Найти в Дзене
Сквозь время и расстояния

Большие победы и трагичный финал. Спринтерский забег легендарных братьев Знаменских

Так уж вышло, что оказался намедни на мероприятии по награждению детских спортивных команд за выдающиеся достижения в спорте, проходившем в Олимпийском центре братьев Знаменских в Москве. Попал практически случайно, т.к. присутствовать не планировал, да и знать не знал, пока не пригласили. А когда позвали, не нашел в себе сил отказаться, потому как интересно. Очень. На спортивной арене царит особый дух. Соревновательный. С бешено пульсирующей энергетикой. Дух побед и свершений. Тем более, когда на арене - дети. Медали, кубки, грамоты, приветственное слово организаторов, равнение на флаг и гимн, поздравления - для них все впервые. Еще не набившее оскомину. Оттого восторг искренний, горящие глаза, эмоции. Кто занимался спортом, тот поймет. Вспомнит. И, может, щеманет в груди сладкое воспоминание о юных годах. Потому как это захватывает и не отпускает. Признаться, хоть иду со спортом рука об руку с младых ногтей, никогда не слышал о братьях Знаменских. Стыдно. Единственное оправдание нах

Так уж вышло, что оказался намедни на мероприятии по награждению детских спортивных команд за выдающиеся достижения в спорте, проходившем в Олимпийском центре братьев Знаменских в Москве. Попал практически случайно, т.к. присутствовать не планировал, да и знать не знал, пока не пригласили. А когда позвали, не нашел в себе сил отказаться, потому как интересно. Очень.

На спортивной арене царит особый дух. Соревновательный. С бешено пульсирующей энергетикой. Дух побед и свершений. Тем более, когда на арене - дети. Медали, кубки, грамоты, приветственное слово организаторов, равнение на флаг и гимн, поздравления - для них все впервые. Еще не набившее оскомину. Оттого восторг искренний, горящие глаза, эмоции.

Кто занимался спортом, тот поймет. Вспомнит. И, может, щеманет в груди сладкое воспоминание о юных годах. Потому как это захватывает и не отпускает.

Признаться, хоть иду со спортом рука об руку с младых ногтей, никогда не слышал о братьях Знаменских. Стыдно. Единственное оправдание нахожу в том, что я - всё больше на ринге и на татами, с классическими олимпийскими видами спорта и не пересекался практически. Может, потому и не знаком со славным прошлым выдающихся советских спортсменов, которым судьба отвела яркую, но короткую жизнь. Словно спринтерский забег.

И смерть их по сей день вызывает вопросы.

Братья Знаменские - Серафим и Георгий - в 30-е годы стали настоящей легендой молодого СССР, поставив множество всесоюзных рекордов и войдя в десятку лучших бегунов мира, несмотря на то, что Международная ассоциация легкоатлетических федераций в те годы не признавала Советский Союз, и проводимые под её эгидой соревнования проходили без участия советских легкоатлетов. Оба брата поражали судей и болельщиков своими результатами, регулярно принимая участие не только во всесоюзных турнирах, но и участвуя в интернациональных состязаниях во Франции, деля друг с другом исключительно 1-е и 2-е места.

У них была особая химия, настоящая братская любовь и всесторонняя поддержка. Они не конкурировали между собой, пытаясь выяснить, кто быстрее, выносливее, сильнее. Знаменские вместе шли к поставленной цели, добиваясь победы. И вместе остались в истории отечественного и мирового спорта. Легкоатлеты, средневики (бегуны на средние дистанции) и стайеры (бегуны на дистанции более 3 000 м), призеры и победители многочисленных чемпионатов Серафим и Георгий Знаменские. Братья Знаменские.

-2

Они появились на свет в селе Зеленая слобода Московской губернии (сейчас - Раменский район Московской области) в многодетной семье настоятеля церкви. Всего в семье было 10 детей: шесть девочек и 4 мальчика. Георгий родился 26 ноября 1903 года, Серафим - тремя годами позже, 2 февраля 1906 года.

