Найти в Дзене

ТУРИЗМ НЕОГРАНИЧЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: кому и зачем это нужно?

Оглавление

Ответы на эти и некоторые другие вопросы на брифинге в пресс-центре Национальной службы новостей дала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.

Майя Ломидзе
Майя Ломидзе

Нужен ли такой туризм?

Думаю, этот вопрос возник у многих, читающих эти строки. Отвечая на него, в самом начале разговора Майя Ломидзе напомнила данные Росстата. По итогам 2023 года, в России насчитывается около 12 миллионов людей с инвалидностью. А еще – около 35 миллионов пожилых людей старше 60 лет, часть из которых одновременно является инвалидами. Многие из этих людей хотят путешествовать, за последние годы количество запросов от них в турфирмы увеличилось на порядки. Наиболее активные действуют на свой страх и риск, самостоятельно планируя маршрут и обзванивая отели, чтобы выяснить детали доступности. Иначе можно "налететь" на более или менее неприятные неожиданности. (Например, в прошлом году в Питере я попала в приятный мини-отель, но - на очень высоком втором этаже без лифта.)

Спикер подчеркнула, что АТОР видит в развитии направления инклюзивного туризма огромный потенциал. Прежде всего, турбизнесом движет чувство социальной ответственности. Однако для развития инклюзивного туризма нужно совершенствовать технологии, применяемые в транспортных, инфраструктурных решениях, ведь от них зависит доступность туристических услуг. Немаловажную роль в этом процессе также играет информационная и экспертная составляющая. Для этого Ассоциация туроператоров России запустила проект «Туризм неограниченных возможностей».

С чего начать?

Как призналась исполнительный директор АТОР, сегодня «возможность путешествовать для людей с ОВЗ крайне ограничена, и не потому, что сотрудники объектов инфраструктуры, музеев, транспорта не хотят этого, а потому, что они не знают, как правильно создавать доступную среду». В связи с этим, Майя Ломидзе подчеркнула ведущую роль активистов Всероссийского общества инвалидов в формировании безбарьерной среды в России. «В ходе подготовки этого проекта мы совместно со Всероссийским обществом инвалидов провели 6 обучающих семинаров по нормативным документам, по требованиям и ожиданиям туристов, по тому, как построить маршрут для людей с ОВЗ. В общей сложности, их посетило более 300 специалистов из 37 регионов», – рассказала она и добавила, что эта работа будет продолжена.

Чтобы помочь людям сориентироваться в сфере инклюзивного туризма, АТОР создала специальный сайт https://accessible.atorus.ru/. На нем собирается информация о доступных туристических маршрутах, включающая отели, транспорт, места показа, точки питания. Особо помечены места, доступные для людей на коляске. Правда, на сегодня там есть информация о 6 городах, и только в 2 случаях пользователю предложен конкретный туроператор. И проблема здесь не в том, что в других городах нет подобных маршрутов. Просто прежде, чем попасть на сайт, информация проходит тщательную проверку. «Как показывает практика, без проверки с рулеткой мы не можем гарантировать доступность того или иного объекта, – признала руководитель АТОР. – Без экспертов в сфере доступности из Всероссийского общества инвалидов проверять их было бы просто невозможно. Вместе с ними и с туроператорами мы проезжали по всем объектам, заполняли многостраничные анкеты и потом систематизировали информацию. Эту работу мы продолжаем вести, так как наш проект – долгоиграющий». Благодаря этим проверкам, на сайте есть детальные фотографии входной группы отеля, доступных номеров, ресторана…

Добросовестные заблуждения и объективные проблемы

Приятной неожиданностью для инициаторов проекта стал факт, что туроператоры, готовые работать с «особыми» туристами, есть в каждом регионе страны. Некоторые крупные компании уже внесли в анкету туриста пункт о необходимости создания особых условий путешествия. Впрочем, тех, у кого уже есть доступные маршруты, всего около 30. Три оператора из Санкт-Петербурга даже разработали специальные маршруты для всех нозологий – для людей с ограничениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и ментальными особенностями.

Руководитель АТОР не скрывает: проблем в этой сфере сегодня на порядок больше, чем решений. Далеко не все люди, работающие в туриндустрии, знают, как правильно создать условия даже для людей на коляске, и потому могут «добросовестно заблуждаться», что их объект доступен. «У гостиницы может быть пандус, и она заявлена как доступная, – пояснила Майя Ломидзе. – Но он может быть слишком крутой или вести к двери, у которой порог выше нормативного. Есть доступный номер, в котором на коляске невозможно подъехать к кровати или зайти в санузел. И таких нюансов - десятки». А какая помощь нужна людям с нарушением слуха или зрения, многие отельеры и рестораторы даже не задумываются…

Особой головной болью для туроператоров является отсутствие специализированных туристических автобусов для перевозки групп, в которых несколько людей передвигаются на колясках. Стоят они очень дорого, в России не производятся. Сейчас такие автобусы есть в Санкт-Петербурге и Калининграде. Майя Ломидзе отметила, что именно в Калининграде разработан маршрут для туристов с особенностями здоровья «Путешествия мечты», который «вырос» из одноименного проекта социальной предпринимательницы Светланы Нигматуллиной, которая сама передвигается на коляске. Это – единственный доступный маршрут в стране, который получил статус «национального туристического маршрута».

Не всё в порядке и с транспортной инфраструктурой. По мнению руководителя АТОР, лучше всего дела обстоят с авиаперевозками. На железнодорожном транспорте главным препятствием являются вокзалы с надземными лестничными переходами через пути. Доступный городской транспорт в основном развит в Москве и Санкт-Петербурге.

Еще одной острой проблемой является себестоимость путевки для туриста с инвалидностью. «Задача по развитию массового инклюзивного туризма состоит в том, чтобы поездка была доступна не только инфраструктурно, но и по цене. Но в связи с тем, что это штучный продукт, под который штучно подбираются объекты и отели, цена получается на 20-30%, а в некоторых случаях и на 40% выше, чем аналогичный тур для людей без ограничений по здоровью. – сообщила Майя Ломидзе. – Более того, если турист с инвалидностью приходит в музей самостоятельно, он может получить льготный билет, а если он приходит с экскурсией от туроператора, то льготы сгорают». Еще один пример скрытой дискриминации – цены на доступные номера. Сегодня иметь их обязаны только 4-5-звездочные отели, а между тем большинство людей с инвалидностью – люди небогатые.

Что дальше?

Ведущая брифинга задала вопрос о том, какие регионы активнее всего развивают инклюзивный туризм. Ответ оказался неожиданным. «Екатеринбург – это один из самых активных регионов в плане совершенствования маршрутов и работы над инфраструктурой для инклюзивного туризма, – заявила Майя Ломидзе. – Нельзя сказать, что у них абсолютно все доступно, наверно, в этом смысле лидером является Санкт-Петербург, хотя удивительно, что не Москва».

В целом же руководитель АТОР настроена оптимистично. «Несмотря на все трудности, люди с инвалидностью путешествуют, и этот процесс становится всё более активным». Эту мысль она повторила во время брифинга несколько раз. Главная задача проекта по развитию инклюзивного туризма в стране – сделать так, «чтобы их путешествие было максимально приближено к классическому цивилизованному туризму, когда люди понимают, где им остановиться, как добраться, что можно посмотреть. А еще – чтобы были компании, которые могут им в этом помочь», – подчеркнула Майя Ломидзе.