В начале этого года министр культуры РФ Ольга Борисовна Любимова доложила Президенту РФ В.В. Путину, что самой ожидаемой отечественной кинопремьерой этого года будет художественный фильм "Красный шёлк", снятый в кооперации с китайскими кинематографистами. А после выхода фильма на экраны страны та же самая Ольга Борисовна с восторгом отметила
— «Красный шелк» действительно стал самым кассовым в своем жанре фильмом в истории российского проката. Все-таки это, в первую очередь,
экшен-детектив. Детектив с такой серьезной кассой — почти 700 млн рублей в прокате — это действительно успех. Продюсеры сделали невозможное — получили при совместном производстве прокат в Китае и стали успешными в России.
То есть, наконец-то, российскому фильму удалось нормально притулиться в китайский прокат. А кто не знает - китайский кинематограф сейчас находится на первом месте в мире. Китай это не только ценный мех каждый третий товар в мире, но и 3-4 кг легкого усвояемого диетического мяса 682 кинофильма в год и 120 тыс. кинозалов по всей стране. Далеко позади находящиеся на втором месте США с 42 тыс. кинозалов, а уж про наши российские 5 868 кинозалов...
Про сборы от проката фильмов и говорить нечего. Скромные российские 43 млрд. рублей, что собрал ВЕСЬ прокат ВСЕХ фильмов в 2024 г. курят в сторонке от одного только показателя лидера проката в Китае, китайского фильма "Йоло" - 485.820 млн. долларов. А всего в Китае в прокате собрано в 2024 г. 42 млрд. 502 млн юаней или 5 млрд.955 млн. долларов США. При этом в первой двадцатке лидеров проката всего 6 иностранных фильмов.
Скажите у них там народу много, потому так много и смотрят? Так ведь есть что смотреть. Как всегда, китайцы взяли самое лучшее из мирового кинематографа, в первую очередь из Голливуда, приложили голову, руки и старательность, добавили национального колорита и совершили рывок, оставив тот самый пресловутый "голливуд" далеко позади в области боевиков, комедий и мелодрам.
Я тут посмотрел специально, ради интереса, несколько китайских фильмов последних лет: "Операция "Меконг", "Ставок больше нет", "Миссия в Москве" - и скажу, что это высококлассный коммерческий продукт. Пока "голливуд" осваивал пресловутую "повесточку", китайцы делали то, что интересно массовому зрителю. И делали на высоком техническом и технологическом уровне. Китайцы могут всё. При этом в их фильмах в отличие от "голливуда" нет всех этих толерантностей, а в отличие от российского кино нет всех этих гнилых либерастных фиг и болтов в отношении прошлого своей страны.
А всё потому, что ЦК компартии Китая руководит и направляет всеми процессами в стране. Вот, к примеру, в фильме "Операция "Меконг" министра безопасности вызывают в ЦК партии и дают команду уничтожить крупнейшее ОПС наркоторговцев в "Золотом треугольнике". Министр собирает полный зал руководителей министерства и сообщает, что ЦК поручил им ответственную задачу. Все встают и делают с воодушевлением под козырек. ОПС будет уничтожена.
Вот так же и в культуре. Никаких фиг и болтов, никакой толерантности и разврата, никаких ужасов и сцен сверхъестественного насилия. И при этом всё должно быть сделано на высоком техническом уровне, сюжет должен держать в напряжении до конца фильма, а актёры работать как в последний раз в жизни. При этом более 90% китайского кинопроизводства осуществляется на частные деньги. Государство финансирует только коммерческие блокбастеры на соответсвующую идеологическую тематику патриотического характера, как фильм "Битва у озера" о событиях Корейской войны и участия в ней китайских добровольцев.
Почему такая преамбула пред амбулой о фильме "Красный шёлк"? А чтобы стало понятным почему это один из лучших российских боевиков за всё время существования "демократической" России. Именно наличие присутствия китайских товарищей, которые почему-то весьма скромно представлены в титрах фильма, не позволили скатиться в уже такую привычную для российского кино халтуру "альтернативной" истории с всеми фигами и болтами, пованивающими гнилой либердой.
У китайцев не забалуешь. Если боевик так боевик, и наикрутейший, а не замаскированные подковырки и ухмылки. Чистота жанра прежде всего.
