Начало:
По официозу князь Владимир Святославич ввёл на Руси в качестве официальной религии христианство восточного, то есть греческого образца.
Согласно преданию, Владимир выбрал эту веру после длительного обсуждения и переговоров с представителями разных конфессий: к нему приходили проповедники от христианства и ислама, а также от иудаизма.
Решение было принято в том числе из-за желания сохранить важные связи с Византией и укрепить княжескую власть. А также для укрепления Древнерусского государства требовало принятия единой веры.
Всё выше перечисленное наглое враньё официоза. Сегодня я расскажу: когда, зачем и главное, в какую веру князь Владимир красное солнышко Русь то крестил? Также расскажу о мифическом выборе веры князем Владимиром; о периоде двоеверия, о котором не принято говорить; о самом Владимире; о том, чем отличается Староверы от Старообрядцев?; о том, что такое арианство?; о том, где было это крещение Руси; ну и мифы и факты этой христианизации Руси.
Официальная версия:
По официозу, опираясь на вашу любимую Википедию: Согласно «Повести временных лет», в 6496 лето от сотворения мира — в 988 году киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской церкви. После чего, в царствование императоров-соправителей Василия II и Константина VIII, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Согласно русской летописи «Повести временных лет», князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:
Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!
Крещение киевлян произошло, согласно «Повести временных лет», следующим образом. Владимир сокрушил бывшие в городе идолы, отдал вечером жителям приказ явиться всем на другой день утром на реку для купания (что есть крещение как внешнее действие) в новую веру:
Если не придет кто завтра на реку [Почайну] — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом
На следующий день Владимир сделал людей из язычников христианами. Согласно «Повести временных лет», утром Владимир вышел со священниками на реку, туда же пришло множество киевлян. Жители Киева вошли в воду и стояли там одни, погрузившись до шеи, другие — по грудь, молодые же — у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. Историк Н. М. Никольский в своей монографии «История русской церкви» (1931) считал, что крещение других слоев населения в Киеве, кроме дружинников, было насильственным («население приходилось загонять в христианский рай дубиной»), киевлян по приказу князя Владимира согнали к реке и крестили.
В общем, в честь этого события 28 июля ежегодно отмечается праздник — День крещения Руси.
Почти всё, что изложенного официального текста — наглая ложь и церковные сказки!!! К тому же, что крещения 988 года — это крещения только дружины, семьи и небольшого города — Белгород Киевского князем Владимиром. Подчёркиваю город — Белгород Киевский, который находился на правом берегу реки Ирпень в 23 км к западу от Киева. Никакого Киева на Днепре в древности не существовало!!!! Однообразного события — быстрого и повсеместного приобщения к христианству всей Руси — в нашей истории нет и никогда не было, да и быть не могло! Ведь Руси как государства тогда не существовало! Это не было ни унитарным, ни федеративным государством, а было просто конфедерация княжеств, которые друг другу не подчинялись! Да и вообще, был продолжительный, растянувшийся на многие столетия процесс насильственного внедрения христианства. Так почему же 28 июля — крещение всей Руси???!!!
Версии крещения Руси:
По официальной версии князь Владимир крестил Русь именно по греческому обряду, но было ли это на самом деле так? Например, историк Александр Пыжиков утверждает, что князь Владимир крестил Русь именно по латинскому, а не греческому обряду. Есть очень много аргументов.
Вот например, никого разве не удивляло, что князь Владимир причислен к лику святых не только православной, но и католической церкви. В 1634 году декретом папы Урбана XIII его причислили к лику святых.
Как утверждал Пыжиков, внутренняя христианская экспансия сопровождается внешней: Оттон I Великий с 936 года - германский король, с 962 года - император Священной Римской империи, считал своей исторической миссией. Распространение веры практически полностью переходит в руки немцев, усиленно занявшихся христианизацией северных народов и славянских территорий; на этих направлениях достигаются весомые результаты. Данный период отмечен целым рядом крещений, совершённых под влиянием Римской церкви: в 942 году — датского короля, в 966-м — польского князя Мешко I, в 976-м — норвежского короля, в 985-м — венгерского герцога, а в 988 году череду крещений продолжил киевский князь Владимир, что органично укладывается в обозначенный выше ряд.
