Найти в Дзене

Никольская церковь в Новом Милете и могила поэтессы Кологривовой

Храм Николая Чудотворца в селе Новый Милет в Балашихинском районе был построен в начале XX века. Село с необычным названием в старину принадлежало графам Воронцовым, при которых в усадьбе был построен роскошный дворец по проекту Растрелли. Правда, здание сгорело в 1818 году. За алтарем Никольского храма похоронены княгиня Людмила Ухтомская, которая пожертвовала землю для постройки церкви, и ее дочь поэтесса Лидия Александровна Кологривова. Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов называл ее "русской Кассией". Милет - это город в Древней Греции, "жемчужина Ионии", родина философов Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Новый Милет в Подмосковье, возможно, появился и без связи с древнегреческим городом. По одной из версий, такое необычное название произошло от имени Мелетий. Есть и легендарная версия образования название от словосочетания "Милое лето". В 1915 году на Страстной неделе перед Пасхой скончалась последняя владелица подмосковного села Милет Лидия Александровна Кологривова. Это
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Храм Николая Чудотворца в селе Новый Милет в Балашихинском районе был построен в начале XX века. Село с необычным названием в старину принадлежало графам Воронцовым, при которых в усадьбе был построен роскошный дворец по проекту Растрелли. Правда, здание сгорело в 1818 году. За алтарем Никольского храма похоронены княгиня Людмила Ухтомская, которая пожертвовала землю для постройки церкви, и ее дочь поэтесса Лидия Александровна Кологривова. Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов называл ее "русской Кассией".

Милет - это город в Древней Греции, "жемчужина Ионии", родина философов Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Новый Милет в Подмосковье, возможно, появился и без связи с древнегреческим городом. По одной из версий, такое необычное название произошло от имени Мелетий. Есть и легендарная версия образования название от словосочетания "Милое лето".

В 1915 году на Страстной неделе перед Пасхой скончалась последняя владелица подмосковного села Милет Лидия Александровна Кологривова. Это была русская поэтесса, которая писала на темы веры, любви к Отечеству и русской истории. Лидия Кологривова скончалась в селе Милет. В газетном некрологе говорилось:

Тяжелый телесный недуг сильно подтачивал здоровье поэтессы, заставлял ее покидать и дорогую Москву, и любимое имение Милет в Богородском уезде, чтобы искать исцеление на чужбине.
-3

Действительно Лидия Кологривова лечилась в Италии, но это дало лишь временный результат. Отпевание в Никольской церкви села Милет совершил на Светлой седмице будущий священномученик Иоанн Восторгов. В памятном слове священник сказал:

Среди песен пасхальных… мы сегодня провожаем… одну из последовательниц и подражательниц блаженной Кассии…Сколько возвышенных религиозных стихотворений принадлежало ей! Они были бы достойны, при иных условиях и обстоятельствах, общецерковного употребления.

Преподобная Кассия родилась в IX веке в богатой константинопольской семье. Она знала Священное Писание, книги святых отцов, античных авторов. По преданию, святая Кассия даже вошла в число претенденток в невесты императора Феофила. Он собрал во дворце 12 лучших девушек из знатных семей Константинополя. По совету своей матери, он должен был дать избраннице золотое яблоко. Император любил поэзию и сам написал несколько церковных стихир. Он заметил среди претенденток Кассию и решил проверить ее характер. Феофил начал со своего рода провокации, произнеся довольно обидную фразу: "Зло проистекло от женщины…" Кассия не растерялась, узнав в этой фразе начало церковного гимна, и тут же ответила императору продолжением стиха: "Но от женщины произошло для нас и высшее благо". Император оценил это, но в жены выбрал более покладистую претендентку. Блаженная Кассия впоследствии приняла монашеский постриг и стала ученицей преподобного Феодора Студита.

Подвизаясь в монастыре Кассия писала стихи и музыку для церковных песнопений. Она считается единственной женщиной, творения которой вошли в византийское православное богослужение. Преподобная Кассия, например, написала церковные песнопения для служб Великой Среды и Великой Субботы, которые и в настоящее время исполняются в Православной церкви.

Иоанн Восторгов неслучайно сравнивал Лидию Кологривову с преподобной Кассией. Она была не просто одной из женщин-поэтов, что было необычно для того времени, он сравнивал ее творчество с особым видом христианского подвига, своего рода исповедничества. Отец Иоанн говорил:

У поэта и писателя есть свой мученический путь: замалчивание со стороны противников, завистников и ненавистников. И этот путь изведала покойная.

Кологривова писала стихи, которые вполне соответствовали официальной идеологии: о трехсотлетии Дома Романовых, о Русско-Японской войне. Но вся литературная "прогрессивная" общественность и либеральные журналы избегали упоминать Кологривову из-за ее монархических взглядов. Она писала стихи в эпоху, когда все патриотическое и православное считалось отсталым. В моде было творчество революционное или болезненно-мистическое.

В то время это было лишь осуждение общественности. Лидия Александровна умерла в 1915 году, два года не дожив до революции. Если бы не болезнь, то она, как и священномученик протоиерей Иоанн Восторгов, стала бы ненавистной для новой власти. Возможно, принялы бы и реальный подвиг исповедничества. В некотором смысле ее "гнали" и после смерти: произведения в советское время были преданы забвению, могила Лидии Александровны у Никольской церкви была уничтожена.

В 1990-е годы стало вновь звучать имя помещицы-поэтессы Кологривовой. В этом деле большую роль сыграл ныне покойный подмосковный краевед Евгений Ильич Тихомиров. Он обнаружил сохранившуюся могилу Сергея Александровича Ухтомского – второго супруга матери поэтессы, пожертвовавшей землю для строительства храма в Новом Милете. Эту могилу и сейчас можно увидеть на территории Преображенской церкви в Саввино в трех километрах от Милета.

По воспоминаниям местных старожилов было определено и примерное место могилы самой Кологривовой на территории Никольского храма в селе Новый Милет. Теперь там установлен памятный камень со строчками ее стихов.