Найти в Дзене
Музей МХАТ

5 самых «весенних» спектаклей Художественного театра

За окнами погода шепчет, листья распускаются, и в ожидании майских праздников хочется читать о чём-то светлом. А были ли «весенние» спектакли в истории Московского Художественного театра? Предлагаем вам такую подборку. «Снегурочка», 1900, режиссёры К.С. Станиславский и А.А. Санин «Весенняя сказка» – так обозначил жанр этой своей пьесы Александр Островский. Весеннее настроение пронизывало и объединяло всех создателей этого спектакля: ведь театр всего несколько лет как открылся, и все они были молоды. По выражению критика Елены Поляковой, в «Снегурочке» был передан «восторг природы»: «Всё взаправду, и всё принадлежит поэзии: борение зимы с весной, таяние снегов, пробуждение леса и его населения – птиц, медведя, лешего и пней-лешенят. Люди-берендеи – порождение тех же времен года, снега и солнца». Это была история о языческом детстве человечества, но и об обычном детстве тоже, недаром Снегурочка, которую играла жена Станиславского Мария Лилина, выглядела тоненькой, как подросток, шаловлив

За окнами погода шепчет, листья распускаются, и в ожидании майских праздников хочется читать о чём-то светлом. А были ли «весенние» спектакли в истории Московского Художественного театра? Предлагаем вам такую подборку.

Сцена из спектакля «Снегурочка»: Мария Роксанова – Купава, Александр Кошеверов – Мизгирь. 1900 г.
Сцена из спектакля «Снегурочка»: Мария Роксанова – Купава, Александр Кошеверов – Мизгирь. 1900 г.

«Снегурочка», 1900, режиссёры К.С. Станиславский и А.А. Санин

«Весенняя сказка» – так обозначил жанр этой своей пьесы Александр Островский. Весеннее настроение пронизывало и объединяло всех создателей этого спектакля: ведь театр всего несколько лет как открылся, и все они были молоды. По выражению критика Елены Поляковой, в «Снегурочке» был передан «восторг природы»: «Всё взаправду, и всё принадлежит поэзии: борение зимы с весной, таяние снегов, пробуждение леса и его населения – птиц, медведя, лешего и пней-лешенят. Люди-берендеи – порождение тех же времен года, снега и солнца». Это была история о языческом детстве человечества, но и об обычном детстве тоже, недаром Снегурочка, которую играла жена Станиславского Мария Лилина, выглядела тоненькой, как подросток, шаловливой и ребячливой.

Мария Лилина – Снегурочка, «Снегурочка», 1900 г.
Мария Лилина – Снегурочка, «Снегурочка», 1900 г.

К сожалению, весенняя история хоть и получилась изумительно красивой и пленительно сказочной, но одновременно вышла ещё и слишком длинной (спектакль заканчивался за полночь!). Наверное, поэтому «Снегурочка» прожила в МХТ всего сезон.

Сцена из спектакля «Юлий Цезарь», 1903 г.
Сцена из спектакля «Юлий Цезарь», 1903 г.

«Юлий Цезарь», 1903, режиссёры Вл.И. Немирович-Данченко и Г.С. Бурджалов

Остерегаться мартовских ид советует Прорицатель Цезарю в трагедии Шекспира. И в мартовские иды, то есть в середине марта, Цезарь был убит. Для МХТ эта постановка шекспировской пьесы стала путешествием в античность: режиссёрам важно было представить настоящую жизнь Древнего Рима, сделать так, чтобы зрители поверили в её подлинность. И они поверили – ведь всё было показано так убедительно, так живо. Критиков пленила не только пёстрая римская толпа, но и то, что роковым движениям политических сил в спектакле вторят силы пробудившейся природы. Вот как описывал это публицист и критик Дмитрий Философов: «Ослепительная молния, раскаты грома, сильный весенний дождь, от которого, прикрывшись плащами, убегали римляне по узким улицам города, движение туч – всё это было бесподобно поэтично, правдиво, – “с настроением”. Словно картина какого-нибудь крупного художника, ожившая всеми своими стихиями, всеми чертами и красками. Мне казалось, что в зале пахло свежей сыростью бодрящего весеннего благодатного дождя, и лёгкая дрожь пронизывала члены…».