Жанр фильма прям как шпала и ясен как белый день. Симбиоз английского детектива "Убийства в Восточном экспрессе" Агаты Кристи и приключенческого боевика в историческом антураже из серии про Индиану Джонса. То есть захватывающий детектив в закрытом пространстве с ограниченным числом героев с элементами крутого экшена. Когда до самого последнего кадра не ясно "кто же пришил старушку".
Исторический антураж, на фоне которого происходит действие фильма, какого-либо самостоятельного значения не имеет. Он использован только в качестве предлога для создания совместной российско-китайской кинопродукции. Поэтому он показан вскользь и поверхностно.
1927 г. Противоборство за власть между двумя ведущими политическими партиями Китая - Гоминьданом ( Китайская национальная партия) и Коммунистической партией Китая заканчивается в пользу Гоминьдана. В апреле 1927 г. происходит т.н. "шанхайская резня". в ходе которой гоминьдановцы уничтожают несколько тысяч китайских коммунистов. По всей стране начинается их преследование.
За некоторое время до начала преследования коммунистов, в Шанхае, на реке Хуанпу, происходит встреча между представителем советской внешней разведки Анны Волковой и бывшим агентом царской разведки Николаем Гариным. Гарин передает Волковой данные о том, что готовится "шанхайская резня". Гарин хочет вернуться на Родину и поэтому помогает советской разведке. И к тому же у него давние личные отношения с Волковой, которую он зовёт Ани.
Волкову играет Елена Подкаминская, такая la femme fatale в стиле Марлен Дитрих, советская Мата Хари.
А Гарина играет, конечно же, кроме него некому, главная мужская кинозвезда отечественного кино, серб Милош Бикович. Ну, некому в нашем кино, кроме как сербу Биковичу, изобразить царского офицера. Ну не лысому же т.н. Юре Борисову. Всё при нем - рост под 190 см., открытый лоб, ясный взгляд и гвардейские усики. На нём, что царская офицерская форма, что форма гепеушника с двумя ромбами в петлицах, сидит как влитая. Велика Россия, а играть некому.
Разговора между бывшими любовниками не получилось, Гарина даже попытались захватить чекисты. но его просто так не возьмешь. Старая школа, ушёл влегкую.
А тут гоминьдановцы и начали уничтожать коммунистов. И трое китайских коммунистов - старый коммунист Учитель Гао, молодая комсомолка Ван Лин и молодой коммунист Ли Бо, должны доставить в Москву списки членов партии, которые ушли в подполье. То есть очень ценные документы. Вот за этими документами на протяжении всего фильма и будет идти охота между разведками ОГПУ, Британии, Японии и Гоминьдана.
А как пробраться из Китая в Москву? А перейти границу в Маньчжурии и сесть на Транссибирский экспресс, идущий в сторону Москвы. Наше ОГПУ ждет китайских товарищей на одном из переходов через границу. Но нашу группу чекистов уничтожают местные китайские бандиты - хунхузы. На помощь китайским товарищам приходит Гарин со станковым пулеметом.
Он разгоняет пулеметными очередями хунхузов и помогает китайским товарищам перейти границу. Но ту на них натыкается сотрудник для особых поручений отдела контрразведки губернского отдела ГПУ Артем Светлов. Он на дрезине под парсом делал объезд железнодорожного полотна с целью отыскания злоумышленников, которые зачем-то похитили телеграфные провода вдоль линии.Наверное, сдали на пункт приёма металлолома.
Играет молодого чекиста Глеб Калюжный. Если в недавней нашей статье о сериале "Челюскин. Первые", мы назвали образ созданные Глебом в том фильме "сусликом", то здесь, в роли молодого, рьяного, не очень адекватного чекиста Глеб вполне на месте.
Китайские товарищи в ответ на его мосинку выставили более современное оружие. У Гарина даже пистолет-пулемет Томпсона имеется
Молодой гепеушник малость побыковал, он же нзнал, что это свои, да и Гарина принял за белогвардейскую крысу, но в итоге китайские товарищи и Гарин благополучно прибыли на ст. Белогорск, чтобы сесть на Транссибирский экспресс. А там их уже поджидает резидент советской разведки Анна Волкова, которая уже стала брюнеткой и переоделась в комиссарский кожан.
Трех китайских товарищей в Москву будет сопровождать она, молодой и рьяный Артем Светлов и начальник отделения Дальневосточного Постоянного Представительства ОГПУ Корнилов, в исполнении толстого и лысого Коши Гуценко, которому нацепили западенские усы.
