Продолжая цикл статей, посвященных истории Заинска, хочется рассказать о развитии ремесел и промыслов, об экономике: за счет чего жили заинцы, чем промышляли, какие виды бизнеса процветали и чем зарабатывали в прошлые века.
Строительство Закамской оборонительной черты привлекло в наши края большие трудовые ресурсы, для устройства тарасных валов, засек, надолб и других оборонительных сооружений привезли преимущественно местное ясачное население Казанского уезда: чуваш, марийцев, удмуртов. В первый год строительства из их числа бралось «в степь, в работу, в деловые люди» по одному работнику с каждых трёх дворов, а позднее – по одному с шести дворов.
По мере возведения Закамской черты вдоль неё была организована дозорная служба. Поселенная в Заинской крепости 1652 -1654 гг служилые люди(челнинские стрельцы и польские шляхтичи) несли службу по охране юго-восточных границ Русского государства от набегов многочисленных кочевников, за что получали жалование, сначала по 3 рубля в год, затем по алтыну(три копейки) на день. Помимо этого имели огороды в Овчинной и Польской Слободах, где проживали с семьями в своих домах.
В 1674 году вместо хлебного и денежного жалования стрельцов наделили землей от 18 до 55 десятин пахотной земли(десятина =1,09 га). Кроме этого, обеспечивались сенными и лесными угодьями, налогами служивые не облагались. Но все вооружение и обмундирование справлялось за свой счет.
В 1676 году Заинские стрельцы и шляхтичи успешно выдержали осаду, предпринятую башкирскими бунтовщиками. За это заинцам в 1683 году по указу царя было предоставлено право отмежеванную землю продавать, закладывать и отдавать дочерям в приданое. Земля становилась товаром.
Все это позволило скопить небольшие капиталы, которые были вложены, говоря современным языком в стартапы(первые проекты бизнесов) - открытие торговых лавок, мельниц, небольших ремесленных производств. Все то, что отличает город от деревни.
Но бесконечные разорительные набеги кочевников: башкир, ногайцев и калмыков на Заинск приносили вред ее экономике. Во время набегов кочевники угоняли скот, людей в рабство, разоряли запасы, не всегда давали вовремя заниматься растениеводческим хозяйством, что для жителей являлось основным источником пропитания. В декабре 1707 года крепость была взята, разграблена и сожжена. Затем отстроена вновь, но уже в меньших размерах, гарнизон пополнился новыми стрельцами из соседних крепостей и местного населения.
В 1730-ых годах в связи со строительством новой Закамской черты и укрепленной Оренбургской линии, большая часть служилых людей была переведена на новые места. С продвижением границ все дальше на восток крепости старой черты потеряли свое значение пограничных опорных пунктов и все больше переключались на решение внутренних проблем. А в полупустой Заинск стали заселять отставных солдат, унтер-офицеров и гвардии отставных. По пятой ревизии 1795 года жители Заинска еще относились к категории казаков и пользовались льготами в налогообложении. А в начале ХIХ века они были переведены в разряд государственных крестьян.
В первой половине XVIII века мирные наши края в большом количестве заселяются землепашцами, на плодородных черноземных землях зарождается «новый бизнес» - хлеборобство. Большое развитие получают скотоводство и пчеловодство. Пчеловодство было очень востребовано, так как еще не было производства сахара и его везде «заменял» мед.
В середине XVIII века в бассейне реки Зай было обнаружено 12 месторождений медных руд, взяли их в разработку симбирские предприниматели – братья Маленковы, но завод у них был на правом берегу Камы – в Берсуте. Возить руду гужевым транспортом получалось накладно, надо еще через Каму переправить. В 1808 году владелец Шильнинского медеплавильного завода И.Н. Подъячев поменялся с Маленковыми рудниками. Свои, расположенные по правому берегу Камы отдал симбирским заводчикам, доплатив еще 2000 рублей, а себе забрал их, расположенные по Заю и Ирне. Но также возить медную руду на свой Шильнинский(ныне поселок около Набережных Челнов) завод было далековато, потому и накладно и решил И.Н. Подъячев строить новый Александровский медеплавильный завод поближе к сырью – на речке Сарапале недалеко от с. Поручиково Заинской волости. На заводе и в рудниках в основном работали около 450 приписных крестьян из селений: Боровецское, Большие и Малые Шильны. Заинские крестьяне нанимались сезонно на правах вольнонаемных. Работа была тяжелая, практически каторжная, платили скудно, то и дело вспыхивали бунты, которые подавлялись властями. Медоносный слой рудников быстро истощился и добыча меди в наших краях стала нерентабельной. К тому же на Урале были открыты богатые месторождения и в 1860-х годах завод окончательно закрылся.