Пыжиков в своей книги: Славянский разлом, обращал внимание на церковные термины, этимология которых сохранило латинское, а не греческое происхождение. Например, само название "церковь" — cyrica —латинское, тогда как греческое — εκκλησία [eklesia]; слово "крест" — от польского krzyż или латинского crucificus, а не от греческого σταυρὸσ [stavros]. Далее: слово "алтарь" происходит от латинского altare, а не от греческого βωμὸσ [bomos], "орарь" — надеваемая при служении полоса — от латинского orarium, вера по-гречески — πὶστη, "пост" в германских языках, производных от латинского, — fast (в готском (fasten означает "поститься"), а в греческом — ὴνηστερὶα [nesteria]. Понятие же "поганый" (то есть язычник) тоже восходит к латинскому paganus, греческий же вариант слова — αλλὸθρησκος [etnikos].
Да давайте вспомним хотя бы то, что княгиня Ольга — бабушка князя Владимира, вернувшись после крещения из Царьграда, почему-то снарядила посольство к германскому императору Оттону I с просьбой прислать епископов и священников. Логичный вопрос, зачем Ольги, которая якобы приняла крещения из Царьграда простить у германского императора епископов и священников??? Кстати, Оттон согласился и вместе с папой Иоанном XII направил своих миссионеров.
Ещё аргумент Пыжикова: династические браки на латинян и латинянок. Вам примеры: Ярослав Мудрый связал судьбу с дочерью шведского короля Олфа, а из десяти детей Ярослава Мудрого все женились или выходили замуж за иноземцев. Так, старший сын Изяслав был мужем сестры польского короля Казимира. Дочери Ярослава сосватаны: одна за французского короля, другая за норвежского, третья за венгерского. Примеров можно приводить много.
Ещё один аргумент Пыжикова, какой календарь появился после крещения. Известно, что католический мир практиковал летоисчисление, где начало года приходилось с 1 марта: по господствовавшим представлениям в этот день Бог сотворил небо и землю. В Византии же новый год праздновался с сентября: в Византии этот месяц считался первым, тогда как в латинском варианте он был седьмым. Значит, никак Русь из Византии крещение принять не могло. Вам один пример: в мае 6621 (1114) году умер Давид Святославич, и в ноябре того же года преставилась Янка — следовательно, год не начинался в сентябре.
Примеров можно приводить много.
А вот историк Дмитрий Белоусов утверждает, что князь Владимир принял крещение арианского толка. Например, при крещении 988 года князь Владимир зачитал именно арианский символ веры: "Сын же подобосущен и собезначален Отцу". Это не игра словами, за подобное - казнили. Употреблён термин "подобосущен" (а вовсе не единосущен) - согласно никейскому символу веры. И потом, строго по арианскому учению, князем Владимиром утверждалось старшинство Бога Отца и во времени, и по отношению к двум другим ипостасям Троицы.
То есть это всё подтверждает, что мы приняли веру не от Византии. Да и князь Владимир не первый кто пытался "крестить" Русь. История принятия христианства на Руси начинается с предания, глубоко укоренившегося в народной памяти,- сказания о путешествии на Русь святого апостола Андрея Первозванного. Вам несколько примеров, царь Иван IV Грозный ответил папскому послу, иезуиту Антонию Поссевину: "Мы верим не в греков, а в Христа; мы получили христианскую веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат апостола Петра, пришел... таким образом, мы на Москве приняли апостольскую веру в то же самое время, как вы в Италии, и с тех пор доселе мы соблюдали ее ненарушимою". Или другой пример, келарь Троице-Сергиевой лавры, иеромонах Арсений Суханов в XVII веке, в ответ на заявление византийцев, сказал напрямую: "Векую вы собою хвалитеся, что мы от вас крещение приняли; мы крещение приняли от апостола Андрея... и, ходя тем путем, учение свое о вере Христове распространял, а иных крестил... Веру вы изначала прияли от апостола Андрея, а мы также от апостола Андрея".
Ещё раз повторяю, Арианское крещение 988 года не было ни первым, ни массовым. Это было просто крещение дружины, семьи и сотен горожан — Белгород Киевского на реке Ирпень. Кстати, в каком именно году князь Владимир "крестил Русь" неизвестно. Нет условной даты, когда он крестил Русь. 988 год — это условная дата. Историки ориентируются в периоде между 987-992 годом. Скорее всего крещение произошло в 991 году, когда Владимир основал город Белгород Киевский на реке Ирпень и перенёс туда свою резиденцию.