«Вишнёвый сад»: сцена из I действия. 1904 г.
«Вишнёвый сад»: сцена из I действия. 1904 г.

«Вишнёвый сад», 1904, режиссёры К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко

Конечно, в пьесах Чехова есть разные времена года, и если действие начинается весной (как, скажем, в «Трёх сестрах»), то закончится оно скорее всего зимой или осенью. И всё же именно «Вишнёвый сад», первая постановка этой пьесы в МХТ, кажется наиболее весенней из всех чеховских работ раннего МХТ. Наверное, потому что в самом названии здесь кроется образ цветущих деревьев, и ещё потому, что в спектакле Станиславского и Немировича-Данченко картины пробудившейся природы были особенно пленительны. Критики в своих рецензиях с увлечением это воспевали: «В первом акте виднеющийся в раскрытые окна уголок цветущего сада, первые скользящие, несмелые утренние лучи, первая, робкая и неуверенная, предутренняя перекличка птичьих голосов, сливающихся затем постепенно в весёлый и звонкий весенний гомон, – всё это так и дышит свежестью, так и проникнуто нежною и хрупкою красотою нашей молодой весны… Но ещё лучше декорация 2-го акта – недавно обкошенный, кое-где поросший молодыми деревцами пригорок с широким видом на убегающую вдаль волнистую равнину… Для тех, кто любит и чувствует настоящую русскую природу, смотреть на этот постепенно тонущий в весенних сумерках, открытый, широкий горизонт – прямо наслаждение».

Леонид Харитонов – Алеша Вронский и Нина Гуляева – Аллочка, «Дорога через Сокольники», 1958 г.
Леонид Харитонов – Алеша Вронский и Нина Гуляева – Аллочка, «Дорога через Сокольники», 1958 г.

«Дорога через Сокольники», 1958, режиссёр В.К. Монюков

Годы «оттепели» для Художественного театра были трудными и совсем не победоносными: театр будто закостенел в своем академизме. Но всё-таки столь популярные в то время молодые герои проникли и на мхатовскую сцену. Водевиль Виталия Раздольского «Дорога через Сокольники» во МХАТе критика разругала, но зрители этот спектакль любили – всего он прошёл более четырехсот раз. Бесхитростную пьесу принесли директору театра Леонид Харитонов и Нина Гуляева и попросили, что бы её поставил их педагог в Школе-студии МХАТ Виктор Монюков. Харитонов сыграл Алёшу Вронского, Гуляева – 17-летнюю Аллочку, в их игре были лёгкость и обаяние, хотя главным магнитом для публики стала, конечно, сама возможность увидеть «вживую» Харитонова, кинозвезду тех лет.

Алексей Понсов. Ночной город. Эскиз задника к спектаклю «Дорога через Сокольники». 1958 г.
Алексей Понсов. Ночной город. Эскиз задника к спектаклю «Дорога через Сокольники». 1958 г.

Действие пьесы происходило не весной, а осенью: в первой же ремарке «Дороги через Сокольники» говорится, что за окнами квартиры героев – золотой осенний лесопарк. Однако даже по эскизу оформившего спектакль Алексея Понсова видно, что настроение постановки было совершенно весенним. Ведь такая светлая ночь и такое высокое небо бывают только в мае.

Евгений Киндинов – Валентин, Анастасия Вертинская – Валентина, «Валентин и Валентина», 1971 г.
Евгений Киндинов – Валентин, Анастасия Вертинская – Валентина, «Валентин и Валентина», 1971 г.

«Валентин и Валентина», 1971, режиссёры О.Н. Ефремов, В.Н. Кузенков

Это была одна из первых постановок Олега Ефремова в качестве главного режиссёра Художественного театра. Современный драматург – Михаил Рощин, история о советских Ромео и Джульетте – всё говорило о том, что МХАТ вступил на пусть обновления. В пьесе действие происходит в мае, герои – студенты, переживающие первое чувство и сражающиеся за свою любовь, несмотря на сопротивление родственников, а также взаимную ревность и размолвки. Валентина играл Евгений Киндинов, Валентину – пришедшая во МХАТ из «Современника» Анастасия Вертинская, и это была удивительно красивая и одухотворённая пара. Спектакль пользовался огромным успехом у публики и прошёл 972 раза.

Фото из фондов Музея МХАТ