Стоит особо отметить, что экономическому развитию Заинска и близлежащих населенных пунктов в те далекие времена способствовала близость Бирско- Мамадышского и Бугульминско-Бетькинского коммерческих трактов, которые пересекались возле села Старый Токмак. Отсюда товаропоток шел в четырех направлениях: на север – в Бетьки - Елабугу, на юг – Бугульма - Оренбург, на восток – Бирск –Уфу, на запад – Мамадыш -Казань. Меха, кожа, войлок, металл, ткани, бумага и прочие товары, все это перевозилось на гужевом транспорте. На строительство и ежегодный ремонт дороги после паводков(мощение гатью) привлекалось местное население. Торговые пути в местах сильных снежных заносов были даже обсажены деревьями. Оживленные во все времена эти коммерческие тракты обеспечивали работой всех, это и частный извоз, и охрана грузов, и ремонт телег и сань, и постоялые дворы, аренда лошадей, фельдъегерская и почтовая службы. В селах, где проходили тракты, были развиты кустарные промыслы, пользовались спросом гнутые колеса, конская упряжь, березвая деготь для смазки и т.д. Особенно оживленным тракт был в зимнее время, по которому двигались санные обозы с грузами, отдельные повозки, крытые кибитки и пешеходы.
Близость к торговым путям позволил Заинским производителям подстроиться к «выпуску» востребованных товаров. Быстрое развитие получили бондарное, рогожное и шорное производство, выпечка калачей.
Заинские бондари изготавливали дубовые, осиновые, липовые бочки для посола и хранения огурцов, квашеной капусты, грибов, рыбы, а также крупную деревянную тару, кадки и другие деревянные емкости. Заинские бочки охотно покупали камские купцы. В них солили чехонь и другую промысловую речную рыбу. Бондари в то время были уважаемыми людьми, наравне с кузнецами. Конечно же с данным производством вместе развивалась лесозаготовка и деревоподготовка(древесину для изготовления бочек естественным образом высушивали в течении 3-х лет). Бондарное производство просуществовало вплоть до XX века. После революции было преобразовано в Бондарный цех промартеля «Красный Зай».
Другой очень востребованной продукцией стала рогожа - грубая упаковочная плетёная ткань из мочала. Первоначально производилась из волокон рогозы(камыша), отсюда и название, а затем из луба старых лип (мочала). Из такой ткани изготавливались кули - рогожные мешки, которые были необходимы для перевозки зерна, круп. Так как в наших краях стремительно развивалось хлеборобство, рогожные мешки для перевозки зерна стали «ходовым» товаром. Как и попоны, говоря современным языком, «чехлы для лошадей», которым укрывали оных в непогоду, а также перевозимый груз.
С учетом того, что перевозка грузов гужевым транспортом производилась на значительные расстояния(плечо перевозки до перевалочного пункта около 50-70 километров), требовался и ремонт колес, телег и сбруи. Шорные изделия, а конкретно конская упряжь, стала очень востребованным товаром на коммерческих трактах. Следовательно, заинские шорники быстро наладили выпуск качественной упряжи. А это в свою очередь, дало развитие выработки шорно-седельной кожи из шкур крупного рогатого скота, свиней и лошадей.
Кормить путников и извозчиков было тоже выгодным занятием, выпечка хлеба и калачей для харчевней при постоялых дворах на перевалочных пунктах торговых путей обеспечивало стабильный доход. А это в свою очередь развивало мукомольное и хлебопекарное производство.
Частным извозом и перевозкой грузов в то время в Заинске занимался практически каждый второй. Наниматься к купцам со своим гужевым транспортом(лошадь с повозкой) было делом прибыльным, платили хорошие деньги. Многие лошадные крестьяне после осенних полевых работ искали себе такую сезонную подработку. Проводя исторические аналогии, хочется отметить, что и теперь заинские частные грузоперевозчики вносят большой вклад в перевозку грузов страны. В районе насчитывается около 800 водителей – дальнобойщиков и значительная их часть проживает в Старом Заинске.
Бирско - Мамадышский коммерческий тракт просуществовал около 200 лет. В 1870 году компанией купцов Попова, Полетаева и Исаева было основано «Бельское пароходство». В конце XX - начале ХХI веков по рекам Белой и Каме установилось устойчивое грузовое и пассажирское сообщение между Уфой и Казанью и Нижним Новогородом. С ростом интенсивности движения пароходов соответственно приходил в упадок и Бирско-Мамадышский коммерческий тракт.
