С 9 по 11 апреля в БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова кипели страсти на ринге - проходил ежегодный турнир по боксу, посвящённый памяти легендарного тренера-педагога Антона Иосифовича Гурецкого.
В этом году участники турнира побили рекорды: 140 спортсменов из 20 вузов вышли на ринг, чтобы продемонстрировать мастерство, характер и волю к победе. За три дня состоялось 106 ярких, напряжённых и техничных поединков.
Особую значимость турниру придавало то, что среди судейской бригады были выпускники Военмеха, посвятившие боксу многие годы своей жизни:
— Анатолий Припотень;
— Сергей Рыбашлыков;
— Андрей Агафонов.
Мы пообщались с ними, чтобы узнать, как бокс стал частью их жизни, почему они выбрали Военмех и что для них значит турнир памяти Гурецкого.
Анатолий Припотень рассказал: «Я был токарем, мне было 14 лет. После 8 класса пошел на завод. Это площадка «Красный Октябрь» на площади Мужества. Работал токарем и учился в вечерней школе. Учился хорошо. 9, 10, 11 класс я закончил. Мне дали путевку от завода в Военмех. Я сюда пришел, поступил. Ну а когда я уже боксом занимался год, в политехе, кстати, занимался, сюда пришел Гурецкий, сразу меня взял, и тут был такой Володя Веселов. У него уже был первый разряд. И вот он говорит: «Толик, пошли на бокс». И так я попал к Гурецкому. И, кстати, потом, когда Гурецкий уже заболел, я его устроил в хороший санаторий. Там он стал выздоравливать, а потом случилось так, что он узнал о смерти своего зятя. Это муж его дочери Татьяны. И он так расстроился, что за две недели сгорел.
На боксе в Военмехе коллектив отличный был. У нас вот такие боксеры были, вот кого я помню: Володя Веселов, Толя Марцуль, Коля Тур, Александр Косач. А Саша Косач, Марченко, Толя, да? Да, Толя. Потом Ельницкий Виктор. Ну вот, ребята вот такие вот👍. Главное – хороший коллектив. Витя Давыдов, он жив, но он болеет, вот, не приходит. Из нашей сборной остались, вот Андрюша, я, Борис Петрович Усольцев и Витя Давыдов. Вот четыре человека. А было, ну, человек, 20-25.
Спортсменам могу пожелать всегда держать себя в спортивной форме, чтобы это хорошо сочеталось с учебой. И всегда держать марку Военмеха, везде, в жизни, в спорте и в отношениях с девушками».
— Как думаете, кто-нибудь из наших нынешних спортсменов станет чемпионом мира или мастером спорта?
— Да, вот Леша Мазур. Вот он чемпион Европы. Профессионал.
— А из тех, кто сегодня выступает?
— Может, конечно, потому что ребята есть очень хорошие. Так что если держать режим, не увлекаться спиртными напитками и курением, то все будет нормально. Главное не терять чувство юмора.
Также Анатолий поделился с нами историей про учебу в Военмехе в 1971 году: «Был у нас профессор на второй кафедре, это жидкостно-ракетные двигатели, аудитория 350, я вот помню точно. Там он читал лекцию для каждой группы, ну нас там человек 20-25 максимум. И обычно было так: если профессор идет по коридору и кто-то опоздал, дверь закрывалась, потому что это секретная была часть.
Дверь закрывалась, и уже нельзя было входить. То есть ты пропускал лекцию. А писали в эти спецтетради, которые сдавали в секретную часть, то есть домой эти тетради нельзя было забрать. И вот Феликс Людвигович Якайтис, он был завкафедрой у нас. Ну вот, это было в 71-м году, он заходит, мы уже сидим, а парень, который ел яблоко у нас, Сережа Лукьянов, ему огрызок некуда уже выкинуть, он его взял, в тряпку засунул и запечатал. Ну, вот, Якайтис, значит, вошел, стал вытирать доску.