По семейной традиции, за обучением детей следила мать, Анфиса Ивановна, дочь священника, получившая образование в Мариинском епархиальном училище при Марфо-Мариинской обители, знавшая несколько иностранных языков, игравшая на фортепиано. Она прививала своим мальчишкам и девчонкам любовь к прекрасному, читала, давала уроки музыки.

По канонам того времени, Знаменские были очень неплохо образованы. Дети учились сначала в местной церковно-приходской школе, затем – в Москве. Сыновья традиционно обучались в Донском духовном училище, дочери - в Мариинском епархиальном училище. Однако события события 1917 года не всем позволили окончить обучение. Георгий и Серафим так и не смогли завершить духовное образование.

К спорту Горю и Симу, как называли их в семье, начал приобщать вернувшийся с фронтов Первой мировой войны старший брат Сергей. Что послужило тому причиной - сегодня не скажет уже никто, но гонял он "малолеток" и в хвост и в гриву со всей основательностью. Мальчишки бегали многокилометровые кроссы, тягали ведра с водой и песком вместо гирь и гантелей, в любую погоду купались в Пахре - на берегу этой живописной реки раскинулась Зеленая слобода. Разработал Сергей для них и особый рацион питания - молоко, хлеб, картошка. То, чего на селе было в достатке.

При этом работы по дому и хозяйству никто ни с Георгия, ни с Серафима не снимал. Так что нагрузки у них были - любому современному спортсмену на зависть и уныние.

-3

При этом поначалу с головой окунулся в спорт только Георгий: с удовольствием носился по округе в любую погоду, тягал тяжести, устраивал заплывы в реке и зимой, и летом. Серафим же больше тяготел к музыке: обладал прекрасным голосом и владел нотной грамотой, пел в церковном хоре и мечтал стать композитором. Горя регулярно подтрунивал над младшим братом:

Симка, не Боги жгут горшки. Дерзай и станешь Шопеном!..

Но бегали они вместе. Сергей никому не давал послабления, считая, что даже из самого слабого человека можно вырастить чемпиона. А уж из его родных братьев-то - и подавно! Главным принципом жизни для них стало простое правило: всё делать бегом. Причём, не только на тренировке, но и в быту.

Позже, уже завоевав спортивные звания и разряды, Серафим Знаменский с гордостью говорил, признавая вклад Сергей в его успех:

Стайерами не рождаются, ими становятся!

Особая методика многолетних тренировок и питания сформировала братьев Знаменских совсем не как бегунов. Больше они походили на тяжелоатлетов или борцов. Мощные, кряжистые, широкоплечии - не чета современным поджарым легкоатлетам, зарабатывающим золотые медали.

И окружающие воспринимали их соответственно. Добродушными увальнями. До поры.

-4

Отслужив в военно-морском флоте, в 1931 году Георгий устроился в столице на металлургический завод "Серп и молот" молотобойцем прессового цеха. И каждое утро добирался до работы из подмосковного Никольского, где снимал недорого чердак у сердобольной бабули, бегом, как заведено было с детства. А это около 14 км по прямой. А вечером - так же обратно.

Поначалу заводчане крутили пальцем у виска, но затем смирились. А когда к брату присоединился Серафим, так это и вовсе стало выглядеть нормой.

В 30-е годы в СССР спорт был одним из элементов государственной политики, направленной на поддержание советских граждан в хорошей физической форме. Помните: в здоровом теле - здоровый дух?! На каждом предприятии создавались атлетические кружки, где в нерабочее время сотрудники занимались спортом. Существовал такой кружок и на "Серпе и молоте", где братья Знаменские начали серьезно заниматься бегом под руководством тренера Всеволода Чулицкого. Именно Чулицкий искренне восхищался талантом своих подопечных:

Они ходить не умеют – только бегают… Это прирождённые стайеры...
-5

Летом 1932 года состоялся профессиональный дебют братьев Знаменских как легкоатлетов. Во время сдачи норм ГТО на заводском стадионе и Георгий, и Серафим вогнали хронометриста в ступор: тот не поверил показаниям секундомера на дистанции 1 000 метров. Братья предложили перебежать дистанцию, напряглись и улучшили предыдущий результат.

