной запуска двигателя одной из ракет.

Воспламенитель содержит целых четыре марки взрывчатых веществ, каждое из которых выполняет свою функцию – инициация, передача огня, поджиг факелообразующего заряда и собственно этот заряд. Задача этого устройства – создать факел (специалисты говорят – луч) огня по всей длине осевого канала. При этом создаётся давление 80-100 атм и температура около 2000 градусов, что и приводит к равномерному и мгновенному зажиганию твёрдотопливной шашки. Если твёрдое топливо малочувствительно к удару, трению, искре, прострелу пулей (на СВО, правда, был случай именно взрыва РДТТ от прострела пулей из снайперской винтовки), то все ВВ в воспламенителе как раз в высшей степени чувствительны к различным воздействиям.

Есть такое явление во взрывчатых веществах – деградация. Оно недостаточно изучено наукой, просто моделирование мало помогает в изучении. Нужно время для набора статистики. В каждом ВВ есть топливо, окислитель, пластификаторы, затвердитель, стабилизаторы, индикаторы, инертные вещества и т.п. Иногда топливо и окислитель – одно вещество, оно при взрыве или горении разлагается, потом составляющие образуют новые соединения с выделением бо́льших энергий. Все эти вещества могут с течением времени изменять свои свойства. Что-то высыхает и заряд трескается, что-то разлагается. Эти процессы очень медленные и не до конца прогнозируемые. При этом многие ВВ становятся более чувствительны к различным воздействиям, например к трению, удару, искре.

Ракеты в ЗРК защищены от прохождения команды «Пуск» множеством блокировок. Напряжение на электровоспламенитель – спиральку, окружённую инициирующим ВВ, поступает вовсе не прямо с одноимённой кнопки на пульте оператора ЗРК (в ЗРК Форт это офицер пуска). Как говорят специалисты – формируется цепь пуска. Каждое выполненное условие подготовки старта ракеты замыкает контакты очередного реле и напряжение +27 В от кнопки проходит всё дальше вплоть до этой самой спиральки.

Рисунок автора
Рисунок автора

Это ещё не все условия, чтобы команда «Подрыв» в виде напряжения +27 В прошла на спираль воспламенителя.

Фактически пуск двигателя возможен только на высоте порядка 25 метров от палубы.

Таким образом никакая ошибка расчёта или неисправность не могли бы даже теоретически запустить двигатель ракеты непосредственно на пусковой, в данном случае в ракетном погребе крейсера. Не могли бы его запустить и сознательные вредительские действия постороннего лица или номера расчёта. Просто, потому что та самая спиралька запитывается от бортового (на ракете) блока питания. Запустить ракету можно было бы штатно. Но при этом ракета оказалась бы на правильном месте под открытым люком и была бы выброшена пороховым аккумулятором давления из транспортно-пускового контейнера (ТПК) и из пусковой. Что бы с ней дальше не случилось, это было бы уже снаружи от корабля.

-9

Холодный старт ракеты 5В55 с китайского эсминца. Ракета выброшена из ТПК двумя ПАД – пороховыми аккумуляторами давления (дым от них). Вокруг – осколки пенопластовой крышки ТПК, она лопается от повышения давления в контейнере. Двигатель запустится на высоте около 25 м.

Не мог бы запустить двигатель и диверсант. Ракетный погреб – не проходной двор. Это надёжно закрытый отсек. У него не так-то много технологических люков, а вход всего один. И у входа стоит вооружённый, как говорят флотские, «артиллерийский часовой». Но даже проникнув в погреб, диверсант не смог бы запустить двигатель. Снаружи контейнера подать напряжение +27 В на спираль воспламенителя невозможно. Нужно разобрать ТПК и ракету.

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Ракетный погреб ГРКР Москва. Регламентные работы. Два барабана по левому борту разряжены, в ближнем заряжены две ракеты. Всего барабанов 8 на 64 ракеты. Здесь, видимо, и начался пожар. Через 12 секунд после несанкционированного пуска двигателя одной из ракет температура достигла 1600 градусов, давление 3.5 атм.

Взорвать ракету накладным зарядом возможно. Но с учётом того, что между стенкой ТПК и ракетой около 20 см заполненного сухим азотом пространства, этот заряд должен был бы быть достаточно мощным. Следовательно, большим и тяжёлым. Пронести такое на корабль, конечно, возможно, но сложно. Да и не было всё же взрыва. Корабль не разлетелся на части.

Конструктивно ракетный погреб представляет собой «ящик» из 9 мм прочной стали марки 09Г2С, расположенный между двумя продольными силовыми переборками корабля. Информация о том, что это прочная конструкция важна, сейчас увидите почему.

На кадрах единственного доступного в сети видео обнаружилось много информации, чтобы сделать достаточно обоснованные выводы о том, что же случилось.

Прежде всего мы видим, что нет поражения ракетами. А обработав выборочные кадры специальными программами, повышающими качество изображения, можно увидеть, что палуба над ракетным погребом ЗРК Форт в передней части по правому борту провалилась метра на два, а в кормовой части по тому же борту вздыбилась примерно на столько же.