Интересно, что другие иностранные источники утверждают, что крещение произошло немного раньше — около 853 года. А опираясь на летописи ромеев, в Риме веками прославляли как "крестителя" Руси князя Ярополка Святославовича, предшественника и по официозу брат Владимира, который правил в 972-978 годах.
В общем, русские князья, такие, как: Бус Белояр, Рюрик, Вещий Олег, Олег Моравский (сын Вещего Олега) Ярополк Святославич и Владимир Святославич были арианинами.
Князь Владимир:
Кстати, хочется немного поговорить о самом князе Владимире и о его распутстве — так можно согрешить, а потом покаяться. Великий Титмар Мерзебаргский, немецкий хронист, называл его "великим распутником". Вот другой взгляд на князя Владимира: "6496 (988) Княжил Владимир, сын Святослава во Киеве один, и не соблюдал он законы и заповеди Богов и Предков наших, и побежден он был похотью женской, и был ненасытен в блуде и растлял девиц и имел жен числом до 1000 и нарушал Заповедь Сварожию "на едину жену должен муж посягать, а иначе спасения вам не узнать"... И повелел князь Владимир-Отступник крестить народ киевский насильно, а тех кто не хотел креститься велел смерти лютой предавать".
Ещё хочется сказать о одном интересном событии: В отместку за нанесённое оскорбление от Рогнеды, князь Владимир решил унизить и обесчестить род Рогнеды, он изнасиловал Рогнеду, собиравшуюся выйти замуж за князя Ярополка, на глазах её родителей, после чего князь Рогволод, его жена и сыновья были убиты на глазах уже изнасилованной Рогнеды.
Ну и как вам "великий и святой" князь Владимир, канонизированный РПЦ?
Период двоеверие:
Итак, с X в. происходила подчёркиваю очень медленная христианизация Руси. Этот процесс не затронул всю Русь, как нам врут. Процесс христианизации страны растянулся еще на долгие века, минимум на веков 5-6. Даже многие номинальные христиане оставались фактически язычниками. И это и называется период "двоеверие". Ведь не зря многие христианские летописцы писали: "Словом называются христианами, а на деле, точно поганые...".
Например, знаменитый русский историк и профессионал истории Древней Руси Игорь Фроянов утверждал, что двоеверие было двухэтапным: сначала явным, а потом скрытым. Языческое мироощущение так крепко держалось в общественном сознании Древней Руси, что даже представители церкви смешивали христианские и языческие праздники.
Люди, как утверждает Фроянов, продолжали поклоняться таким богам, как: Перун, Даждьбог, Велес, Стрибог, Хорс, Семаргл, Мокошь. Многим из них они поклонялись тайно.
"Да, православие постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но реально - сначала даже не государственной, потом уже государственной, но еще не народной". (Хозяева Великой Евразийской империи от историка Д.В.Белоусова)
Давайте посмотрим знаменитое "Слово о полцу Игореве", созданное в конце XII века, т.е. уже 3 века христианства. Во всём произведении, ни разу не упомянуты ни Иисус Христос, ни Богородица, ни иные библейские персонажи. Зато языческие боги упомянуты: Троян, Хорс, Стрибог, Карна и Желя, Даждьбог. Велес, потому мифический Боян назван его внуком. Да и сам плач Ярославны, по сути, настоящая языческая молитва. К кому она обращается? К ветру, к Днепру, к солнцу, но отнюдь не к Христу, не к Деве Марии, не к кому-нибудь из христианских святых.
Отличие староверов от старообрядцев:
Кстати, хочется сказать, кто такие Староверы и чем они отличаются от Старообрядцев? По мнению Александра Пыжикова: Старообрядцы — это христиане, отказавшиеся принять реформы патриарха Никона. У них есть церковная иерархия и обряды, как у РПЦ, но без никоновских реформ.
Староверы — это приверженцы дохристианского мировоззрения, верят в славянские веды. Они не признают никакой церковной иерархии и организации, вера в Христа идёт внутриобщинно с соблюдением славянских традиций.
Таким образом, старообрядцы основываются на христианстве, близком к православию, с соблюдением церковной иерархии, а староверы — на народном чистом христианстве, не признающем никакой иерархии и обрядов.
Легендарный Выбор веры:
Теперь давайте перейдём к легендарному выбору веры князя Владимира. Причём интересно то, что Владимир якобы думал, какую же веру принять. То есть неважно, что принять, а главное убрать наше. Типо хватит поклонятся нашим идолом, давайте будем поклонятся другим.
