Найти в Дзене

Творчество детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки

Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и  явлений, воздействующих   на   анализаторы   человека.   Восприятие   –   не   просто механическое, зеркальное  отражение  мозгом  человека  того,  что  находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие  всегда  активный процесс, активная деятельность. Оно  является  первым  этапом  мыслительного процесса, следовательно предшествует и сопутствует  всем  видам  музыкальной деятельности. Восприятие музыки осуществляется уже  тогда,  когда  ребенок  не  может включиться в другие  виды  музыкальной  деятельности,  когда  он  еще  не  в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие  музыки  –  ведущий вид  музыкальной  деятельности  во   всех  возрастных  периодах  дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит  различать  ее  характер, следить  за  развитием  образа:  сменой  интонации,  настроений.   Известный музыкант-психолог  Е.В. Назайкинский  предлагает   различать   два   тер

Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и  явлений, воздействующих   на   анализаторы   человека.   Восприятие   –   не   просто механическое, зеркальное  отражение  мозгом  человека  того,  что  находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие  всегда  активный процесс, активная деятельность. Оно  является  первым  этапом  мыслительного процесса, следовательно предшествует и сопутствует  всем  видам  музыкальной деятельности.

Восприятие музыки осуществляется уже  тогда,  когда  ребенок  не  может включиться в другие  виды  музыкальной  деятельности,  когда  он  еще  не  в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие  музыки  –  ведущий вид  музыкальной  деятельности  во   всех  возрастных  периодах  дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит  различать  ее  характер, следить  за  развитием  образа:  сменой  интонации,  настроений.   Известный музыкант-психолог  Е.В. Назайкинский  предлагает   различать   два   термина: восприятие  музыки  и  музыкальное  восприятие  –  в  зависимости  от  того, состоялось  ли  оно.  Музыкальным  восприятием  он   называет   состоявшееся восприятие -  прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное  восприятие  есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех  значений,  которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения  действительности, как эстетический художественный  феномен».  В  противоположном случае музыка воспринимается как звуковые  сигналы,  как  нечто  слышимое  и действующее  на  орган   слуха.   Важно   формировать   именно   музыкальное восприятие.

Восприятие у ребенка  и у взрослого в силу  различного  музыкального  и жизненного опыта не одинаково. Восприятие  музыки  детьми  раннего  возраста отличается  непроизвольным  характером,  эмоциональностью.   Постепенно,   с приобретением некоторого  опыта,  по  мере  владения  речью,  ребенок  может воспринимать  музыку  более  осмысленно,  соотносить  музыкальные  звуки   с жизненными явлениями, определять характер  произведения.  У  детей  старшего дошкольного возраста с  обогащением  их  жизненного  опыта,  опыта  слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Восприятие музыки взрослым человеком отличается от  детского  тем,  что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства,  а  так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.

Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только  с возрастом.

Неразвитое восприятие  отличается  поверхностностью.  Оно  может  быть  и  у взрослого  человека.  Качество  восприятия  во  многом  зависит  от  вкусов, интересов. Если  человек  рос  в  «немузыкальной»  среде,  у  него  зачастую формируется негативное отношение  к  «серьезной»  музыке.  Такая  музыка  не вызывает  эмоционального  отклика,  если  человек  не  привык   сопереживать выраженным  в  ней  чувствам  с  детства.  Н.А. Ветлугина  пишет:   «Развитие музыкальной восприимчивости не является  следствием  возрастного  созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания».

Таким образом восприятие  зависит  от  уровня  музыкального   и  общего развития человека, от целенаправленного воспитания.

В  восприятии  произведений  искусства  участвуют  как  эмоции,  так  и мышление.  При  слушании  музыки  роль  эмоционального  компонента  особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то  он  постигает  смысл музыкального  произведения  даже  при  одном  прослушивании.  При  повторных прослушиваниях  воспринятый  музыкальный  образ  углубляется,   произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия  музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, что  бы  восприятие произведения  стало  более  осмысленным,   прочувствованным.   Поэтому   так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

Различие нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста.

На каждом возрастном этапе наиболее  яркие  выразительные  средства  ребенок различает с помощью тех  возможностей,  которыми  он  обладает  –  движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие  музыкального  восприятия  должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На  первое  место  здесь можно поставить слушание музыки.  Прежде  чем  исполнить  песню  или  танец, ребенок  слушает  музыку.  Получая  с  детства   разнообразные   музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку  интонаций  народной  классической  и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по  стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач  С. Стадлер однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на  японском  языке,  надо хотя бы немного его знать».  Как  говорилось  выше,  усвоение  любого  языка начинается в раннем  детстве.  Музыкальный  язык  не  является  исключением.

Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с  удовольствием слушают старинную музыку  И.С. Баха,  А. Вивальди,  В.А. Моцарта,  Ф. Шуберта  и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую,  радостную.  На ритмичную музыку они реагируют  непроизвольными  движениями.  На  протяжении всего   дошкольного   детства   круг   знакомых    интонаций    расширяется, закрепляется,  выявляются  предпочтения,  формируются  начала   музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но  и  через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические  движения,  игру на музыкальных инструментах.

Как уже было сказано, все виды музыкальной деятельности взаимодействуют между  собой.  Музыкальное  восприятие  ребенка  не  будет   развиваться   и совершенствоваться в полной мере,  если  оно  основано  только  на  слушании музыкальных  произведений.