И этот огрызок выпал у него, а он его не заметил. Он доску вытер, начинает читать, а огрызок упал на ботинок ему. А он был очень пожилой и ходил еле-еле. И он упал не плашмя, а стоймя. И он ходит, значит, чуть-чуть около доски, туда-сюда, а огрызок качается, но не падает. Ну и мы, конечно, давимся от смеха. Заключили пари, когда упадет огрызок, сколько он простоит.
А он не падает. Ну, Якайтис чувствует, что народ хохочет и не поймет, в чем дело. Ну, и продолжает там читать. А огрызок все качается, качается. Девчонок у нас не было в группе.
Якайтис говорит, ребята, ну в чем дело? Я говорю, чувствую, что вы давитесь от смеха, а в чем дело, не пойму. Ширинка вроде у меня застегнута. Он посмотрел на ширинку, увидел этот огрызок, понял все. Ну и значит, огрызок выкинул он в уголочек. Но пари никто не выиграл, потому что Якайтис сам увидел его. Эту историю потом помнили вообще все поколения».
Сергей Рыбашлыков отметил: «Боксом я занимался до войны 5 лет. Тренировался. Боксировал, был подготовлен. В Военмех попал уже кандидатом в мастера спорта. Здесь, в Ленинграде, выполнил норматив мастера спорта СССР. Закончил я институт в 1983 году. Это мой родной институт, альма-матер. Мне нравится приходить, судить, увидеть друзей, старую гвардию. Бокс он объединяет друзей. Интересно увидеть их, встретиться с ними».
— А пожелания спортсменам?
— Голову на месте надо держать. Я не вижу технического бокса. Все хотят ударить. Бей, бей, ничего умного. Желаю держать голову и удар.
Андрей Агафонов: «Я выпускник Военмеха 82 года, приборостроительного факультета. В 1976-м поступил, сразу попал в сборную Военмеха. Потому что выступил удачно на чемпионате города, когда приезжал, еще 10-й класс заканчивал. Как-то меня рекомендовали, и попал я в военно-механический, подал документы. Сначала в Лесгафта подавал, но что-то отговорили, переманили в Военмех, потому что у меня уже мои земляки были тут. И они сказали, что здесь хороший вуз и хорошая спортивная кафедра бокса. Ну вот, в 76-м поступил сразу, значит, попал в сборную Военмеха, выступал на чемпионатах города, в чемпионатах вуза города Ленинграда. Дважды был финалистом, в 80 и 82-м году, чемпионат Ленинграда.
Что еще? Гурецкого застал. Мы долго встречались еще когда он закончил здесь, в Военмехе, свою деятельность. Передал эстафету своим уже воспитанникам. Здесь были такие Боря Усольцев, потом Борис Усенко, Виктор Петрович Антоник. Такие были тренеры у нас. Я их застал, и с ними я уже участвовал в соревнованиях. Они меня и секундировали, и готовили. Что еще? Ну, хорошо очень приняла команда Военмеха. Здесь были замечательные уже ребята боксеры. Просто вот вошел как в семью. В следующем году появился и Сергей Рыбашлыков поступил, уже еще один, потом у нас мастер спорта стал за годы обучения уже в институте. После окончания Военмеха попал на «ЛОМО», работал уже замначальника производства».
— Что для вас значит бокс?
— Бокс – это часть моей жизни,конечно. Да, что я могу сказать. Спорт, вид спорта такой, что он мне помог в жизни сосредоточиться и быть в хорошей физической форме. Отлично выглядеть, быть душой компании – вот что такое бокс. Это наша такая дружная семья, вот сколько уже годов выпуска, а мы вот сих пор как один сплочённый коллектив, с удовольствием встречаемся, кого-то провожаем в дальний путь, кого-то встречаем уже молодое поколение. Бокс продолжил в таком виде, как судейство, получил наивысшую всероссийскую категорию, судил и сужу международные турниры, чемпионаты города и чемпионаты России.
— А что пожелаете спортсменам нынешним?
— Да, конечно, побед, здоровья. Без этого никак. Ну и успехов, конечно, чтобы закончить вуз, это всегда был сложный вуз. Это мы очень хорошо и спортсмены понимали это и сочетали спорт с учебой очень качественно.