Найти в Дзене

Театральная пьеса для школьной постановки «Фронтовое зеркальце».

Фронтовое зеркало

Пьеса для школьной постановки, посвященная военной тематике и патриотизму. В ней рассказывается о тяжелых временах войны, о том, как русские люди сплотились ради общей цели, и о том, как дети помогали фронту. В этой пьесе иронично изображаются лень, отсутствие патриотизма и наивные взгляды. Постановка призывает к дружбе, уважению к старшим и глубокому почтению к героям Великой Отечественной войны.

Действующие лица:

Бабушка, Внук Вася, Почтальон Игорек, Две девочки-портнихи, Девочка-санитарка, Раненый солдат, Два мальчика, перетаскивающие снаряды, Артиллерист за орудием, Хореографическая группа, исполняющая танец.

На сцене установлены два стула, стол и ширма. На ширме висит большой отрывной календарь, на котором запечатлено число 8 мая. (При желании его можно разместить на столе.) На сцене находятся бабушка и внук. Они сидят за столом. Бабушка с удовольствием потягивает чай, а внук Вася увлечён своим смартфоном. Вдалеке слышится музыка песни «День Победы». Бабушка поднимается со стула, направляется к календарю и отрывает листок. На следующем листе мы видим крупную красную цифру 9 мая и цветы.

Бабушка:

- Завтра День Победы, и на улице такая чудесная весенняя погода! Дышится легко и свободно. Как же мы все тогда ждали эту весну! (Вздыхает)

Внук Вася: (не отрываясь от телефона)

- Я полностью согласен. Я тоже всегда с нетерпением жду весну. Осталось отучиться всего одну четверть, и наступит лето. Наконец-то можно будет забыть о школе, об уроках и учителях.

Бабушка: (удивленно)

- А что плохого в школе? Это же золотое время: ты молод, здоров, красив. В школе интересные книги, экскурсии, фильмы, мероприятия. Нам бы в своё время такое — мы были бы самыми счастливыми людьми на земле. А как было в военное время? Тяжело было. (Сокрушительно качает головой)

Внук Вася: (не отрываясь от смартфона)

— И сейчас не легче. Ты думаешь, что в нашей школе весело и легко учиться? Ошибаешься. В школе скучно, домашнего задания много, уроков тоже. То одно, то другое. А вообще, я думаю, что во время войны никто не учился. Зачем учиться, если идёт война?

Бабушка:

— Ты не прав. Даже во время войны дети ходили в школу, когда это было возможно. Учились писать и читать. Бывало, закутаются детишки в тряпье, какое могли достать родители, и бегом в школу. А после школы каждый старался помочь старшим или фронту. Никто не сидел, как вы сейчас, в своих телефонах сутками, не оторвать вас.

Внук Вася:

— Да чем могли дети помочь фронту? Разве что мешаться под ногами. Всё это сказки. Я играл в военные игры на компьютере и видел, как там всё взрывается и грохочет. И что-то я ни в одной игре не видел, чтобы там были дети и чем-то помогали. (Бабушка опять сокрушительно качает головой.) А про современное время… Ты говоришь, легко нам. Даже в выходной день отдохнуть не дают. Завтра красный день календаря, значит, выходной день. В выходной день что нужно делать? Правильно, отдыхать! А у нас что?

Бабушка:

— Что?

Внук Вася:

— Мы должны прийти в школу к восьми утра нарядными и отправиться на парад. Там ровным строем, маршируя, пройти до парка Победы по центральной улице (многозначительно поднимает указательный палец к небу), а после всем классом пойти и возложить цветы к каким-то военным мемориалам. А ты говоришь, легко.

Бабушка: (с удивлением и возмущением)

— Каким-то мемориалам? Это не просто мемориалы — это памятные места, где захоронены наши герои. Люди, которые в годы войны отдали свою жизнь за мир в нашей стране. Благодаря им мы все сейчас имеем дома, пищу, работу, и нам не пришлось становиться рабами. И именно они подарили тебе всё то, что ты имеешь. Без этих людей у нас не было бы ничего, и тебя тоже не было бы...

