Мифология народов Древней Месопотамии насчитывает четыре тысячи лет. В тех местах, где население говорило преиущественно на шумерском и аккадском языках, сложился отдельный огромный пласт верований под объединенным названием шумеро-аккадская мифология. Что она собой представляла и каких главных богов включала, читайте ниже.
Общие сведения
Шумеро-аккадская мифология начала формироваться в конце IV тыс. до н. э. и исчезла в начале нашей эры. Она состояла из пяти основных компонентов: шумерская, аккадская, вавилонская и ассирийская мифологии, а также верования отдельных городов-государств.
Интересно, что на столь большой территории, населенной многочисленными народами, сумел сложиться относительно единый пантеон. Это стало результатом политических событий: жрецы и правители на определенных этапах становления шумеро-аккадской мифологии постарались выстроить единую систему верований.
Мифологическая картина мира была стандартной для большинства мифологических и религиозных систем: верхний мир, или небеса, – обиталище богов, средний мир – земля, обитель людей, нижний мир (Иркалла) – преисподняя, обитель демонов и усопших.
Месопотамские божества были антропоморфными (человекоподобными), обладали необычайной силой и огромными размерами. Кроме того, наиболее значимые из них были «привязаны» к определенным небесным объектам: Солнцу, Луне, планетам и созвездиям.
Главные божества шумеро-аккадской мифологии
Прежде чем перейти к основным богам и их функциям, отметим, что в разные периоды и в разных частях Месопотамии происходили смены «правящей верхушки» пантеона. Проще говоря, одни верховные боги со временем вытеснялись другими или просто различались в разных регионах. Это отличает шумеро-аккадскую мифологию, скажем, от греческой или скандинавской, где пантеон был достаточно постоянен. Но, несмотря на разную степень «уважения» к тому или иному богу в разных уголках Месопотамии, само собрание богов примерно одинаково.
Примечание: у многих богов приведено по два имени. Первое – на шумерском языке, второе (в скобках) – на аккадском.
Ан (Ану)
Верховным богом шумеро-аккадской мифологии считался Ану. Он был «движущей силой творения», богом небес, а все остальные боги в ряде верований считались его потомками, рожденными его женой Ки, богиней земли. А сам Ану в разных текстах представлялся потомком других божественных сущностей.
В мифах Ану, как правило, пассивен и бездеятелен, но порой и довольно враждебен к людям. Символом Ану была рогатая тиара, также его изображали с другими царскими регалиями: скипетром, посохом пастуха, короной.
Энлиль (Эллиль)
Имя этого божества означает «владыка дуновения (воздуха)». Он был первенцем Ану и обладал схожими функциями. Однако Энлиль воплощал не пассивное, а активное начало, вмешивался в жизнь богов и людей. Если Ану почитался как владыка верхнего мира, небес, то Энлиль выступал как покровитель среднего мира, земли.
В отношении людей Энлиль выступал двояко: с одной стороны, он отвечал за плодородие, урожай, благополучие, с другой – мог насылать страшные бури и другие стихийные бедствия.
Энки (Эа)
В троицу главных божеств также входил Энки, или Эа. Он тоже был сыном Ану. В его ведении находился низший мир: он считался покровителем подземных вод, а также плодородия, мудрости, искусства. Его обителью был дворец Абзу в подземном океане пресных вод. В отношении людей Энки был благосклонен, например он помог им пережить Великий потоп.
Инанна (Иштар)
Богиня Иштар (ударение правильно ставить на первый слог, хотя чаще можно услышать ошибочный вариант на второй) – самое почитаемое женское божество шумеро-аккадской мифологии. Она объединяла в себе ипостаси разных других женских божеств, отвечающих за плодородие. Ее изначальное имя – Инанна, затем Инанна слилась с Астар (семитской богиней-воительницей), став Иштар.
Эта богиня покровительствовала любви (в том числе телесной), но в то же время воплощала в себе и разрушительные силы – видимо, сказалось «родство» с Астар: она покровительствовала войне и была непревзойденной в битвах. Также культ Иштар связан с понятием иерогамии – «священного брака» и с культовой храмовой проституцией. Астрономически с ней ассоциировалась планета Венера.
Уту (Шамаш)
Оба имени этого божества – на шумерском и на аккадском – означают «солнце». Так что он был покровителем благотворных сил солнечных лучей. На ранних этапах развития шумеро-аккадской мифологии Шамаш был малозначительным божеством, но постепенно его культ разросся, он стал считаться покровителем неба и земли, воплощением справедливости, судьей живых и мертвых, противником демонов.
Амаруту (Мардук)
Изначально Мардук (ударение также на первый слог) был покровителем общины с центром в Вавилоне и считался одним из младших богов. Но по мере возвышения Вавилона усилился и культ Мардука.
Постепенно Мардук впитал черты культов других божеств, включая Энлиля и Уту (Шамаша), так сформировался довольно сложный образ данного бога. В разных источниках он фигурирует как «владыка богов», космоустроитель, божественный воин, отец людей, покровитель мудрости, медицины, магии, мира и благополучия. Мардук благосклонен к людям, в отличие от других богов, в которых милость сочетается с жестокостью. Астрономически ему соответствует планета Юпитер.
Ашшур
Подобно Мардуку, Ашшур (ударение на первый слог) поначалу был местнопочитаемым божеством: его культ сосредоточился в одноименном городе. Постепенно Ассирийское царство разрослось, и город Ашшур (Ассур) стал его столицей. Тогда-то и возвысилось одноименное божество. Фактически, как и Мардук в Вавилоне, Ашшур стал верховным божеством – но в Ассирии. А ассирийский царь выступал главным жрецом его культа.
Нанна(р) (Син)
Данный бог ассоциировался у шумеров и аккадцев с Луной. Также он рассматривался как первенец Энлиля и, соответсвенно, внук изначального верховного божества Ана (Ану) – первого в нашем списке.
На шумерском его также называли Зуэн, что значит «владыка знаний». Его главной функцией было покровительство крупному рогатому скоту, плодородию, определение судьбы живых и мертвых; также у вавилонян и ассирийцев он считался богом-целителем и прорицателем.
Димузи(д) (Таммуз)
Имя бога Димузида переводится с шумерского как «истинный сын», а вариант «Таммуз» имеет, вероятно, арамейское происхождение. Таммуз считался божеством умирающей и возрождающейся природы, покровителем смены времен года. Он был богом пастухов и мужем богини Инанны (Иштар). Ближневосточные народы связывали весну с периодом расцвета Таммуза, а лето – с его смертью, и в одноименный летний месяц (думузид) оплакивали его.
Ишкур (Адад)
Упомянем еще одного бога – Адада, который считался сыном Энлиля или Ану. Он выступал как бог грозы и сильного ветра. Учитывая достаточно засушливый климат в разных частях Месопотамии, дожди и грозы имели большое значение для сельского хозяйства.
Изначально центром его почитания был шумерский город Каркара, и в мифах он фигурировал как второстепенное божество. Но позже в Ассирии Адад приобрел большое значение: он ассоциировался с царской властью и искусством прорицания и занимал столь же высокое положение, как Иштар, Уту (Шамаш) и Нанна (Син).
________________________
Спасибо за внимание! :) Также читайте: