Из них 90 дел находятся в производстве, но раскрыты только девять, а 38 приостановлены.
С начала года в Благовещенском районе зарегистрировано 93 преступления, связанные с информационными технологиями. Из них 90 дел находятся в производстве, но раскрыты только девять, а 38 приостановлены. Об этом сообщил представитель уголовного розыска благовещенского отдела полиции на совещании в районной администрации. На встрече также присутствовали представитель МВД по РБ Егор Дзюбенко, госслужащие и родственники участников специальной военной операции.
Легких денег - нет
Жители Благовещенска и района часто становятся жертвами мошенников, которые используют мобильные телефоны, банковские карты и интернет. Преступники звонят под видом сотрудников правоохранительных органов или ФСБ, выманивают у людей коды из СМС, а затем получают доступ к Госуслугам. После этого они оформляют кредиты на имя жертв и переводят средства на свои счета.
Кроме того, люди становятся жертвами мошенников в надежде быстро заработать. Например, житель Благовещенска с прошлого года вкладывал деньги в неизвестный инвестиционный проект, с представителями которого общался в мессенджерах через чат-бот. Когда он захотел вывести средства, проект исчез, и мужчина лишился более миллиона рублей. 250 тысяч рублей составили собственные накопления, а более 700 тысяч были заемными средствами.
На «крючке»
«Люди знают о разных видах мошенничества, но все равно попадаются на уловки. Жертвами становятся не только пенсионеры, но и молодежь. Чаще всего страдают педагоги и медработники. В республике были случаи, когда мошенникам удавалось обмануть даже главных врачей больниц. Это люди с высшим образованием, которые считали, что их это не коснется, - говорит Егор Дзюбенко. - Недавно поговорил с ведущим специалистом известного банка. Она очень хорошо разбирается в финансах и решила проверить свои знания, вступив в диалог с мошенником. Звонивший представился сотрудником того же банка и сообщил, что ее средства находятся под угрозой. Уже через 15 минут разговора с мошенником, женщина начала сомневаться в себе. Помните, что мошенники - это не просто случайные люди с улицы. Они прекрасно разбираются в человеческой психологии. Самый надежный способ избежать финансовых угроз - прекратить общение с незнакомыми людьми, для этого достаточно нажать кнопку отключения вызова. В большинстве случаев мошенники не перезванивают своим жертвам. У них есть план: например, обзвонить тысячу абонентов за день. После вашего номера у них остаются еще 999, поэтому они продолжают свой список».
По словам Егора Дзюбенко, ущерб от действий мошенников в Башкортостане растет в геометрической прогрессии. В 2022-м он составил около миллиарда рублей, в 2023-м - два миллиарда, а в 2024-м уже три миллиарда 700 миллионов рублей.
«Вы только подумайте, какие значительные суммы отправили наши земляки. Эти деньги пошли на поддержку ВСУ, что, к сожалению, означает их использование против наших защитников, которые борются за мир», - говорит Егор Иванович.
В последнее время граждане чаще попадаются на уловки мошенников, выдающих себя за сотрудников «Энергосбыта». Злоумышленники сообщают, что срок службы счетчиков истекает, и предлагают продлить или заменить их. Для оформления заявки они просят сообщить код, отправленный в СМС на номер жертвы. Этот код позволяет мошенникам получить доступ к аккаунту на «Госуслугах» и украсть личные данные.
Когда Егор Дзюбенко рассказал о таком виде мошенничества, в зале многие зашептались. Они узнали в описанной схеме те звонки, которые уже получали.
Егор Иванович отметил, что иногда мошенники настолько сильно влияют на людей, что те совершают противоправные действия, такие как поджоги или разбои. «Если вы заметили, что ваш близкий готовится к чему-то подобному, обязательно сообщите об этом в полицию», - подчеркнул он.
Еще один способ обмана людей — рассылка сообщений в мессенджерах. В сообщении часто спрашивают: «Это случайно не ты на фото?» К тексту прикрепляют файл с якобы фотографией или видео. Когда человек переходит по ссылке, мошенники получает доступ к его телефону и установленным на нем приложениям.
«Недавно сам получил подозрительное сообщение от высокопоставленного чиновника одного из ведомств республики. Собирался открыть прикрепленный файл, но решил позвонить ему напрямую. Оказалось, что его аккаунт взломали, - рассказал полицейский. - В соцсетях сейчас часто проводят конкурсы, где нужно пройти по ссылке и проголосовать. Прежде чем это делать, проверьте, не является ли это «крючком». Просто позвоните тому, кто просит вас проголосовать, и убедитесь, что все в порядке».
Правоохранители присутствующим еще раз напомнили, что с 1 марта текущего года граждане могут оформить самозапрет на выдачу кредитов. Тогда никто не сможет ни получить кредит за спиной гражданина, ни сбить его с толку и заставить взять деньги, чтобы тут же с ними расстаться. Понятно, что мошенник легко может получить не только паспортные данные, реквизиты карт, номера счетов, но и данные СНИЛС, необходимые для снятия запрета на выдачу займа. Но временные издержки на снятие запрета, а также потенциальные проблемы, с которыми может столкнуться кредитор, если он выдал запретный кредит, сыграет на руку клиентам. Если человек сам решил снять запрет на кредиты, то он не сможет взять заем прямо на следующий день. Это сделано для того, чтобы клиенты, находящиеся под психологическим давлением, не перевели все деньги сами.
Стоит отметить, в зале несколько человек прямо на месте подключили услугу самозапрета на выдачу кредитов.
Бдительность – превыше всего
Полицейские, следователи и другие сотрудники, а также местные власти и фонд «Защитники Отечества» продолжают информировать людей о мошенничестве. Правоохранителями постоянно предпринимаются меры по предотвращению преступлений, связанных с использованием информационных технологий, среди людей предпенсионного и пенсионного возраста. Однако число пострадавших растет.
Главная причина, по которой люди становятся жертвами обманщиков, - психологические трюки. Злоумышленники часто создают ощущение срочности или угрозы, чтобы люди не могли спокойно обдумать предложение.
Чтобы не стать жертвой мошенников, Егор Дзюбенко советует не совершать никаких действий по своему счету, если вам звонят и предлагают совершить перевод.
Если звонок поступил от «сотрудника банка» или «правоохранительных органов», не сообщать CVV, кодовое слово или код из смс. Как только услышали просьбу, спокойно завершить разговор и сообщить в банк номер, с которого звонили. Связываться с банком только по номеру, указанному на карте или на официальном сайте. Игнорировать подозрительные смс с просьбой перезвонить. Быть предельно внимательными к сообщениям о блокировке или перевыпуске сим-карты. Не публиковать в интернете и соцсетях информацию о том, клиентом какого банка являетесь, а также фотографии и сканы своих документов и банковских карт. Не переходить по подозрительным ссылкам и не открывать подозрительные файлы. Для онлайн-покупок и расчетов использовать отдельную банковскую карту. Не оставлять данные своей карты на ненадежных сайтах — это может быть фишинг. Использовать сложные пароли, разные для всех устройств и ресурсов.