Найти в Дзене
Пераново перо

Фильмы о войне: как режиссеры добивались правды

20 апреля исполнилось бы 96 лет кинооператору Вадиму Юсову. Среди его многих фильмов - «Они сражались за Родину», которую он создал вместе с режиссером Сергеем Бондарчуком. В новом номере (№4) журнала "Мифы и факты" (фото обложки смотрите в конце материала) вспоминаю не только эту картину, но и другие наши советские картины о Великой Отечественной войне. В последнее время на экраны выходит много фильмов о Великой Отечественной войне. Но, несмотря на компьютерные эффекты и большие бюджеты, эти картины имеют все же низкие рейтинги. Большинству зрителей до сих пор по душе советские военные фильмы, которые создавались или самими фронтовиками, или при участии тех, кто воевал. «Два бойца», 1943 г. Многие помнят этот фильм по песням, которые там звучат. Например, «Темная ночь» в исполнении Марка Бернеса (Аркадий Дзюбин). А родилась эта, ставшая потом популярной, песня быстро и совершенно случайно. - В фильме поначалу планировалась только оркестровая музыка, - вспоминал композитор Никита Богос

20 апреля исполнилось бы 96 лет кинооператору Вадиму Юсову. Среди его многих фильмов - «Они сражались за Родину», которую он создал вместе с режиссером Сергеем Бондарчуком. В новом номере (№4) журнала "Мифы и факты" (фото обложки смотрите в конце материала) вспоминаю не только эту картину, но и другие наши советские картины о Великой Отечественной войне.

Кадр из фильма "Два бойца"
Кадр из фильма "Два бойца"

В последнее время на экраны выходит много фильмов о Великой Отечественной войне. Но, несмотря на компьютерные эффекты и большие бюджеты, эти картины имеют все же низкие рейтинги. Большинству зрителей до сих пор по душе советские военные фильмы, которые создавались или самими фронтовиками, или при участии тех, кто воевал.

«Два бойца», 1943 г.

Многие помнят этот фильм по песням, которые там звучат. Например, «Темная ночь» в исполнении Марка Бернеса (Аркадий Дзюбин). А родилась эта, ставшая потом популярной, песня быстро и совершенно случайно.

- В фильме поначалу планировалась только оркестровая музыка, - вспоминал композитор Никита Богословский. - Но как-то поздно вечером пришел ко мне режиссер картины Леонид Луков и сказал: «Понимаешь, никак у меня не получается сцена в землянке без песни». И так поразительно точно по-актерски сыграл эту несуществующую еще песню, что произошло чудо: я сел к роялю и сыграл без единой остановки всю мелодию «Темной ночи». Это со мной было первый (и, очевидно, последний) раз в жизни… Поэт Агатов, приехавший мгновенно по просьбе Лукова, здесь же, очень быстро, почти без помарок написал стихи на уже готовую музыку. Дальнейшее происходило как во сне. Разбудили Бернеса, отсыпавшегося после бесчисленных съемочных смен, уже глубокой ночью раздобыли гитариста, поехали на студию и, в нарушение правил, взломав замок в звуковом павильоне, записали песню. И Бернес, обычно долго и мучительно «впевавшийся», спел ее так, как будто знал много лет. А наутро уже снимался в эпизоде «Землянка» под эту фонограмму.

О Марке Бернесе читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:

Кадр из фильма "Небесный тихоход"
Кадр из фильма "Небесный тихоход"

«Небесный тихоход», 1945 г.

Весь фильм снимался в 1944 году под Ленинградом (ныне – Санкт-Петербург) на аэродроме Левашово. Процесс был долгий и тяжелый, поскольку техника тогда оставляла желать лучшего. Например, нельзя было снимать голубое небо, получалась плохая картинка. Члены съемочной группы сидели и ждали когда «придут» облака. Так могли ждать несколько дней. А на экране потом мы видим ясное небо. Такой вот технический парадокс того времени.

Консультантами на фильме выступали только что вернувшиеся с фронта летчики. Они же и подменяли в кадре артистов, когда нужно было летать. Правда, однажды актриса Алла Парфаньяк (корреспондентка газеты Валя Петрова) все-таки прокатилась на самолете.