Схема автора
Схема автора

Эти повреждения не захотел заметить ни один автор-расследователь

Совершенно очевидно, что её выпирало огромным давлением. Похожую картину можно было наблюдать на БПК «Отважный» в 1974 году. Там тоже вырвало палубу во время пожара в ракетном погребе, вызванного несанкционированным (самопроизвольным) стартом ракеты ЗРК Волна-М1 (морской вариант С-125). Причина была установлена предположительно – неправильная работа пусковой.

Коллаж автора
Коллаж автора

Вздыбленная палуба на БПК Отважный

Но при проектировании С-300 проблемы несанкционированных пусков С-75/125/200 были решены. Такая возможность по электрическим или механическим причинам была исключена. А вот по деградации ВВ в данном случае в составе воспламенителя ракет 5В55 (сняты с производства), видимо, добавились. Случаи самозапуска двигателя ракет этого типа бывали - 8.06.2001 вблизи подмосковной Электростали на позиции дивизиона С-300 сгорели 12 ракет из-за запустившегося РДТТ одной из них, в 2022 же году 10 октября на предприятии АО «6 Арсенал» в ярославском посёлке Бурмакино при утилизации ракеты этого типа произошёл самозапуск её двигателя. Один человек погиб и трое получили тяжёлые ожоги и травмы. Причём такие работы неопытным исполнителям не доверяют. Работали профессионалы. Никакого электрооборудования, голое помещение, ничего лишнего, где электричество применяется только для освещения, ракета и всё оборудование хорошо заземлены, статика исключена. Ручной инструмент весь омеднённый, чтобы не дал искру. И всё-таки он запустился.

-13

Случаи самозапуска двигателя на новых ракетах С-330/350/400 серий 48Н6 и 9М96 мне неизвестны. Думаю, что такое не случалось.

Как всё было

При проведении тренировки расчёта ЗРК Форт одна из пусковых выполняла поворот барабана с восьмью ракетами. Пусковая устроена так, что люк для вылета ракет только один, и барабан поворачивается, подставляя под него ту ракету, которая назначена к пуску.

Коллаж автора
Коллаж автора

Но в этот момент что-то случилось с другой, которая не была под открытым люком. Её двигатель запустился. Он работает 12 секунд и температура выходящих газов около 3500°. Как рассчитали мои коллеги, по окончании его работы в отсеке возникло давление 3.5 атм и температура 1600 градусов, стали запускаться двигатели других ракет. Палубу вырвало, а после окончания катаклизма она оказалась сильно деформирована – часть провалилась в отсек, часть вздыбилась.

Возник филиал ада. Дверь в отсек и все люки, будучи сделанные из более тонкой, чем стенки стали, выдавились мгновенно. Огонь хлестал по коридорам правого и левого борта по всем палубам. Поскольку это был не просто огонь, а факел, сравнимый с тем, что вы видите при запусках космических ракет, было давление раскалённых газов и была их скорость. Задраенные по боевому двери гермопереборок мгновенно выдавливались, либо прогорали. Вспыхивали и другие отсеки и помещения.

Тушить такое было невозможно. Даже затопление отсека не помогло бы, в сопла двигателей ракет вода попасть не могла бы. Никакая система орошения не помогла бы, давление в РДТТ около 200 атм, как туда подать воду, фреон или чтобы там ни было?

Ещё один «противоракетный» аргумент. В какой бы отсек не попали ракеты, они не могли бы вызвать такого пожара. Ни в одном отсеке не было такого количества мощно горючих материалов. Если бы пожар возник в любом другом отсеке, например, самом пожароопасном – машинном отделении, он не смог бы распространиться так стремительно и тем более попасть в отсек ракетного погреба. Несравнима мощь и температура горения ракетного топлива – 3500° и судового маловязкого топлива (флотский соляр) – порядка 900°-1000°.

От огромной температуры корпус корабля надо предполагать деформировался причём неравномерно – наружные листы меньше внутренние больше. Где-то разошлись швы, вода стала поступать внутрь. Прогорели и межотсековые уплотнения на коммуникациях. Потому не удалось довести корабль до берега. Корабль потерял остойчивость и перевернулся.

Ракеты 5В55К и 5В55Р давно сняты с производства, на других комплексах Форт были сделаны доработки, позволившие использовать более новые ракеты серии 48Н6. Но про ГРКР Москва достоверных данных об этом нет. Именно просроченные 5В55 украинской ППО сыпались на жилые дома в Киеве и др. городах на Украине. Были ли просрочены ракеты на нашем крейсере?

*****

Дайджест статей по расследованию катастрофы ГРКР Москва

Дайджест статей по общественному расследованию катастрофы крейсера «Москва».
Как на самом-то деле?7 сентября 2022

*****

Подписавшиеся на мой ТГ канал получают оповещение о новых статьях независимо от настроения Дзена. Здесь нет рекламы и пустой болтовни

Как на самом-то деле

А в чате ТГ канала собрались адекватные и образованные люди, с которыми можно поговорить о многом.

Курилка "Как на самом-то деле" Chat

Качабельный файл оглавления канала в Exel здесь

-15

Можно и через кнопку "Поддержать", но тогда 10% комиссует Дзен.

F