Внук Вася:

- Да-да, я всё это знаю. Нам в школе рассказывали об этом миллион раз. Но всё равно уже никто не помнит, что происходило на той войне. Сочиняют только истории всякие.

Бабушка: (еще более возмущенно)

- Сочиняют? Ну хорошо! У меня есть одна вещица, которая точно тебя переубедит. (Бабушка уходит за ширму и возвращается с небольшим складным зеркальцем в руках.) Вот, есть у меня зеркальце. Не простое. Оно прошло со мной всю войну: от начала и до победного конца. Видело оно и горе, и радость. Вот оно и покажет тебе всё, что было.

Внук Вася:

- Ну зеркало, как зеркало. Что в нём такого особенного? Как оно мне что-то покажет? Это же зеркало, а не смартфон или планшет!!

Бабушка:

- Ты всё увидишь сам. А сейчас мне даже говорить с тобой неприятно. (Бабушка уходит за ширму)

Мальчик вертит перед собой коробочку раскладного зеркальца, раскрывает её и внимательно изучает своё отражение. Неожиданно раздаётся вой воздушной тревоги, гул самолётов и взрывы. Мальчик начинает метаться по сцене, опрокидывает стулья, затем падает на колени и закрывает голову руками. На сцену выбегает другой мальчик в военной форме с рюкзаком за плечами. Он пригибается от взрывов, бросается к Васе и тащит его под стол. Звуки бомбёжки постепенно стихают.

Почтальон Игорек:

- Ты что творишь? Как только слышишь самолёты, нужно сразу спасаться! Бежать в укрытие и прятаться поглубже. Бомбы же летят!

Внук Вася:

- Что здесь происходит? Кто ты? И что это за ужасное место? Куда я попал?

Почтальон Игорек:

- Я Игорек Петров. Ты как с луны упал? Ведь война же! Фашистов бьём день и ночь. Фронт продвигается вперёд. (С гордостью, громко). Давим фашистов! А ты кто? Что-то я тебя тут в первый раз вижу. И одет ты как-то странно.

Внук Вася:

- Я Вася. Я из Москвы. Я здесь как-то случайно оказался. Ведь это точно не Москва? В Москве нет войны.

Почтальон Игорек:

- Конечно нет. Мы за Родину стоим и за Москву! Туда не пустим мы врага. Эх, ладно, времени совсем нет тут сидеть с тобой. Пора бежать.

Внук Вася:

- Ты куда?

Почтальон Игорек:

- Как куда? Работать!

Внук Вася:

- Как работать? На вид тебе всего девять лет.

Почтальон Игорек (с гордостью):

- Через месяц будет уже десять. Видишь ли, я фронтовой почтальон. Моя задача - разносить фронтовые письма. Люди очень ждут их, порой каждая секунда на счету. Хорошо, когда в письме хорошие новости — это счастье. А если плохие, то… (сокрушительно кивает головой). Про нас, фронтовых почтальонов, даже стихи люди складывают. И я тоже написал стихотворение о себе. Вот послушай:

Гремит война проклятая, в опасности страна,

Покрыта серым пеплом Матушка Земля.

Солдаты на износ и не щадя себя,

Теснят, таранят, жгут огнем врага!

И каждый ждет из дома хоть строку,

Хоть весточку какую-то, ну хоть одну!

И сами пишут письма в блиндаже,

И отдают их почтальону - то есть мне.

А я меж рытвин в поле, по лесам,

Спешу доставить весточку вот вам.

От брата, мужа, от родимого отца,

Которых из семей жестоко вырвала война.

Спешу и день и ночь, не зная сна,

Чтоб эта весточка скорей, скорей дошла,

И адресат прочесть посланье смог,

Избавив свое сердце от тревог.

Почтальон Игорек:

- Так что, мне некогда с тобой болтать, пора идти письма разносить. Прощай, Вася, береги себя. (Убегает за кулисы и оттуда кричит напоследок). Как услышишь гул самолетов — сразу прячься.