Кроме троих чекистов и трех китайских товарищей с ними в одно вагоне поедет бывшая графиня Демидова в исполнении Ирины Алфёровой. Графиня из неё так себе. Хоть и следы былой красоты вроде при наличии, но вот внутренне порода графская не ощущается, и пьет она все время почему-то коктейль - изобретения советских алкоголиков "Бурый медведь", смесь коньяка и шампанского.
Тут же в баре вагона ресторана работает её внучек. Тоже мало похож на графского отпрыска. Связь с бабушкой графиней станет ясна только в конце фильма.
Ещё двое пассажиров - агротехник-бизнесмен Аянов в очень колоритном исполнении Жаргала Бадмацыренова и фотограф-архитектор Свиблов в исполнении Дмитрия Куличкова.
И ещё все время под ногами у всех будет путаться начальница поезда гражданка Гром в исполнении Светланы Чуйкиной.
Вот и все в сборе. Поезд может отправляться. Среди указанных пассажиров имеются агенты советской, японской, британской и гоминьдановской разведок. И всем им необходимы списки подпольщиков Компартии Китая. Предстоит проехать от Белогорска до Иркутска, где китайских товарищей будет ждать руководство ОГПУ с воинским конвоем, 2682 км. Но ведь до Иркутска ещё и доехать надо.
А враг не дремлет. Вот на доске в кассе станции Белогорск кто-то передал сообщение своим сообщникам, что в поезде три "фазана" - китайца в сопровождении трех "петухов" - сотрудников ОГПУ.
И начались таинственные убийства в Транссибирском экспрессе, перемежающиеся с жестоким нападением на поезд китайских хунхузов. Едущий в поезде агент британской разведки заплатил хунхузам, что бы они захватили в плен трех китайских товарищей. Вот главарь хунхузов, страшный и жестокий.
Эпизод нападения хунхузов на поезд поставлен просто шикарно, ударный эпизод фильма. Конечно, его постановка - это заслуга только китайцев. Наши так лихо снимать вряд ли когда научатся. С параллельно идущего состава хунхузы начинают из пулемета крушить вагоны Транссибирского экспресса. Потом быстро и ловко, как зверьки, перескакивают в вагон- ресторан экспресса и там происходит замечательный сабельный бой между хунхузами и чекистами.
В Китае такие лихие эпизоды в каждом боевике, а у нас такое впервые. Ничего не скажешь умеют, гады, делать.
Потом будет ещё масса приключений в стиле Индианы Джонса. Конечно, Индиана Джонс в этом фильме Милош Бикович. Будет и гонка за поездом на буере по льду озера Байкал, будет оживший мертвец, будет неожиданный предатель, много чего будет. И всё, как и положено, завершается как надо. Вражеские агенты разоблачены, документы доставлены в Москву.
И самый неожиданный поворот фильма. Молодая китайская комсомолка Ван Лин получает награду за мужество и находчивость. Она проходит спецобучение и её отправляют в Шанхай руководителем специальной разведывательно-диверсионной группы. Однажды вечером в пустом вагоне трамвая двое мужчин попытались убить пассажира. Но тут появляется Ван Лин с кольтом вот с таким глушителем и мочканула убийц.
пассажир поднял на неё глаза
и она ему сказала -"Товарищ Зорге, группа спецназа поступает в ваше распоряжение!" Финал.
То есть можно понять, что на этом ещё не конец. И вот так же Ольга Борисовна Любимова подтвердила, что уже начата работа над продолжением под названием "Чёрный шёлк".
В общем, в кои- то веки наши деятели кино под руководством китайских товарищей сняли вполне доброкачественный и успешный коммерческий продукт на уровне мировых требований. А всё почему? А потому, что китайские товарищи сказали что снимать, а что не снимать. Что снимать надо лихой детектив-боевик без всяких там "альтернативок", отягощенных дурнопахнущими фигами и болтами. Правда, в конце фильма наши воткнули эпизод на тему, что эта самая Ван Лин должна былть ликвидировна. как вражеский агент, ну ,типа, "кровавая гебня" никак не успокоится и своих же мочит.
Но вот китайцы эту сцену из своего прокатного варианта вырезали. Зачем им эта российская либеральная отрыжка. Ван Лин - героическая комсомолка и разведчица, а не "жертва репрессий". И советские гепеушники - вполне достойные товарищи. Чистота жанра без всяких примесей. Потому картина и смотрится с интересом. По крайней мере один раз посмотреть можно. Мы плохого не посоветуем.