Учитывая живую реакцию малолетних детей на различные по характеру музыкальные произведения (плач и раздражение или радостная эмоция и успокоение), В.М. Бехтерев указывал на целесообразность использования в работе с детьми раннего возраста произведений, которые вызывают у детей положительные эмоции. В младшем возрасте применяются произведения весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера. Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные и пр.). К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются. Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации.

Музыка – интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир. Крупный теоретик музыкознания Б.В. Асафьев, подчёркивая связь музыки и речи, музыкальных и речевых интонаций, указывал, что в музыке, как и в речи, всегда содержится определённый тонус звучания, который он называл «речью чувства», «состоянием тонового напряжения». Поэтому, развивая у детей способность различать эмоциональную окраску, выразительность музыкальных интонаций, полезно сравнивать их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д.

Чтобы определить «палитру» эмоций, которые может испытать ребёнок, слушающий музыку, воспользуемся классификацией типов эмоций, предложенной В.Н. Холоповой, которая выделяет: эмоции как фактор саморегуляции личности; эмоции как чувство жизни; эмоции восхищения мастерством искусства; изображаемые в музыки эмоции; природные эмоции музыки.

Во-первых, процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки.

Во-вторых, процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. В том случае, если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребёнка, а педагог помогает ему установить такую связь, это существенно обогащает эмоциональное развитие дошкольника. Отметим, что в данном случае важнейшую роль играет профессиональная компетентность педагога и психолога детского сада. Только знание и понимание ребёнка позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений.

Часто, выбирая из фонотеки музыкальное произведение, ребёнок может «сообщить» педагогу или сверстникам о своём эмоциональном состоянии. Если настроение у него не весёлое, он предпочитает музыку негромкую, плавную, а когда ему хочется повеселиться, просит «включить» танец или марш.

В-третьих, в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребёнок испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью.

В-четвёртых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает выраженные в музыке эмоции. Художественный образ музыкального произведения наделён определённым эмоциональным состоянием. Если педагог хочет представить детям с помощью музыки тот или иной образ, то лучше это сделать на примере программных произведений. Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки» – произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес П. Чайковского, С. Прокофьева, Р. Шумана и др.

Эмоциональное состояние отражают и непрограммные пьесы. Широта использования данных музыкальных произведений зависит от музыкальной культуры и вкуса самого педагога. Так, например, музыке композиторов-романтиков (Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона) свойственна передача нюансов эмоционального состояния, музыка Дворжака или Брамса «рисует» яркие человеческие переживания.

В-пятых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает природные эмоции музыки, т.е. средства художественной выразительности. Сама природа музыкального искусства является источником эмоций. И в первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая более заметно воздействует на человеческие эмоции. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.

Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Движение становится для ребёнка средством восприятия музыки, понимания её характера. Поэтому движения успешно используются для осознания детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, чёткого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства можно моделировать (моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки) с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.

Педагог объясняет детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки. Для этого он должен своим исполнением ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным восприятию. Лишь в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности.

Метод уподобления характеру звучания музыки, о котором упоминалось выше, предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание эмоционально-образного содержания музыки. Уподобление музыке способствует своеобразной подстройке к звучанию, нахождению «эмоционального унисона» и является способом выявления и выражения смысла музыкальной речи, средств музыкальной выразительности. Для применения данного метода необходима творческая распознавательная установка на восприятие и выражение эмоций – характера звучания и развития музыкального образа.

В работе с детьми в процессе восприятия музыки могут быть использованы следующие виды уподобления музыке: моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное. Их необходимо варьировать и сочетать друг с другом.

Чтобы эмоционально переживать музыку, необходимо уметь дифференцированно воспринимать её звуковую ткань. Это умение развивается путём проведения с детьми простейшего анализа музыкальных произведений, в которых их внимание обращается на средства музыкальной выразительности, характер мелодии, Характеристика эмоционально- образного содержания музыки является наиболее уязвимым местом в работе с дошкольниками. Их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нём, не отличаются разнообразием. Часто встречающееся в практике деление музыки только на весёлую и грустную примитивизирует, обедняет её восприятие. Учитывая это, педагогу необходимо вести систематическую работу по обогащению словаря детей словами, характеризующими эмоционально-образное содержание музыки.

Эмоциональная отзывчивость тесно связана с предыдущим слушательским опытом. Умение воспринимать произведения музыкального искусства, переживать его образно-эмоциональное содержание не может возникнуть само собой. Этому нужно учиться. Восприятие музыкального произведения начинается с чувства (так как сам образ является конкретно-чувственным), которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребёнка сочетается осмысливание несложного, понятного ему содержания и радость – проявление эмоции при восприятии этого содержания.

Итак, воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост.

Эмоции участвуют в восприятии музыкальных произведений.

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственные эмоциональной состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности.

При слушании музыки роль эмоционального компонента особенна велика.

Так как опыт восприятия музыки в дошкольном возрасте очень мал, то ребенку для проявления эмоциональной отзывчивости требуется несколько прослушиваний музыкальных произведений. С каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется и накапливается эмоциональный опыт ребенка.

Использование средств музыки должно занимать центральное место в деятельности педагога, направленной на развитие эмоциональной сферы детей.