А с 1933 года началась их стремительная и триумфальная спортивная карьера. Георгию на тот момент было 30 лет, Серафиму – 27. И Серафим, возможно в силу возраста, превзошел брата, поставив свой первый рекорд: пробежал 3 000 метров менее чем за 9 минут.

Они искренне радовались победам друг друга, став неразлучными на беговой дорожке. Уже через год, в 1934-м вместе установили 7 рекордов СССР, Серафим
трижды завоевал звание чемпиона Советского Союза на дистанциях 1500,
5000 и 10 000 м, а Георгий стал 3-кратным серебряным призёром чемпионата
страны на этих же дистанциях.

В 1935 году Знаменских пригласили защитить честь страны на международных соревнованиях во Франции, организованных французскими коммунистами, "Юманите". На многотысячном стадионе под оглушительные аплодисменты зрителей на дистанции 8 км они одержали уверенную победу: Серафим пришел первым, Георгий - вторым со значительным отрывом от других участников. Спустя два года они повторили свой успех в кроссе "Юманите", но уже на
дистанции 9,4 км. А в 1938 году выиграли забег в третий раз. Пораженные результатами организаторы турнира даже учредили особый приз имени братьев Знаменских.

За 8 лет выступлений с 1933 по 1940 годы братья Знаменские установили 24 рекорда СССР в индивидуальных видах беговой программы. Кроме того, Георгий стал рекордсменом страны в эстафете 4 х 1500 м. Серафим первым в стране превысил рубеж 4 минут в беге на 1500 м (1935), 9 минут (1933), 8.30 (1939) – 3000 м, 15 минут (1934) – 5000 м, 32 минуты (1934) и 31 (1939) – 10 000 м. В 1936 – 1939 годах четырежды устанавливали рекорды СССР в популярных в те времена эстафетах 4 х 800 м, 4 х 1500 м и 10 х 1000 м.

На двоих Георгий и Серафим Знаменские завоевали 11 титулов чемпиона
Советского Союза и 6 раз становились призёрами чемпионатов страны.

-6

Еще продолжая спортивную карьеру в 1936 году братья Знаменские поступили во 2-й Московский медицинский институт, который окончили в 1941-м. И здесь сколько угодно можно рассуждать о скудном церковно-приходском образовании и о тупости (как многие обыватели считают) спортсменов, но уже в 1940-м году Георгий стал ассистировать выдающемуся хирургу Александру Бакулеву. Серафим занялся педиатрией. Его перу принадлежит первый в Советском Союзе фундаментальный труд, в котором были изложены принципы тренировок детских спортивных групп. Речь шла не только о беге, но и о лечебной физкультуре, гигиене, закаливании. Нормативы ГТО для возрастных ступеней от 10 до 16 лет, разработанные Серафимом Знаменским, до сих пор не претерпели значительных изменений.

Но это - теория. А на практике, как рассказывали соседи, если ребенку вдруг становилось плохо и требовалась срочная госпитализация, Серафим, не задумываясь, подхватывал маленького пациента на руки и мчался в стационар, заменяя собой скорую помощь.

Хирург Георгий Знаменский в нижнем ряду слева
Хирург Георгий Знаменский в нижнем ряду слева

Когда началась Великая Отечественная, ни один из братьев Знаменских не сомневался, где они должны быть. Спортсмены с уникальной физической подготовкой, с медицинским опытом и знаниями Георгий и Серафим в июле добровольцами ушли на фронт, записавшись в комплектовавшуюся на стадионе "Динамо" Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения (ОМСБОН), входившую в состав Особой группы при НКВД, руководил которой опытный разведчик-нелегал, майор госбезопасности Павел Анатольевич Судоплатов. В задачи бригады входило ведение разведопераций против Германии и её сателлитов, организация партизанской войны, создание агентурной сети на территориях, находящихся под немецкой оккупацией, руководство специальными радиоиграми с немецкой разведкой с целью дезинформации противника.

