Поехали в старинную московскую усадьбу Валуево.
Это сейчас она московская. А до 2012 года была подмосковной. Пока С.С. Собянин московские земли на юго- запад чуть ли не до Калуги расширил. И теперь географический центр столицы не в Кремле, как некоторые до сих пор простодушно считают, а как раз недалеко от этой усадьбы.
Главное – что усадьба сохранилась. И достаточно хорошо. Деревянная. А не сгорела.
Жаль, что саму деревню под корень снесли. Но это еще до Собянинской экспансии.
Оставили бы как этно-объект. Вот фото 1965 года.
Мальчишки, на переднем плане, возможно еще живы. Не знали тогда. Что в центре столицы под соломенными крышами жили.
Короче, поехали в центр. От МКАД по Киевскому шоссе- километра три с половиной. Потом налево. Примерно столько же.
То, что мы ехали посмотреть, построено в начале XIX века. Тогдашним владельцем А.И. Мусиным- Пушкиным. Дальним родственником поэта.
Считают, что село обязано своим названием знатному роду Валуевых. В начале XVII века этими местами владел Г.Л. Валуев. Якобы, именно он пристрелил Лжедмитрия I.
Хотя название Валуево приобрело только в конце XIX века.
При убийце Лжедмитрия село называлось Настасьино. Потом Покровское. Еще в 1861 г. в документах селение проходило под названием «Настасьино, Покровское тож».
Потом хозяевами стали князья Мещерские, потом граф П.А. Толстой, потом П.А.Шепелев.
Но от них, даже от П.А.Шепелева - строителя петербургского Зимнего дворца, никаких материальных отмет на валуевской земле не осталось.
А вот то, что при А.И. Мусине- Пушкине понастроено- сохранилось.
Сейчас усадьба на территории одноименного санатория. Прочитали, мол, пускают и простых любопытствующих граждан. Но за деньги.
Вход на территорию через южные ворота.
Шлагбаум. У шлагбаума охранник.
Перед нами шли две девчушки.
Охранник их остановил. Провел в каптерку. Стал что- то выпытывать. И в какой-то журнал записывать.
Конца дознания дожидаться не стали. Прошли бесплатно. Оставленный без надзора контрольно- пропускной пункт.
Девчушки, кстати, тоже прошли. Встретили их потом в парке. За деньги или нет- спрашивать не стали.
Якобы, билеты продают в магазинчике напротив. «Свежая выпечка».
Заходили туда на обратном пути. Из свежей выпечке на витрине лежала пара грустных пирожков с картошкой. Над которыми высилась фигура продавщицы. Такая же грустная. Никаких объявлений про билеты не увидели.
По аллеям парка,
похоже, только пытливые экскурсанты бродили. Немногочисленные. С широко открытыми глазами.
А главный дом усадьбы широко размахнул свои крылья.
Алексей Иванович Мусин – Пушкин вступил во владение в 1781 году.
Ну как вступил? Усадьба в то время принадлежала Екатерина Алексеевне Волконской. А Алексей Иванович в 1781 году взял, да и женился на ней.
В то время молодожен занимал почетную должность церемониймейстера. Но больше не устройством придворных церемоний занимался. Старинные рукописи собирал, изучал. По ходу дела «Слово о полку Игореве» миру откопал.
Екатерина II оценила труды историка. В 1791 назначила обер – прокурором Синода. А потом и президентом Академии художеств.
Но в 1797 году Алексей Иванович вышел в отставку. В 53 года. Чтобы любимым делом заняться. А заодно и обустройством усадьбы.
Кто был архитектор, воплощавший замыслы президента Академии художеств, - неизвестно.
Но все сделано по классике.
Главный дом.
С каноническими колоннами.
Сверху- башенка- бельведер.
Лепнина.
Тарелки на крыше.
С чем-то растительным.
По бокам – два флигеля.
Соединенные с главным домом колоннадами.
В одном флигеле была кухня. В другом – крепостной театр.
Вход львы охраняют.
Львы- это не от Мусина- Пушкина. В 1863 году усадьбу купил купец Лепешкин. Дмитрий Семенович. Его семья владела усадьбой вплоть до революции.
В целом усадьба купцу нравилась. Но вот решил немного приукрасить.
Еще Лепешкин пристроил к главному дому «дополнительные балоны и небольшие симметричные одноэтажные объемы, расширившие здание в обе стороны за счет ликвидации небольших частей переходов, ведущих к флигелям».
Сейчас ни балонов, ни пристроек не видно.
Куда они делись?
Похоже, при реставрации убрали.
Которую в начале 1990- х некая фирма "Лусине" провела.
Сначала думал, лусиневцы еще и балконы- лоджии снесли. По бокам фасада. На колоннах.
В 1900 году – были.
И в 1930- е, когда тут дом отдыха размещался,- были.
А сейчас- нет.
Когда и почему их снесли- неизвестно.
Но вот в 1979-м их уже не было.
Так что зря на лусиневцев грешил.