Внук Вася:

- Как же странно всё это. Неужели это из-за бабушкиного зеркальца? Неужели оно перенесло меня туда, сюда, в прошлое? Как же мне теперь домой вернуться? Мама, мамочка! (Громко рыдает, ищет по карманам платок, вынимает его, громко сморкается и нащупывает в кармане зеркальце)

Внук Вася: - Зеркальце! Оно! Дорогое! Вгляжусь-ка я в него еще разок. Вдруг оно меня домой вернет. Ну же, зеркальце (хлюпая и утирая слезы, всматривается в зеркальце). Верни меня, пожалуйста, домой к маме, папе и бабушке.

(Снова слышится вой воздушной тревоги. Снова самолеты, снова взрывы. Вася прячется под стол. Взрывы утихают, но он продолжает сидеть под столом. На сцене появляются две девочки, одетые в ветхую одежду, с плотно набитыми мешками (у каждой по 2 больших легких мешка) и муляжом керосиновой лампы. Идя, девочки изображают, как тяжелы для них мешки. Они поднимают упавшие стулья, садятся за стол, не замечая под ним Васю, ставят на стол лампу, достают из мешка тряпочки и под музыку поют один куплет песни, делая вид, что шьют).

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза;

И поет мне в землянке гармонь:

Про улыбку твою и глаза.

И поет мне в землянке гармонь:

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой…

(Вася начинает вылезать из-под стола. Девочки испуганно прерывают песню и вскакивают со стульев)

Девочка 1:

- Ой, крысы, крысы! Мамочки! (Девочка испуганно отбегает за стул и пытается защититься им)

Внук Вася:

- Сама ты крыса. Я Вася, а не крыса.

Девочка 1:

- А чего ты сразу обзываешься? Сам спрятался, до смерти напугал, а теперь еще и обзываешься. (Девочка начинает обиженно всхлипывать)

Внук Вася:

- Ладно тебе, не реви. Я не хотел вас напугать. Услышал самолеты, вот и спрятался.

Девочка 2:

- Так они уже как полчаса назад улетели, а ты всё прячешься. Эх, только из-за тебя палец уколола. (Показывает «уколотый» палец и вытирает руку об одежду. Девочки молча садятся на свои места. Вася остается стоять)

Внук Вася

- А вы кто такие-то хоть? Пришли тут, расселись…

Девочка 1:

- Мы отряд «Дочери полка». Мы помогаем нашим военным штопать одежду и вяжем для фронта рукавички.

Внук Вася:

- Умора. И много же вы нашили? Вдвоем-то. (насмехаясь)

Девочка 2:

- Много. Чего тут смешного. Мы трудимся и днем, и, бывает, ночью. Каждую неделю дядя Егор приезжает на своей телеге и забирает по четыре мешка нашей работы. Иногда даже по пять. Раньше мы шили и вязали намного больше, но нас тогда было трое. А два месяца назад в дом нашей подруги Вали попал фашистский снаряд (печально), и больше Вали с нами нет. Теперь мы вдвоем. А ты-то кто? И что тут прохлаждаешься? Почему не помогаешь фронту?

Внук Вася:

- Да я... Я тут проездом…случайно. Я это…

Девочка 1:

- Да поняли мы уже, что ты лодырь и бездельник. Еще и над другими смеешься.

Внук Вася: (возмущенно)

- Я не лодырь и не бездельник. Я просто в трудной жизненной ситуации (многозначительно подняв указательный палец).

Девочка 2:

- В трудной жизненной ситуации сейчас не ты один, а вся наша любимая и могучая страна. И каждый старается хоть чем-то помочь, а ты? (Девочки молча начинают собирать шитье в мешки и собираются уходить)

Внук Вася:

- Вы куда?

Девочка 1: (многозначительно и важно)

- Куда-куда, мешки к телеге нести. Скоро дядя Егор приедет.

Внук Вася:

- Давайте я вам помогу. Я сильный. Вот смотрите. Хватает все мешки и несет их за сцену. (Девочки, уходя с Васей громко произносят)

Девочки:

- И правда сильный. Спасибо тебе, Вася.

(Через секунду Вася возвращается на сцену довольный и счастливый. Он ходит по сцене и всем показывает свои мускулы на руках. Затем неожиданно вспоминает о своей проблеме и снова достает зеркальце из кармана).

Внук Вася:

- Ну же, ну же, ну же. Давай зеркальце. Отправь меня домой. Я уже понял, что во время войны здесь всё не весело.

