Найти в Дзене
Хрустальная Мозаика

А.А.Чекулина. Роспись "Маки" и ее эволюция.

Приветствую Вас, дорогой читатель. В этой статье предлагаю рассмотреть одну из росписей Советского чайного фарфора из пятидесятых годов XX века. Роспись мы рассмотрим в динамике её существования, примерно в одно десятилетие. Я представлю два ее варианта, более ранний и тот, что выполнялся позднее, на примере чайных пар от Дмитровского фарфорового завода Вербилки. Роспись выполнена на форме "Стандарт". Кроме того, это будет прекрасный пример, на котором мы с вами можем проследить как фарфоровое производство СССР, для широкого круга потребителей, развивалась в плане изменения ручной росписи. Какова была одна из тенденций его развития. Итак, перед нами широко известная в кругах антикваров, коллекционеров и любителей роспись "Маки". Создание рисунка датируется концом сороковых годов, его автор Чекулина Александра Алексеевна, автор таких известных росписей как "Жар-птица", "Павлины", "Кобальтовая роза" и многих других. На фото ниже мы видим более раннюю роспись, из начала пятидесятых годов.

Приветствую Вас, дорогой читатель. В этой статье предлагаю рассмотреть одну из росписей Советского чайного фарфора из пятидесятых годов XX века. Роспись мы рассмотрим в динамике её существования, примерно в одно десятилетие. Я представлю два ее варианта, более ранний и тот, что выполнялся позднее, на примере чайных пар от Дмитровского фарфорового завода Вербилки. Роспись выполнена на форме "Стандарт".

-2

Кроме того, это будет прекрасный пример, на котором мы с вами можем проследить как фарфоровое производство СССР, для широкого круга потребителей, развивалась в плане изменения ручной росписи. Какова была одна из тенденций его развития.

Итак, перед нами широко известная в кругах антикваров, коллекционеров и любителей роспись "Маки". Создание рисунка датируется концом сороковых годов, его автор Чекулина Александра Алексеевна, автор таких известных росписей как "Жар-птица", "Павлины", "Кобальтовая роза" и многих других.

-3

На фото ниже мы видим более раннюю роспись, из начала пятидесятых годов. Основу рисунка составляют три крупных цветка и три крупных листа. Однако, сами эти объекты можно назвать многосоставными, то есть далеко не простыми.

-4
-5
-6

Обратите внимание на цветы. Как сложна в них и цветовая гамма и структура. Их можно назвать многоярусными, где каждый ярус не похож на предыдущий, но всё вместе прекрасно сочетается. Оригинален и не похож на соседний тут каждый цветок. Я бы даже назвала их фантастическими цветами. А как вы, со мной согласны?

-7
-8

-9

Рисунок изобилует множеством тонких линий и деталей, что характерно для росписей пятидесятых годов. Цветы словно всполохи огня, как мне видится. Мелкие элементы в виде точек, завитков, отдельных небольших мотивов составляют сказочную композицию, и даже голубой цвет присутствует.

Что же с этой росписью происходит спустя одно десятилетие?

Фарфоровая промышленность в шестидесятые годы развивается ударными темпами. Берётся курс на наращивание производства, для того, чтобы удовлетворить потребности населения огромной страны. Одновременно происходит и оптимизация с целью убыстрить и удешевить выпуск готовых изделий. Её решают провести в том числе с помощью упрощения многих фарфоровых форм и росписей. Так рождается эта, поздняя роспись "Маки", чашечка выпущена до 1965 года.

-10

Кто занимался дизайном упрощённых росписей? Да всё те же художники завода. И вот результат.

-11

На такую роспись времени уже затрачивалось значительно меньше чем на первоначальную.

-12

Были оставлены крупные элементы - три цветка, три листа, есть также плоды и ещё несколько составляющих, но уже не таких мелких не таких детализированных.

-13

И тут я предлагаю вам вспомнить фарфор из семидесятых. Где художниками в основном применялся средний или крупный мазок, в том числе конечно и в новых росписях. Напомню, что мы говорим о фарфоре для массового потребителя и теперь мы знаем причину появления подобной росписи.

-14

Покажу вам ещё - было и стало. Мы видим, на декоративности и красоте росписи такая политика отразилась не в лучшую сторону.

-15
-16

Первоначальная роспись "Маки" выполнялась не сразу на форме "Стандарт", а на более старых формах, таких как "Бочонок" или "Бочка" и если мне попадётся такая чашечка, конечно же, её приобрету, но пока эти две яркие чайные пары будут украшать моё собрание. Что же касается той, что помоложе, её буду пристраивать. А пока она так же остаётся у меня. Вот таким образом, дорогой читатель, собиратели и коллекционеры волей-неволей становятся продавцами, у них происходит отбор и это вполне нормально.

-17
-18

Посмотрим марки. Выше, на более младшей, до 1965 года выпуска А на двух других вот эта.

-19

Дорогие подписчики - это практически первый мой опыт в написании статьи на Дзен. К сожалению, собственник платформы изменил правила для блогеров. Довольно вероломно я бы сказала. После такого сюрприза в честное партнёрство с этой платформой верится с трудом. Позвольте не вдаваться в детали, однако, как бы мне не хотелось, возможно придётся уходить от видео-контента. Дзен теперь признает только статьи. Об окончательной модели ведения канала я пока не решила, но изменения точно будут, уже есть. Подписывайтесь на Telegram канал "Хрустальная Мозаика" и другие соцсети, остаёмся на связи. Ещё замечу, что ролики на канале YouTube продолжают публиковаться в обычном порядке. Все ссылки я оставлю в своем комментарии. А вы скажите пожалуйста, будете читать статьи?

Желаю вам всего доброго, жду отзывов. До новых встреч.