Опираясь на радзивиловскую летопись: в лето 6494, то есть 986 год, пришли Волжские булгары магометанской Веры. Они сказали Владимиру: «Ты, князь, мудр и смыслён, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». На вопрос Владимира о сути их веры булгары ответили: «Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина». Рассказ о будущей жизни пришелся Владимиру по душе, особенно блуд, но запрет есть свинину и особенно пить вино ему не понравился. В ответ князь сказал: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть». Вот вам оправдание "русского алкоголизма". Так это ж якобы из покон веков "русские пьют". Какое же веселье без алкоголя? Значит, судя по такой логике, необходимо выбрать веру, где можно бухать. Чушь полная, так как на Руси никогда не бухали, не принято было. Историк Дмитрий Белоусов говорил: пьянство на Руси никогда не было национальной традицией, наоборот, страна всегда была трезвой. Он отмечает, что пьяная тематика не отразилась ни в русском изобразительном искусстве, ни в песнях, ни в сказках, ни в богатырских былинах.
Белоусов считает, что мнение о русском пьянстве навязывается извне, в частности, через западные фильмы и передачи, где пьянство специально выпячивается.
Дальше к Владимиру приходят иноземцы из Рима, посланные папой. Католичество он тоже не принял, сказав: «Идите, откуда пришли, — ибо и отцы наши не приняли этого». Причём он просто отказал, никак не прокомментировал, только сказал, что отцы наши этого не приняли. Видимо у летописца фантазия кончалась.
Дальше приходят Хазарские евреи. Согласно «Повести временных лет», хазарские евреи, прибывшие к Владимиру, сказали: «Слышали мы, что приходили булгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраама, Исаака и Иакова». В ответ на вопрос Владимира о законе иудеев, они рассказали о необходимости обрезания, отказа от свинины и зайчатины, а также о праздновании субботы.
Далее князь спросил, где земля иудеев, на что послы ответили, что она в Иерусалиме, но Бог за грехи отцов их лишил их отечества и рассеял по всей земле.
Владимир сказал: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»
Затем греки прислали к Владимиру философа. Видите, философа не было ни среди евреев, ни среди булгар, ни среди католиков. Философ оказался только грек. Философ сказал: Слышали мы, что приходили булгары и учили тебя принять свою веру; вера же их оскверняет небо и землю, и прокляты они сверх всех людей, уподобились жителям Содома и Гоморры, на которых напустил Господь горящий камень и затопил их, бо подмыв, вливают эту воду в рот, мажут ей по бороде и поминают Магомета; также и жёны их творят скверну и ещё даже большую». Услышав об этом Владимир, плюнул на землю и сказал нечистое это дело.
«Слышали мы и то, что приходили к вам из Рима научить вас вере своей. Вера их отличается от нашей: служат на опресноках, то есть на облатках, о которых Бог не заповедал, повелев служить на хлебе, и поучал апостолов, взяв хлеб: „Сие есть тело Моё, ломимое за вас…” Так же и Чашу с вином взял и сказал: „Сия есть кровь Моя Нового Завета„ те же, которые не творят этого не правильно веруют». Так вот в чём суть веры, как правильно хлеб преломить и как правильно вина выпить. Нет ни слова, как относится к людям или к природе.
Греческий философ поведал Владимиру о сотворении мира, о потопе, потом о пришествии Христа Спасителя на землю, о его крещении, страданиях и воскресении.
В завершение философ показал князю картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осуждённых на вечную муку. Поражённый зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым!».
Философ заметил князю: «Ты ещё можешь оказаться в числе праведников, для этого ты должен креститься и соблюдать законы христианские». Владимир сохранил в сердце слова философа, но сказал: «Подожду ещё немного».
Владимир «положил слова философа на сердце» и ответил: «Подожду ещё немного», желая разузнать о всех верах.
В общем, легенда о "выборе веры князем Владимиром" — очень красивая сказка, придуманная церковью XII в., чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями. Да и вообще какой выбор веры, если: во-первых, ещё во время того когда Владимир был язычником из пяти его официальных жён, минимум 3 были христианками (гречанка, чешка, болгарка). Во-вторых, к IX веку по всей Руси уже не один век жили христиане, построившие даже свою церковь. Об этом наши ОФИЦИАЛЬНЫЕ историки нагло молчат.