Приветствую всех на канале! Прошло целых 5 лет, после выпуска последней статьи по фэтбайкам, но я смотрю и отвечаю на Ваши комментарии, и вижу, что тема до сих пор интересна. Поэтому продолжаю цикл данных статей.
Сегодня мы пройдемся по рынку бюджетных фэтов в текущих реалиях, а также я соберу в общую кучу ваши вопросы и мои ответы на них из комментариев к разным статьям по данной теме. Итак, приступаем к разбору!
Что на 2025 год с ценами на бюджетные модели? Можно ли взять фэт до 20 т.р.?
Давайте сразу определимся со следующими ограничениями:
- Мы рассматриваем рынок только в разрезе новых велосипедов.
- Мы берём под сравнение цены из Санкт-Петербурга.
- Мы не рассматриваем к покупке явные "Ашаны" т.к. качество данной продукции оставляет желать лучшего и не принесёт владельцу ничего кроме разочарования. (Кстати, если будет интересно, то я расскажу в одной из следующих статей про свой опыт с Ашан-байком, т.к. несколько лет назад купил себе такой велосипед в стандартном гипере для экспериментов).
Итак, с учётом вышеперечисленного, ответом будет - Нет. К сожалению сейчас уровень цен вырос на порядок. И открывая интернет магазины, маркетплейсы и т.д. за 16-20 т.р. мы увидим только представителей явных Ашан-фэтов.
Если всё-таки бюджет очень сильно ограничен, а хороший фэт хочется, придётся переходить в поиски б\у варианта.
Сколько сейчас будет стоит бюджетный фэт? И какие модели можно рассматривать?
Под одной из прошлых статей был задан следующий вопрос:
вчера на турбазе оплатил прокат велосипеда на час с условием, что попробую все имеющиеся в наличие виды велосипедов. Фэт однозначно победил (был раздолбанный стелс агрессор). Буду брать только фэтбайк, но как выбрать бюджетно, но надёжно?
И вот тут автор комментария поднимает действительно правильный вопрос. Ведь если бы раньше (еще лет 5 назад) я бы сказал, что Stels и есть бюджетный фэт, то сейчас картина выглядит примерно так:
Не знаю кому как, но в моей системе ценовых координат 70 т.р. это не очень бюджетно... Особенно если учесть вот эти характеристики данного велосипеда:
- Количество скоростей - 8
- Вилка передняя - Жесткая, сталь
- Втулка передняя - Алюм, под гайку
- Втулка задняя - Алюм, под гайку
- Шифтеры - Shimano Acera SL-M310
- Трещотка/звёздочка/кассета - Кассета, Shimano CS-HG31 (11-34Т)
- Переключатель скоростей задний - Shimano Acera RD-M360
- Тормоза - Дисковый механический, ротор 180мм
- Обод - Алюминий, одинарный
- Покрышки - 26x4,0
В связи с этим, проанализировав текущий рынок я дал следующий совет:
На текущий момент цены на велосипеды вообще сложно назвать бюджетными... Но если говорить о разумном соотношении цена - качество, то я бы отметил несколько брендов: STARK, TimeTry, Outleap и blackone. Это как раз попадает в раздел бюджетное и надежное. Это проверенные бренды, которые уже выпустили не один модельный ряд и подлечили все "детские" болячки. Они ставят правильно подобранные к данному типу велосипеда комплектующие, да бюджетные, да начального уровня, но будет запас на апгрейд велика.
Здесь я привожу в пример 4 бренда, которые сейчас вполне можно назвать бюджетными. И вот в рамках другова комментария давайте уже более углублённо в них разберемся:
По ситуации на сегодняшний день, реально в 30 тысяч уложится? Мне плевать на вилку, она не нужна, пусть вообще ригид будет, пусть весит 30 кг, мне главное, чтобы скорости переключались, калиперы работали, оськи не разваливались. И чтоб прожило это хотя бы 3 зимы. Никакого экстрима, просто на работу ездить.