Во время битвы за Москву ОМСБОН в составе 2-й мотострелковой дивизии особого назначения войск НКВД использовалась на передовой, но и в этот период из её бойцов формировались боевые группы, забрасываемые во вражеский тыл. В составе этих боевых групп часто ходили за линию фронта и братья Знаменские.

Я была лично знакома с Георгием и Серафимом, – рассказывала в одном из интервью рекордсменка СССР в беге на 800 и 400 метров в 1930-х Тамара Клубникина, во время войны служившая радисткой в ОМСБОН. – Но они были скрытными, необщительными людьми. Их никогда не видели ни в компании парней, ни девушек. Только вдвоём. Серафим и вовсе – так стеснялся женского пола, что говорить не мог и сразу краснел. Даже мой приятель, стайер Пётр Степаненко, постоянно соревновавшийся с братьями, ничего не знал об их личной жизни.
Когда они за свои победы были представлены к правительственным наградам, кто-то доложил-таки Сталину о поповском происхождении Знаменских. Но Сталин сам когда-то учился в семинарии, поэтому относился к братьям доброжелательно, не обращая внимания на шепотки их недоброжелателей.
А что касалось работы медиками – тут они показали себя профессионалами! Всё знали, всё умели. Лечили бойцов. Не жалея сил и времени, обучали фронтовых врачей и санитарок. Сами прошли курс военного диверсанта – стрельба, взрывотехника и прочее...

Чем занимались, что делали Георгий и Серафим Знаменские в годы войны - до сих пор тайна за семью печатями. Они не рассказывали об этом близким, и охочим до сенсаций журналистам также не удалось ничего раскопать. Ни в советское время, ни после. Будто и не было ничего вовсе.

Так же мало известно и о личной жизни Серафима. Возможно потому, что именно на жену возложили ответственность за его безвременную смерть.

Папа выступал на соревнованиях в Киеве, мама была актрисой. – рассказывала дочь Серафима Знаменского, Ирина. – Спортом не интересовалась, но её включили в группу награждения победителей всесоюзных соревнований по лёгкой атлетике. Чувство, которое возникло между ними, называют любовью с первого взгляда. Друзья папы рассказывали, что папа был стеснительным человеком, чем отличался от дяди Георгия – шумного шутника-балагура. В присутствии молодых женщин папа смущался, но с моей мамой сразу почувствовал взаимопонимание и родство душ. Вскоре они поженились, и мама переехала в Москву...
-8

До сих пор нет единого мнения по поводу гибели выдающегося спортсмена. Официальной причиной следствие назвало самоубийство. Будто бы получив известие о смерти матери Серафим вернулся домой и застал там жену в компании с другим мужчиной. Нервы не выдержали, и, недолго думая, он покончил с собой прямо на пороге квартиры.

Однако близкие, в том числе и Георгий, всегда называли эту версию абсурдной от начала и до конца. Братья 6 мая 1942 года только вернулись домой, а 7 мая собирались ехать в Зеленую слободу на похороны. Представить, что Серафим, всегда отличавшийся выдержкой и обязательностью вдруг решил наложить на себя руки, зная, что в соседней комнате спит маленькая дочь, в которой он души не чаял, просто невозможно.

Мне было четыре года, это событие стало едва не первым в жизни, яркие воспоминания о которых я навсегда сохранила, - вспоминала Ирина Знаменская. - Папа тогда в очередной раз заехал домой. Я спала с бабушкой (маминой мамой) в одной комнате, родители были в другой. Я проснулась от громкого выстрела. Мы с бабушкой выбежали. Маму застали сонной и перепуганной – в ночной сорочке, выскочившей из постели. Она ещё не понимала, что произошло. Отец, полностью одетый в военную форму, сидел на полу, прислонившись головой к стене. Но он оставался жив – сердце перестало биться лишь в госпитале в Лефортове...