К концу ХIХ века Заинск подошел уже со сформированной крепкой экономикой и рыночными отношениями. Натуральный обмен полностью заменили товарно-денежные отношения. Наличие такой профессии как водовоз, говорит о том, что здесь была уже городская среда. Вода всегда была проблемой для расположенного на горе Заинска, она была близка (река рядом), но таскать ее в гору было тяжело. Поэтому вода стала товаром и ее стали продавать. Водовозом мог стать любой, кто имел большие специальные емкости в виде бочек и телегу с лошадью. Водоносам же приходилось тележку или сани возить вручную. Питьевая вода набиралась из родника, которая много позже оказалась на дне водохранилища, а «техническая вода» - из реки Зай. Частенько водовоз ездил в сопровождении бегущей рядом с повозкой собаки, которая своим лаем оповещала горожан о прибытии бочки с водой. Еще даже в советские годы старозаинцы, сохранившие предпринимательскую жилку, на Сабантуях «зарабатывали» продажей родниковой воды по 5 копеек за кружку, за что получили шутливое прозвище «Пяташник».
Итак, к 1870 году в Заинске имелись волостное правление, 2-х классное училище с 4-х летним обучением, 2 водяные, одна ветряная мельницы, 14(!) лавок, выпечка калачей, бондарное и рогожное производство, шорные, дегтярные, гончарные, кирпичные, шерстобитные и другие кустарные промыслы. В 1875 году было основано однокомплектное женское училище второго разряда с трехлетним сроком обучения. В 1886 году построено специальное здание для первой больницы на 25 мест, в 1896 году первая бесплатная библиотека. Заинск был на втором месте по численности населения после уездного центра Мензелинска, много домов были кирпичные, а ближе к центру были в основном двухэтажные с железными крышами. На улице Базарной (ныне Орджоникидзе) еженедельно устраивались ярмарки, куда съезжался торговать со всей округи народ. По подворной переписи 1912-1913 годов в Заинске насчитывалось 557 дворов(не считая выселков) с населением 3209 человек, которым принадлежали 9446 десятин земли, 414 хозяйств были одно и двухлошадными, 41 двор имели 3 и более лошади.
Возвращаясь к хлеборобству, стоит отметить, что вплоть до революции 1917 года более 8 тысяч гектаров земли принадлежало помещикам: Стахеевым, Холодовским, Мельгуновым, Хитровым, Матросовым, Молостовым и другим. Особо стоит отметить Стахеевых, династию крупных хлеботорговцев Нижней Камы ХIХ – нач. ХХ веков. Стахеевы не только занимались скупкой зерна у местных помещиков и крестьян и его перепродажей, а также переработкой. В Уфимской и Вятской губерниях им принадлежало 9 мукомольных мельниц, общей суточной производительностью 17,5 тысяч пудов(1 пуд =16,3 кг), 3 спиртзавода, в том числе и Петровский(Сармановский район), а в каждой волости, в том числе и Заинской были построены зернохранилища и заготконторы(остов здания которой и ныне сохранился на пересечении улиц Толстого и Мостовой). Основными зернопроизводителями, особенно после Столыпинской реформы, были зажиточные крестьяне – кулаки, как их называли, помещичьи хозяйства, а также мелкие крестьяне, которые были вынуждены продавать хлеб перекупщикам(одним из них был купец И.Н. Бекетов, хозяин дома в котором ныне располагается музей, который имел свои амбары под зерно в Заинске и Русском Акташе). Хлебный бизнес охватывал практически все население Закамья, кто-то производил зерно, кто-то перевозил на лошадях до Камы и грузил в пароходы, кто-то складировал в амбарах на перевалочных пунктах, кто-то перерабатывал на мельницах и т.д.
Во время большого пожара, который произошел, по рассказам старожилов, где-то в начале XX века, большая часть Заинска сгорела, засуха и суховеи (а именно восходящие по склонам горы потоки воздуха) способствовали быстрому распространению огня, люди прятались от пожара в реке Зай и в каменных церквях, а после возвращались на свои разоренные огнем пепелища. Страшная засуха породила голод, люди заболели тифом, холерой, смертность была высокой. В волостной больнице не хватало мест, и больных размещали в здании земской школы. Карантинные палаты устраивали прямо в классах (сегодня это одно из зданий школы №1). Заинск после этих трагических событий стал беднеть и почти не оправился. Но судьба дала городу еще один шанс полвека спустя. Об этом и поговорим в следующей статье.
P.S. В подготовке статьи использованы материалы: В.В. Ермаков «Крепости в Нижнем Прикамье», В.Н. Белов «Очерки из истории Зай-Шишминского междуречья», В.С.Малахов «Заинская энциклопедия», Воспоминания Т.А.Шароновой.