Что ж. У нас есть лимит: 30 т.р. Есть требование к надёжности комплектующих и общее понимание, что это вел на повседнев для зимы. В таком случае я бы обратил свой взгляд на бренд TimeTry, (мне его постоянно хочется назвать Тиметрий).
Тиметрий стоит 29 т.р. Можно поискать по акциям и скидкам и уложиться даже в 25. А что по комплектующим? Как не удивительно, но тут даже всё лучше чем у Stels, который дороже более чем в два раза.
Для начала мы получим алюминиевую раму с внутренней проводкой тросиков и жесткую алюминиевую вилку. Гидравлические дисковые тормоза X-Spark и все втулки, каретка и рулевая колонка на промах. Single трансмиссия на 8 скоростей, шифтер Shimano Altus и переключатель Shimano Tourney.
А что по другим брендам?
Stark хоть и остаётся более бюджетным, чем Stels, но уже всё равно выпадает за границы 30 т.р. - т.к. стоит 44т.р.
У него по навеске всё похоже на Timetry: алюминиевая рама AL-6061, жесткая алюминиевая вилка, усиленные обода Qijian MX-80S, дисковые гидравлические тормоза Tektro HD-M285 и промышленные подшипники во втулках. По трансмиссии - всё та же Single трансмиссия на 8 скоростей с переключателем Shimano Tourney, но вот шифтер уже Microshift TS-38.
Outleap BEAST также является представителем ценового сегмента 40+. На момент написания статьи он стоил 42 т.р.
Данный велосипед по своим характеристикам больше похож на Stels. Судите сами: рама из алюминия марки 6061 со стальной вилкой, насыпные подшипники во втулках и механические тормоза Tektro MD-M280 на 160 роторе. Трансмиссия Single трансмиссия на 8 скоростей с переключателем MicroSHIFT Acolyte M5180M и шифтером MicroSHIFT Acolyte. Но в перевес предыдущим вариантам у него с завода стоят покрышки уже 4.8 и дропауты, которые поддерживают расширение до бОльших размеров колёса.
Ещё пара слов о размерности покрышек на фэтбайке.
В одной из прошлых статей я уже поднимал данную тему, но всё равно одним из самых популярных запросов остается примерно такого формата: "Сейчас стоят покрышки 4.0, но вот хочу сделать 4.8 или больше".
Первое, что хочется спросить у человека: "А действительно ли нужно ему это?"
Например для покатушек зимой по снегу (если вы любите гонять заснеженные трейлы в Орехово или иных подобных этому местах) переход на бОльшую размерность - это актуально и необходимо, но для повседневных поездок по зимнему городу или для велопоходов по стандартным грунтовкам, асфальту, лесным тропам - 4.0 будет предпочтительнее - т.к. будет менее затратно по физухе вкручивать при работе на километраж и стабильный каденс.
Мы с товарищем делали покатушку к заброшенным торфоразработкам (статья есть на канале можно прочитать здесь), так вот его фэт на шинах 4.0 ехал абсолютно уверенно по дорогам, грунтовкам и городу. Разница в 4.8 и 4.0 становилась очевидной когда мы начинали тропить целину в полях или активно вкручивать по лесным нехоженым тропам.
Также нужно понимать, что бОльшие размерности покрышек желательно ставить на бОльший размер обода. 4.0, обычно, ставят в стоке на 60 обода, но 4.8 - 4.9 - это уже 80, а 5.05 лучше всего на 100-ке стоит, иначе будет большой бублик, а как следствие серьёзная деформация при накате, и в поворотах, а также шанс разбортировки на малом давлении. Один из моих товарищей, который катает на фэте повседневно и у него как раз бюджетник сказал, что для него сейчас самый оптимальный вариант - Kenda JUGGERNAUT 4.5 на лето и 45NRTH Dillinger 4.6 для зимы. Таким образом он получает компромиссное решение, которое позволяет чутка поднять проходимость фэта, но при этом сохранить бодрый накат, а так же стоковые 60-е обода и не заниматься полной переделкой колёс.
