В 2024 году на один новый проданный в России автомобиль приходилось четыре машины с пробегом. А в первом квартале 2025 года соотношение увеличилось до одного к пяти. Об этом объявило агентство «Автостат» на отраслевой конференции Fresh Day, организованной автомобильным маркетплейс Fresh. Специалисты маркетплейса объяснили «Российской газете» причины растущей популярности машин с пробегом.
Соотношение продаж новых автомобилей и автомобилей с пробегом — интересный показатель, отражающий ситуацию в экономике и на потребительском рынке.
В 2012 году, когда на российском рынке было продано рекордное число новых машин, почти 3 млн. штук, соотношение составляло примерно 1:2.
В 2024 году жители страны купили 1,6 млн. новых машин и 6 млн. автомобилей с пробегом, и соотношение составило 1:4. А в первом квартале 2025 года соотношение изменилось до 1:5. На каждого покупателя новой машины сегодня приходится пять человек, сделавших выбор в пользу автомобиля с пробегом.
Эксперты автомобильного маркетплейса Fresh назвали пять причин повышенного интереса к вторичному рынку.
1. Меньшая средняя цена автомобилей с пробегом
«С одной стороны, средняя цена машины — это как средняя температура по больнице. Скажем, на нашем маркетплейсе есть 585-сильный Mercedes-Benz G-Класс 63 AMG, и это пробег, машина 2021 года. А есть новые дилерские автомобили китайских брендов стоимостью от 1,5−2 млн рублей, — говорит Евгений Житнухин, коммерческий директор маркетплейс Fresh, — Но в целом, понятно, “пробег” доступнее. За последнее десятилетие новые машины серьезно подорожали относительно уровня средних заработных плат, и люди чаще смотрят на вторичный рынок».
В 2024 году, по данным агентства «Автостат», средняя цена нового автомобиля в России составила 3 млн руб., машины с пробегом — 1,2 млн руб.
2. Более низкий «порог входа» и зависимость от кредитов
Цена на новый автомобиль с заводской гарантией начинается в России примерно от 750 тыс. руб. За эти деньги, если повезет, можно купить у официального дилера Lada седан Granta без усилителя руля и кондиционера.
При этом найти классические модели типа ВАЗ-2105 или ВАЗ-2107 в состоянии «сел и поехал» получится всего за 150−200 тыс. руб, в 4−5 раз дешевле Granta. «Пятерки» и «семерки», кстати, тоже не имеют усилителя руля и кондиционера.
Получается, что «порог входа» в мир автовладельцев в пробеге ниже. И проще обойтись без кредитов, средние ставки по которым, по оценке Ольги Платоновой, руководителя департамента F&I автомобильного маркетплейса Fresh, сейчас составляют 26−28% годовых. «Это ставка без учета льготных кредитов, за которые доплачивает государство или автопроизводитель, но льготные кредиты распространяются только на новые машины и далеко не все», — уточняет финансовый и страховой эксперт маркетплейса.
3. Разнообразие марок
В 2022 году большинство знакомых россиянам автомобильных брендов ушли из страны. Продажи новых машин рухнули до 0,6 млн штук. Относительно 2012 года — почти пятикратное падение. Соотношение продаж новых автомобилей и пробега в 2022 году составило почти 1:8.
Со временем ситуация с поставками новых машин наладилась, в Россию хлынули китайские марки. По оценкам «Автостата», в 2024 году китайские автомобили заняли 54% рынка новых машин, и это без учета российских по названию, но китайских по компонентной базе, то есть технической начинке, марок типа «Москвича».
«Вы сейчас не можете приобрести у официального дилера новый Volkswagen, Mercedes-Benz, Peugeot или Nissan, — говорит Светлана Гамзатова, директор по маркетингу автомобильного маркетплейса FRESH, — И тот, кто пока не готов пересесть на автомобили китайских брендов — а таких людей много — идет на рынок пробега, где сохранился выбор привычных моделей хорошо знакомых и любимых марок».
Доля китайских брендов на российском рынке пробега в 2024 году, по данным «Автостата», составила всего 4%. Остальное — «все как раньше».
4. Разнообразие типов кузова
Рынок новых автомобилей в стране — это рынок SUV, то есть кроссоверов и внедорожников. Они, по данным «Автостата», обеспечили в 2024 году 66% продаж. При этом доля SUV на вторичном рынке — всего четверть, 26%.
«С выбором новых кроссоверов проблем нет. С седанами похуже. Еще есть новые пикапы и минивэны с заводской гарантией. А вот за универсалами, хэтчбеками, и тем более за купе с кабриолетами, покупатели идут на рынок пробега, иных вариантов осталось немного. Поэтому сегодня мы возим покупателям машины с пробегом из одного города в другой: родстер из Тюмени может быть уехать клиенту в Сочи», — говорит Светлана Гамзатова, директор по маркетингу автомобильного маркетплейса Fresh.
5. Уверенность в надежности и ремонтопригодности
Россияне — консервативные потребители автомобилей. В 1990-х годах они подозрением относились к автоматическим коробкам передач и двигателям, оснащенным системой впрыска: «вот сломаются, и что с ними делать?!». Механика и карбюратор были понятнее и ближе: «в любом гараже починить можно».
Не успели привыкнуть — случился новый виток технической эволюции: появились моторы с турбонаддувом и роботизированные коробки. Типичный современный китайский автомобиль на российском рынке — это турбо плюс робот или вариатор, что в глазах потребителей еще сомнительнее. Народ стал скучать по классическим гидромеханическим автоматам и обычным атмосферным двигателям. Не таким экономичным, но с большим ресурсом.
Людей понять несложно: средний срок владения автомобилем, по данным «Автостата», сейчас составляет 7,4 года, а средний возраст машин в парке — в два раза больше, 15,5 лет.
«Потребители вынуждены думать при покупке на годы вперед, — объясняет Юрий Чистов, руководитель направления развития франшизы автомобильного маркетплейса Fresh, — Автомобили ушедших брендов, составляющих основу вторичного рынка, намного понятнее в части обслуживания, надежности, ремонтопригодности и доступности запасных частей, как оригинальных, так и качественных аналогов. В пробеге есть один узкий момент — не всегда понятное техническое состояние автомобиля на момент покупки. Но и он решаем. Например, мы, и наши партнеры по франшизе, число которых растет каждый месяц, диагностируем машины по 258 пунктам, что сводит к минимуму риски покупателей».
В сухом остатке
Рынок автомобилей с пробегом в ближайшие годы вряд ли потеряет свою привлекательность для россиян. Пока новые машины и кредиты остаются дорогими, «пробег» будет интересен для самых разных классов покупателей.
Одни пойдут за низкой ценой покупки и владения, другие — за ностальгией по былым временам и брендам, третьи — за проверенными в плане надежности техническими решениями. Впрочем, при любой экономической ситуации рынок автомобилей с пробегом останется местом, где предлагают «машины без лишних трат». А охотники за таким товаром не переведутся никогда.
Юрий Зубко