Зато, это, похоже, лусиневцы львов серебрянкой покрасили.
Сейчас опять белые. То ли серебрянка закончилась. То ли побелка дешевле.
Собратья малые крашеных хищников тут и сям по усадьбе шастают.
В натуральном цвете.
Перед домом курдонер. Большая поляна. Пустынная.
Когда- то скульптуры стояли.
А-ля антик.
Потом вождь.
Дорогу к коммунизму указывал.
Сейчас – никого.
Главные ворота сейчас закрыты.
При Лепешкине на них оленей поставили.
Любил купец диких животных.
Куда олени делись? Сбежали? Сперли?
Все гораздо лучше. В начале года приступили к новой реставрации усадьбы. Начали с самого сложного. Увезли рога подлатать. Копыта подновить.
По бокам от ворот - еще два флигеля.
Бывшая усадебная контора и дом управляющего.
А по сторонам курдонера длинные одноэтажные здания.
Конный и скотный дворы.
Довольно странное место выбрал президент Академии художеств для хозпостроек выбрал. Через парадные ворота расфуфыренные гости в каретах заезжают. А тут. С одной стороны коровы мычат. С другой кони ржут. И ароматов благоухание. Смесь коровьего навоза с конским.
А гости знаменитые и именитые наведывались. Карамзин, Жуковский, Боратынский. Ну и, конечно, трудно найти известную усадьбу, которую бы Пушкин не посещал.
Соседи навещали. Четвертинские из Филимонок. Гагарины из Ясенево. Вяземские из Остафьево.
Бывал тут, якобы, и Лермонтов. Но уже при младшем сыне графа и графини, Владимире. Декабристе.
Ну как декабристе. Якобы, принят был в Северное общество. И даже получил серьезное партийное поручение. Немедленно создать в Могилёве две управы Северного общества. Но то ли забыл. То ли просто замотался. Не выполнил поставленную задачу. Так что и судить его вроде не за что было. В ссылку отправили. Для порядка. В этом имении ссылку и отбывал.
Михаил Юрьевич, если и бывал здесь, то не ради графа. А ради графини. Поэт увлекся блондинкой и «следовал за нею всюду, как тень» (В. Соллогуб). Но без особого успеха. Судя по всему.
«Графиня Эмилия —/Белее, чем лилия,/Стройней её талии/На свете не встретится,/И небо Италии/В глазах её светится,/Но сердце Эмилии,/Подобно Бастилии».
Сам граф гораздо больше, чем белокурой супругой, картишками увлекался. И тоже без особого успеха.
Короче, запутался в долгах. Пришлось продать родовое гнездо. В 1856 году. Соседям. Четвертинским. А те через восемь лет Лепешкиным продали.
Лепешкин активно взялся за преобразование своего нового владения. Ограду обновил. Новые парадные ворота поставил. С оленями. Сторожевые башни по углам установил.
Балконы- лоджии к дому пристроил. Водонапорную башня воздвиг.
Сейчас на реставрации. Скоро первозданный вид возвратят.
А от Мусиных- Пушкиных грот остался. Гротов, на самом деле, три.
Первый- на плотинке.
За которой каскад прудов начинается.
Прудов тоже три. Красный, Золотой и Темный.
Второй- единственный, который на схеме обозначен,- чуть дальше.
А третий- под охотничьим домиком.
Охотничий домик- еще от Мусиных- Пушкиных.
Тоже давно подремонтировать надо бы.
Везде пишут. Мол, копия кваренгиевского музыкального павильона в Царском селе.
Ну да. Колонны. И тут. И там. Это, типа, если у слона уши. И у осла уши. Значит эти животные близнецы- братья.
Перед охотничьим домиком современный музыкальный павильон.
Для свадебных церемоний построили.
На берегу реки Ликовки.
А за охотничьим домиком, на краю поляны, поклонный крест.
На месте старой церкви стоит.
Первая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском (Валуево) была построена в 1670-х годах при князе М.И. Мещерском. Она и дала название селу.
А каменную в 1747 году поставили. При Шепелевых.
Большевики церковь прикрыли.
Окончательно снесли в 1970-е годы.
Уже в нашем веке новую Покровскую церковь освятили.
Бывшую оранжерею под храм божий приспособили.
Колокольни пока нет. Звонница рядом с храмом стоит.
Зато с искусственным интеллектом.
Электронный звонарь колокола дергает.
Одно время киношники усадьбу облюбовали. «На подмостках сцены». «Гусарская баллада». «Война и мир». Все здесь снимали.
Но потом перестали киношников пускать. После «Моего ласкового и нежного зверя».
На следующий год Александр Панкратов-Черный хотел свой фильм тут снимать. «Взрослый сын». Отлуп получил.
«Мы вынуждены ответить группе отказом. Потому что работавшая у нас в прошлом году группа „Мой ласковый…“ нанесла дому отдыха громадные убытки: осталась неразобранная декорация, испорчены колонны центрального здания…». Ну и так далее.
Вот сейчас отреставрируют. Может, опять пускать начнут.