(С тревогой всматривается в зеркальце. В этот момент снова звучит сирена воздушной тревоги, и раздаются взрывы. Вася громко стонет: «О, нет! Опять…»)

(На сцену, пригибаясь от взрывов, выбегает девочка-санитарка, которая помогает идти раненому солдату (высокому ребенку с забинтованной головой. Раненый ребенок должен визуально создавать разницу между хрупкой маленькой санитаркой и раненым солдатом). Вася, испугавшись взрывов, мгновенно прячется под стол. Он громко кричит им из-под стола: «Сюда! Сюда, в укрытие скорее», чтобы они скорее бежали к нему в укрытие. Солдат и санитарка слышат его и бегут к Васе, но в последний момент раздается взрыв, и они оба падают. Солдат теряет сознание. Тогда девочка пытается волочь его по полу. Вася мечется в панике, не зная, что делать, но в итоге набирается храбрости и, выскочив из-под стола, помогает девочке приволочь солдата под стол. Взрывы слышны очень далеко фоном).

Санитарка:

- Скорее, скорее. Вот тут держи. (Показывает Васе на ногу солдата)

Внук Вася:

- Я, я не могу, крови боюсь!

Санитарка: (строго)

- Некогда бояться тут. Сказала, держи. Видишь, ранен, жизнь на волоске. Если кровь не остановим, то… Ай! (Быстро достает из медицинской сумки марлю и жгут). Вот зажимай. Да сильнее, видишь же, не останавливается. Жгут, скорее, перетягивай. Ногу ему подними, я перехвачу. (Имитируют перевязку ноги).

Дети заканчивают перевязку, и Вася сразу падает в обморок. Девочка оперативно достает из сумки бутылёк, имитирующий нашатырный спирт, и ватку и приводит Васю в чувства. Он приходит в себя, охает, ахает и отползает в сторону, не смотря на солдата.

Затем девочка, торопясь, достает из сумки шприц и флакон для инъекций. Набирает лекарство в шприц и делает вид, что делает солдату укол в руку. Затем она так же, как и Васе, подносит ватку с нашатырным спиртом солдату к носу. Солдат приходит в себя и стонет.

Санитарка:

- Потерпи, потерпи, дорогой. Всё будет хорошо. Видишь, мы тебя перевязали, и кровь остановилась. До наших недалеко. Мы успеем. Успеем в срок. Эй, мальчик, как тебя зовут?

Внук Вася:

- Вася.

Санитарка:

- Вася, быстро помогай. (Девочка быстро расстилает на полу сцены покрывало или ткань защитного цвета, которая была смотана в валик по примеру "скатки". «Скатка» — свёрнутая особым образом шинель.) Помоги его перетащить. (Дети укладывают солдата на ткань.) Тут до наших недалеко. Думаю, минут пять. Хватайся за один край, я за другой, и потащили его скорее отсюда. Его ждет командир роты, у него важное донесение о месте, где засели проклятые фашисты. Нам надо торопиться.

(Девочка и Вася быстро уволакивают на ткани солдата за кулисы. Через некоторое время появляется Вася — уставший, с перепачканным лицом, измотанный. Он приближается к столу, ставит стул возле стола, грузно садится на стул, накрывает голову руками, утыкается лицом в стол и плачет, сотрясаясь рыданиями. Затем он вздыхает, вытирает слезы рукавом и достает зеркальце).

Внук Вася:

- Сколько, сколько еще ты будешь меня мучить? Я уже больше не могу. Я устал. Я хочу домой, слышишь, зеркальце? Верни ты меня в 2025 год, пожалуйста.

(И снова воздушная тревога. И снова взрывы. Вася громко кричит: «Нет!» — и снова залезает под стол. На сцену вбегают два мальчика с коробкой и муляжами снарядов в коробке. Мальчики тянут коробку волоком, показывая, что она тяжелая.

Один мальчик ранен в ногу и хромает. С краю кулис стоит третий мальчик. У него роль взрослого мужчины- артиллериста, поэтому он должен быть выше и крупнее других мальчиков, с наклеенными усами. Раненый мальчик падает посередине пути. Второй пытается его поднять. Мужчина, наполовину скрытый за кулисами, кричит).