- Уговорила одного летчика. Он тайком посадил меня в свой У-2, а именно самолеты этой марки снимались в фильме, и мы полетели, - вспоминала Парфаньяк.

Летчик сделал «мертвую петлю». Актриса чуть не вывалилась из кабины, поскольку забыла пристегнуться ремнями. Когда приземлились, ей здОрово досталось от руководства съемочной группы, даже объявили официальный выговор.

- Гимнастерки для фильма мы не специально шили, а брали с настоящего военного склада, - вспоминала художник по костюмам Наталья Селиванова. - Они не совсем новенькие были, но и не особо заметно было, что ношенные. И вот Николай Крючков (майор Булочкин) однажды, примеряя гимнастерку, увидел на ней затертое пятно крови. Видимо, плохо гимнастерка постиралась. Крючков замолчал, хмуриться начал, взял эту гимнастерку и вышел. Потом устроил скандал нашему директору, что нам привозят форму настоящих бойцов. Ему было стыдно перед ранеными и убитыми. Но деваться было некуда, снимались в этой форме.

О Николае Крючкове читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:

Кадр из фильма "Летят журавли"
Кадр из фильма "Летят журавли"

«Летят журавли», 1957 г.

Татьяна Самойлова, которая сыграла главную роль в фильме - Веронику, стала первой брюнеткой в советском кинематографе. До нее все главные роли исполняли блондинки.

Работа над фильмом шла непросто, актеров преследовали неудачи. Сначала тяжело заболела Самойлова, а затем пострадал и Алексей Баталов. В фильме есть эпизод, когда его герой Борис Бороздин дерется с солдатом, отпустившим шутку в адрес Вероники и всех ждущих невест. На съемках этой сцены Баталов упал в воду, из которой торчали обрубленные стволы и ветки. Актер сильно поранил лицо, пришлось наложить несколько швов. Как признался позже Алексей Владимирович, он тогда мысленно попрощался с профессией. Однако порезы быстро зажили, и уже через месяц актер вернулся на площадку.

Об Алексее Баталове читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:

Кадр из фильма "Баллада о солдате"
Кадр из фильма "Баллада о солдате"

«Баллада о солдате», 1959 г.

- Работа над картиной шла тяжело, с остановками, - вспоминал режиссер Григорий Чухрай. - Была отснята только половина, а уже от людей, считавших себя «дальновидными», послышались обвинения в пессимистичности нашей ленты, мелкотемье, даже подрыве авторитета армии (их почему-то возмущало, что бойцы с фронта отправляют в тыл свое - положенное по уставу! - мыло). Поступало много «дельных» советов: предлагали главного героя Алешу Скворцова (Владимир Ивашов) сделать генералом или хотя бы полковником - такому чину, дескать, легче творить добрые дела. Предлагали не огорчать зрителя смертью героя, убрать тему измены женщины мужу-фронтовику и многое другое...

Если подойти с точки зрения исторической достоверности, в фильме есть ряд неточностей, на которые мы после долгих взвешиваний «за» и «против» пошли умышленно. Отпуска в начале войны получали лишь единицы, с этой позиции вся поездка Алеши может показаться фактом нехарактерным. Танк вряд ли мог гоняться за одним человеком (хотя на фронте случались совершенно непредсказуемые вещи). И погоны в тот период, о котором говорит фильм, наши солдаты еще не носили. А у Скворцова погоны. Знаете, почему? Нам нужен был обобщенный образ солдата Великой Отечественной. Снимая картину для советского зрителя, я втайне надеялся, что ее увидят и за рубежом, в странах, через которые наша армия гнала фашистскую нечисть. А вдруг люди, видевшие советских бойцов уже в новой форме, заметив на форме киногероя петлицы, не смогут совместить эти два образа? Нет, скажут, нас освобождали не эти… Вот почему мы одели Алешу в форму конца войны.

О Владимире Ивашове читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:

Кадр из фильма "Живые и мертвые"
Кадр из фильма "Живые и мертвые"

«Живые и мертвые», 1963 г.