Почему со временем следователи пришли к версии о самоубийстве - этого не знает никто. Сотрудники НКВД провели осмомтр места происшествия, изучили осколки непонятно кем (или чем) разбитого окна, эксперты провели баллистическую экспертизу, изучили след от пули. На голове Серафима Знаменского не обнаружили характерных следов, которые остаются от выстрела в упор. При этом пуля вошла в левый висок, хотя Знаменский не мог стрелять с левой руки, т.к. не был левшой.

Многие вопросы так и остались без ответа. Теперь уже навсегда.

Но Георгий Знаменский до своего последнего дня откровенно называл смерть брата хладнокровным убийством. Не знал только (или не говорил никому) кто стоял за этой безжалостной расправой.

-9

Только в 80-е, когда была провозглашена Гласность, и из каждого утюга полилась "обжигающая" правда о постыдном прошлом, многие мигом переобувшиеся эксперты вдруг вспомнили, что квартира, в которой проживала семья Серафима, была коммуналкой. По соседству жили жена и сын Петра Старостина – одного из четырёх известных братьев-футболистов. Перед войной Старостины и Знаменские были не только близкими друзьями, но и сотрудниками по руководству спортивным обществом «Спартак», а к моменту гибели Серафима все братья-футболисты уже "сидели". Таким образом вроде бы Лаврентий Берия, возглавлявший "Динамо", безжалостно устранял конкурентов.

На мой взгляд, так себе версия. Сразу возникает вопрос: если других успешно увозил "воронок", зачем было стрелять, создавая лишний ажиотаж и привлекая внимание? К тому же в разное время среди сидельцев оказался и отец братьев Знаменских, Иван Васильевич, который 9 месяцев провел в заключении - не жаловала Советская власть священников. Куда больше - целых 2 года отсидел старший брат Сергей. А выйдя на волю вновь вернулся к организации спортивных мероприятий.

Но смерть действительно выглядит нелепой и неправдоподобной.

Георгий Знаменский в военной форме
Георгий Знаменский в военной форме

А в начале 90-х прозвучала версия, что убили не только Серафима, но и Георгия. И действительно, там тоже остались вопросы.

После Победы в страшной войне Георгий Знаменский вновь вернулся на спортивную стезю. Выступать было уже поздно - возраст. Потому он работал спортивным врачом и принял участие в качестве врача советской команды в первом чемпионате Европы 1946 года в Осло. Несмотря на огромную загрузку выглядел здоровым и вел активный образ жизни. А 25-го декабря почувствовал себя плохо и лег в больницу. Врачи диагностировали рак печени в последней стадии. Но всего год назад, в 1945-м, когда его оперировали из-за проблем с желудком, о печени даже речи не было...

Опытный хирург, многократно оперировавший раненых бойцов в годы войны в полевых условиях, Георгий Знаменский знал, что с таким диагнозом жить ему осталось недолго. Счет шел на дни.

Его обследовал и готовил к операции врач высочайшей квалификации, профессор Юдин, в котором Знаменский был уверен. Но в день операции Юдина почему-то в больнице не оказалось, и именитого спортсмена оперировал никому не известный врач, который после проведенного оперативного вмешательства больше в лечебном заведении не появлялся. И Знаменский, хорошо знавший здесь всех хирургов, никогда о нем до этого не слышал.

По крайней мере, так говорили родственники.

Георгий Иванович Знаменский скончался 28 декабря 1946 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве рядом со своим братом Серафимом.

Вот так, всю жизнь вместе: тренировались, выступали, оставив неизгладимый след в истории советского и международного спорта, воевали на фронтах Великой Отечественной. И свое последнее пристанище тоже нашли вместе...

-11

Не совсем по теме, но рядом:

Спасибо, что дочитали до конца.

__________________________________

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.

Понравилась статья - с вас лайк))