Мужчина:

- Ну же, дорогие, не подведите! Давайте, ребята! За Родину! Ещё немного, и мы справимся!

(Один из мальчиков, не раненый, оставляет второго и начинает медленно передавать снаряды мужчине из коробки. Снаряд тяжёлый, и мальчик движется с трудом. Мужчина принимает снаряд, делает вид, что заряжает орудие, спрятанное за шторами кулис, и сразу раздаётся взрыв. Раненый мальчик, полулёжа, достаёт снаряд из коробки и передаёт его второму мальчику, чтобы тот отнёс мужчине. Мужчина время от времени выкрикивает слова)

Мужчина:

-Так их! Так! Жарь фашиста! Давайте, дорогие, не останавливаемся! (Из-под стола вылезает Вася и начинает помогать носить снаряды. Затем они с другим мальчиком убегают за кулисы и приносят новую коробку).

- Близко не подносите, а то еще рванет! Издали, издали носите! По одному! Давайте, голубчики мои!

(И снова Вася и мальчик носят снаряды. Постоянно раздаются взрывы. Мужчина радостно кричит)

Мужчина:

— Вот молодцы! Вот пошло-то! Зададим им! Ай, хорошо… (И наконец он кричит): ура! Ура! Ура! Отбились! Победа!

(Взрывы затихают. Оба мальчика и Вася от бессилия падают на пол. Мужчина подбегает к ним, жмёт руку каждому, одобрительно хлопает по спине каждого и громко кричит: «Отбили, отбили, отбили!» Затем они дружно скрываются за кулисами, помогая раненому мальчику уйти, всё время выкрикивая: «Ура! Отбили! Победа наша! Победа наша!»)

Вася уже на четвереньках подползает к столу, заранее залезает под него и дрожит. Достает зеркальце и обречённо произносит:

Внук Вася:

- Ну давай, что ещё ты мне покажешь? Я уже, наверное, никогда не вернусь домой. (Всматривается обречённо в зеркальце и вдруг слышит громкую победную музыку, крики всех участников спектакля из-за кулис: «Ура! Ура! Победа! Ура! Ура!» И из-за кулис раздаётся в микрофон слова о том, что фашисты разгромлены! Мы победили!).

(Все участники спектакля выходят и строятся в ровную шеренгу, в руках у них цветы на лицах счастливые улыбки. Они обнимаются. Вася с радостью вылезает из-под стола и бросается к ним, к своим уже теперь хорошо знакомым друзьям и тоже обнимается. На передний план выходит хореографическая группа и танцует «Танец Победы». Затем все громко поют под фонограмму песню «День Победы». Затем все уходят со сцены, и счастливый Внук Вася

Вася в последний раз залезает под стол и вглядывается в зеркало).

Внук Вася: - Победа! Ты слышишь, зеркальце? Мы победили! Фашизм разгромлен, Берлин пал, наша страна свободна!

(Раздаётся звон колокольчиков, и где-то вдалеке негромко звучит музыка песни «День Победы». Из-за кулис выходит бабушка и садится на стул у стола. Вася, не веря своим глазам, вылезает из-под стола с громким криком: «Бабушка, Победа! Мы победили!» — и бросается к ней обниматься. Бабушка сначала от неожиданности пугается, но потом радуется вместе с внуком).

Бабушка:

- Конечно, внучок, мы победили. А ты как думал? Мы же самый сильный народ на земле. Мы вместе! Вместе и победили!

Внук Вася:

- Как же хорошо! Я дома, дома, и мы победили! Бабушка, я столько видел, столько узнал о том, какие мы молодцы, какой у нас замечательный, дружный и смелый народ!!! И я понял, как же хорошо дома! Завтра утром я обязательно куплю букет и с ребятами отнесу его в парк к мемориалу, чтобы сказать спасибо и поклониться нашим героям! Возьми зеркальце, я его очень берег. Спасибо тебе, бабушка, огромное-преогромное! (Обнимает бабушку и целует её в щеку).

Занавес. (Актёры выходят на сцену под аплодисменты и кланяются зрителям. Если зрителей немного, например, всего один или два класса, то можно заранее подготовить памятные открытки и попросить участников спектакля раздать их всем на память.)