- Когда папе позвонили с предложением попробоваться на роль генерала Серпилина в фильме «Живые и мертвые»  – он был просто ошарашен и начал отказываться - вспоминает дочь актера Анатолия Папанова Елена. - Ему казалось, что нет ничего общего между генералом – героем Великой Отечественной войны и им, комедийным актером. Правда портрет Серпилина, данный Симоновым в романе, совпадал с обликом актера Папанова. Это было внешнее сходство, хотя, наверное, поначалу, это сходство и заставило режиссера Столпера предложить Папанову попробоваться на эту роль. Папа, конечно, с юмором говорил: «Меня пригласили на роль Серпилина, потому что у Симонова написано, что генерал имел «лошадиное» лицо». Потом Столпер признался, что уже после первой беседы с Папановым, он уже точно был уверен в правильности выбора. В одном из интервью отец говорил: «Серпилин – образ собирательный... Неожиданно для себя самого я признал в нем черты старого мастера, который учил меня на Втором подшипниковом заводе, где довелось мне до армии работать токарем, и главного хирурга военного госпиталя, где я лежал тяжело раненным».

Об Анатолии Папанове читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:

Дочь Анатолия Папанова: У меня было предчувствие беды
Пераново перо 31 октября 2024
Узнаете среди солдат Владимира Высоцкого?!
Узнаете среди солдат Владимира Высоцкого?!

К слову, в этом фильме можно увидеть в эпизоде Владимира Высоцкого, который сыграл солдата. С участием артиста сняли еще один небольшой эпизод, но, к сожалению, его вырезали при монтаже картины.

Кадр из фильма «Женя, Женечка и «катюша»
Кадр из фильма «Женя, Женечка и «катюша»

«Женя, Женечка и «катюша», 1967 г.

Немало нервов потрепал съемочной группе артист Олег Даль, который сыграл главную роль Жени Колышкина в этом фильме. Бали и срывы съемок из-за глубоких запоев актера, но и дурачества. Некоторые сцены картины снимали в Калининграде.

- Едут в съемочной машине по центру города Даль и Михаил Кокшенов (Захар Косых), - рассказывал режиссер картины Владимир Мотыль. - Они пока работали, все время друг друга разыгрывали, а в этот день им какая-то особенная вожжа под хвост попала. Даль внезапно спрыгивает на мостовую и бежит через улицу в сторону какого-то забора, размахивая бутафорским автоматом и время от времени из него «постреливая». Кокшенов тоже прыгает и с таким же автоматом бежит за ним, вопя: «Стой, сволочь, стой!» Прохожие в ужасе наблюдают за этой сценой, пока не появляется настоящий военный патруль. «Кто такие?» - спрашивает офицер артистов. «Морская кавалерия, товарищ майор», – докладывает Кокшенов. «Железнодорожный флот, товарищ майор», - рапортует Даль. А этот дядька был на самом деле капитаном 3-го ранга, и «майором» они его доконали. Никаких артистов он не знал и под конвоем отправил наших ребят на гауптвахту. С великим трудом мы их вырвали из лап армейского правосудия.

Кадр из фильма «Проверка на дорогах»
Кадр из фильма «Проверка на дорогах»

«Проверка на дорогах», 1971 г.

Режиссер Алексей Герман снял этот фильм по книге своего отца «Операция «С Новым годом».

- Мне и самому трудно сказать, почему я решил снимать эту картину, - признавался Алексей Юрьевич. - Книжка плохая, отец меня от нее отговаривал, он ее не любил. Уже написав эту книгу, он выяснил, что сведения, которыми пользовался в момент работы, были неполны. Он не знал про одного из самых главных исполнителей операции. Это был Владимир Иванович Никифоров, Герой Советского Союза, необыкновенного достоинства, скромности, мужества, благородства человек с трудной судьбой.

В работе над фильмом Алексей Герман стремился во всем добиться документальной правды. Начал с отсмотра хроники в Госфильмофонде. В его группе тщательно готовили материал по каждому эпизоду фильма, выклеивали огромные щиты фотографий, с которыми сверяли каждого актера на любую самую маленькую роль...