Немного о ТТХ рамы на фэтбайке.
Один из комментариев под прошлой статьёй был следующим:
Я в сезон езжу на shulz roadkiller, очень удобный для городских дорог, такого же формата байки на широких колесах есть достойные?
Здесь поднимается один из тех вопросов, которые я долго откладывал к освещению - ТТХ рамы фэта. Предлагаю рассмотреть её в разрезе уже приведенных выше бюджетных моделей и в сравнении с дорожным велосипедом shulz roadkiller. Это, кстати, очень интересное сравнение, т.к. рамы дорожных байков делают с заточкой под комфорт и каждодневное использование по городским джунглям. Отталкиваться будем от стандартных характеристик: stack \ reach \ угол подседельной трубы \ угол стакана.
Отталкиваюсь в размере рамы М и сравниваю с outleap hercules (ттх TimeTry и Stark если и отличаются, то максимум на +\- 1-2 пункта в Stack и Reach).
shulz roadkiller: stack - 600 \ reach - 397 \ угол подседельной трубы - 73 \ угол стакана 70
outleap hercules: stack - 594 \ reach - 391 \угол подседельной трубы - 73 \ угол стакана 69.5
Можно обратить внимание, что параметры максимально близки друг к другу, а также схожи по соотношениям, что дает понять - посадка на эти двух байках будет плюс - минус одинаковая. Это значит, что при длительных перегонах или каждодневном использовании фэт будет комфортным велосипедом для города (если вы правильно подбираете раму по росту и не изменяете самостоятельно её геометрию выносами и рулём). Но! Q-фактор на всех фэтах всегда будет увеличен (банально из-за особенностей конструкции), поэтому данный момент обязательно нужно учитывать, даже если геометрия по раме одинаковая с вашим велосипедам на стандартных колёсах.
Главное НО в фэтбайке!
Вот вроде бы всё! Решение о покупке принято, бюджет, подходящий для нашего кошелька, найден. Мы решаемся прыгнуть и с головой уйти в мир широких колёс. Но! Тут я всё-таки хочу немного вас придержать и вставлю небольшую ложку дёгтя. Цены на обслуживание данного чуда техники! Купить фэт это одно, обслуживать его - совсем другое! Если вы берёте велосипед и не планируете через несколько лет по износу покрышек, втулок или каретки его выкидывать, то готовьтесь к тому, что за проходимость, комфорт и зимние покатушки по снегу нужно расчехлять кошелёк! Например покрышка Chaoyang Big Daddy (китай, такие ставят в стоке на фэты) стоит около 4 т.р. за штуку в размере 4.0, а уже что-то по лучше типа SCHWALBE JUMBO JIM в начальной размерности 4.0 стоит около 10 т.р. за штуку, это я уже молчу про бренды типа Surly и размерности более 4.5.
Камера на Фэт также стоит от 1.8 до 3 т.р в зависимости от объема и качества материала. Цены на втулки с пром.подшипниками и усиленные обода начинаются с цены х2-х4 от цены на те же комплектующие к обычному МТБ. Также не стоит забывать про специфичные крылья, багажники и вилку, которые найти сложнее и стоимость будет также дороже. Это уже не говоря о том, что не каждая веломастерская возьмётся за переспицовку и ремонт колёс данного велосипеда. К сожалению, именно обслуживание фэта - это тот момент, который многие упускают из виду при его покупке.
Итог.
Даже в текущих реалиях можно подобрать достойный вариант фэтбайка с вменяемым бюджетом. Ведь самое главное чтобы велосипед нравился именно вам. Чтобы дарил положительные эмоции и прокладывал дорогу к новым путешествиям, трейлам и свершениям!
Спасибо за внимание!