Актерские пробы Герман проводил непривычно. Посреди студийного двора соорудили лес, а в нем - телега, стог сена, шалаш. Здесь и снимали кандидатов, иногда под дождем, добиваясь ощущения настоящей природы.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие»
Кадр из фильма «А зори здесь тихие»

«А зори здесь тихие», 1972 г.

Один из запоминающих эпизодов фильма - гибель Лизы Бричкиной (Елена Драпеко) - она тонет в болоте. Работа над этой сценой, пожалуй, оказалась самой сложной. Специально для этого в болоте взорвали динамит. В образовавшуюся воронку стекла болотная жижа. Туда-то и прыгала актриса. По сценарию ей надо уходить в болото с головой. Первый дубль, второй, а Драпеко-Бричкина никак не тонет. Оказывается костюмер картины, пожалев актрису, втайне от всех, надела под гимнастерку облегающий резиновый костюм. Но туда попал воздух, который и мешал Драпеко утонуть. Когда режиссер узнал об этом, он был в гневе. Приказал снять резину.

- Я уходила под воду с головой несколько дублей, - вспоминает актриса. – И страшно было и противно. Выныривала из болота вся в грязи и тине. А рядом стоял художник и поливал меня из чайника, чтобы смыть все это. И тут же делали следующий дубль.

О съемках фильма "А зори здесь тихие" читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:

Каджр из фильма «В бой идут одни «старики»
Каджр из фильма «В бой идут одни «старики»

«В бой идут одни «старики», 1973 г.

Этот фильм режиссера Леонида Быкова основан на подлинных событиях Великой Отечественной войны. Сценаристы использовали воспоминания дважды Героев СССР Арсения Ворожейкина и Владимира Лавриненкова и заслуженного летчика СССР Анатолия Иванова. Во время работы Быков также консультировался с большим количеством ветеранов. Из реальной жизни боевых летчиков режиссер взял в картину очень много деталей. И привычку механика Макарыча (Алексей Смирнов) крестить перед вылетом самолет. И рисунок нотного стана на фюзеляже самолета Маэстро: на штурмовике Героя СССР Василия Емельяненко, который до войны учился на композиторском факультете консерватории, был нарисован аналогичный. И ситуацию, когда Титаренко (Леонид Быков) возвращается в полк после боя не на самолете, а на лошади со словами «махнулся не глядя». Ветераны рассказывали, что подобная история произошла под Сталинградом: летчик Александр Александров был сбит, но вернулся в расположение части верхом на коне. И «поющая» эскадрилья существовала на фронте. Она входила в 5-й гвардейский истребительный полк. Необычное название часть получила, потому что в ней имелся собственный хор, который выступал на освобожденных территориях. Кстати, два самолета были подарены эскадрилье артистом Утесовым, который однажды побывал в части. На одном была надпись «Веселые ребята», на другом - «От джаз-оркестра Леонида Утесова».

О Леониде Быкове читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:

Кадр из фильма «Они сражались за Родину»
Кадр из фильма «Они сражались за Родину»

«Они сражались за Родину», 1975 г.

- Нам, актерам, предстоял тяжелый ратный труд вдали не только от дома, но и вообще от человеческого жилья, - вспоминал в своих дневниках исполнитель роли рядового Копытовского Георгий Бурков. - Съемки предполагались именно там, где разворачивались события, описанные в романе. Место указал сам автор, Михаил Шолохов. Шли дожди, дороги размыло, да их и не было на подступах к месту назначения. Добирались долго, сутками. Измучились. На берегу Дона стоял теплоход «Дунай». Актеров разместили в каютах первого класса. У всех было какое-то праздничное, возбужденное настроение, как перед отплытием. Будто еще немного – и начнется путешествие, круиз по родным местам, по России... А тут еще никуда не деться от воды, от солнечных зайчиков, которые проникают всюду и создают полную иллюзию движения. И музыка. Целыми днями корабельные радисты крутили на всю катушку одну и ту же мелодию из фильма (американского) «Доктор Живаго».

В этой картине Сергея Бондарчука артист Василий Шукшин (рядовой Лопахин) не успел досняться до конца, - он скоропостижно скончался прямо на съемках. С Шукшиным было отснято 90% материала и заменять актера и переснимать фильм было невозможно. Но необходимо было отснять еще несколько эпизодов. В результате, доигрывал персонаж актер Юрий Соловьев, который подходил по параметрам: телосложение, рост, овал лица. В сценарии меняли все сцены с крупным планом героя, некоторые сцены просто удалялись.

О Георгии Буркове и Василии Шукшине читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:

Василий Шукшин и Юрий Соловьев
Василий Шукшин и Юрий Соловьев

В эпизоде, где Лопахин пытается приставать ночью к хозяйке и она ударяет его по лицу, играет уже Соловьев. Многие диалоговые сцены были построены так, что Лопахин разговаривает с собеседником, стоя спиной. А озвучивал персонаж (и очень похоже на Шукшина) артист Игорь Ефимов.

О том, как снимался фильм "Они сражались за Родину", читайте в интервью Татьяны Божок каналу "Пераново перо" по ссылке:

Кадр из фильма «Аты-баты, шли солдаты»
Кадр из фильма «Аты-баты, шли солдаты»

«Аты-баты, шли солдаты», 1976 г.

Съемки картины проходили под Загорском в феврале 1976 года и были довольно сложными. Стояли лютые морозы, от которых страдали не только люди, но даже техника, занятая в съемках. К тому же сразу после натурных съемок выяснилось, что многое из отснятого пошло в брак из-за неправильного выбора киносъемочной аппаратуры. Режиссеру картины и исполнителю главной роли ефрейтора Святкина Леониду Быкову пришлось лично идти к министру обороны Гречко, чтобы тот разрешил продлить срок пребывания воинских частей и техники на съемках. Маршал встретил режиссера трехэтажным матом. Однако в итоге смилостивился (все-таки сам фронтовик) и «добро» на продолжение съемок дал. Тот визит дорого обошелся Быкову: вскоре он слег в больницу со вторым инфарктом.

Кадр из фильма «Иди и смотри»
Кадр из фильма «Иди и смотри»

«Иди и смотри», 1985 г

Этот фильм Элема Климова не похож на другие картины о войне. Там нет ни геройских подвигов, ни масштабных боевых сцен, а есть давящий все сильнее и сильнее ужас войны. Сельчан сжигают живьем в сарайках, по дорогам бредет изнасилованная немцами девочка-подросток, а лицо главного героя, мальчика-партизана (Алексей Кравченко), покрывается стариковскими морщинами. Режиссер снимал фильм так, чтобы все было максимально близко к правде.

- Эсэсовцы были все время пьяные, у них были рожи красные от пьянства, - рассказывал соавтор сценария Алесь Адамович, который юношей застал войну в Белоруссии. - Все наши актеры были людьми вполне интеллигентными, а нужно было добиться эффекта испитых лиц. И Климов сказал нам: «Ну, ребята, даю вам две недели - пейте». И все пили. Трое актеров остановиться не смогли, их отправили в Москву.

Последний кадр фильма, где партизаны идут по «летней» поляне в заснеженный лес, получился случайно. Во время съемок неожиданно выпал снег, а нужно было снять конец лета. Для того чтобы снег растопить, использовали специальную военную технику. За четыре часа она очистила большую часть леса, но вдалеке еще оставалось немного снега, а время поджимало. Климов тут же нашелся: «А давайте они из лета уйдут в зиму!» Так получились кадры, в которых потом зрители и критики стали искать глубокий символизм.

Обложка нового номера журнала "Мифы и факты"
Обложка нового номера журнала "Мифы и факты"

Календарь канала «Пераново перо»:

20 апреля 1927 года родился заслуженный артист России Павел Луспекаев

20 апреля 1944 года родился заслуженный артист России Владимир Долинский («Тот самый Мюнхгаузен»)

20 апреля 1950 года родился генерал, губернатор Красноярского края Александр Лебедь, которого в свое время скопировал артист Алексей Булдаков в фильме «Особенности национальной охоты»

20 апреля 1973 года скончался народный артист СССР Николай Симонов (доктор Сальватор из фильма «Человек-амфибия»)

Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.

Олег Перанов