В рамках проекта «Космос зовёт» продолжаем серию публикаций о космонавтике. В этой статье расскажу о том, как готовят к старту и запускают современную ракету-носитель.
От чертежа до старта: сложный путь ракеты-носителя
Несмотря на кажущуюся рискованность космических запусков, сегодня их надежность достигла впечатляющих показателей. Статистика успешности пусков российских ракет семейства «Союз» превышает 97%, а для новейших модификаций «Союз-2» этот показатель еще выше. Схожие показатели и у американской Falcon 9 (около 98% успешных запусков). Это результат тщательного планирования и многоуровневого контроля на каждом этапе подготовки.
Продолжительность цикла подготовки существенно различается в зависимости от типа ракеты и сложности миссии. Для проверенных временем российских носителей «Союз» стандартный цикл составляет около 2-3 недель от доставки на космодром до старта. Для тяжелых ракет вроде «Ангара-А5» или американской SLS этот процесс может занимать несколько месяцев.
Современная тенденция — автоматизация процессов подготовки и минимизация количества персонала на стартовом комплексе, что повышает безопасность и экономическую эффективность. Однако полностью исключить человека из этого процесса невозможно — финальные решения всегда остаются за специалистами.
Этапы подготовки ракеты-носителя к старту
Путь ракеты-носителя от чертежа до старта включает несколько последовательных этапов, каждый из которых имеет свои строгие процедуры контроля качества и испытаний. Рассмотрим основные из них.
Производство и сборка ракеты
Производство современной ракеты — это сложный технологический процесс, распределенный между несколькими специализированными предприятиями. Для российских ракет-носителей «Союз» двигатели первой и второй ступеней РД-107/108 производят в Самаре на предприятии «ОДК-Кузнецов», а сборку ступеней осуществляет «РКЦ Прогресс». Третья ступень с двигателем РД-0110 изготавливается воронежским КБХА.
Каждый компонент ракеты проходит многоступенчатый контроль качества. Для двигателей это включает:
- Рентгеновский контроль сварных швов
- Проверку на герметичность под давлением
- Огневые стендовые испытания
При сборке ракеты особое внимание уделяется интеграции электроники и систем управления. Современные ракеты оснащены тысячами датчиков и десятками компьютеров, образующих единую систему. Например, в ракете «Союз-2» установлено более 5000 различных датчиков, контролирующих все аспекты полёта.
После финальной сборки ракета проходит комплексные электрические испытания, когда все системы тестируются в комплексе, имитируя работу во время полёта, но без включения двигателей.
Транспортировка на космодром
Транспортировка — один из критических этапов, требующий особого внимания к сохранности высокоточной техники. Методы доставки ракет на космодром существенно различаются в зависимости от страны и типа носителя.
Для ракет-носителей «Союз» используются специальные железнодорожные составы. Во время перевозки соблюдаются строгие климатические требования: температура должна поддерживаться в диапазоне +5...+35°C, влажность — не более 80%. Специальные датчики непрерывно контролируют эти параметры, а вагоны оборудованы системами климат-контроля.
Интересно сравнить этот процесс с транспортировкой американских ракет. Ступени Falcon 9 доставляются на космодром на специализированных автоприцепах по наземным дорогам, что возможно благодаря относительно небольшому диаметру ракеты (3,7м). Для более крупных ракет, таких как SLS с диаметром до 8,4м, используется водный транспорт — специальные баржи, доставляющие компоненты на космодром.
По прибытии на космодром ракеты семейства «Союз» сначала доставляются в монтажно-испытательный корпус (МИК). Там проводятся дополнительные проверки, сборка ступеней, интеграция с космическим аппаратом и головным обтекателем. После завершения работ в МИК ракету перемещают на транспортно-установочный агрегат — специальное устройство, которое не только транспортирует ракету к стартовому комплексу, но и поднимает ее в вертикальное положение. Этот процесс требует ювелирной точности, несмотря на многотонный вес конструкции.
Предстартовые проверки и заправка топливом
Для ракет «Союз» стандартный цикл работ на стартовом комплексе составляет 3 дня. Укрупненная технология подготовки ракеты-носителя на стартовом комплексе состоит из следующих этапов:
- установка ракеты-носителя в стартовую систему;
- разворот стартовой системы в азимут пуска;
- сборка схем, подключение пневмогидрокоммуникаций к ракете-носителю и космическому аппарату;
- проведение автономных и комплексных проверок бортовых систем ракеты-носителя;
- предстартовая подготовка;
- подготовка и проведение заправки ракеты-носителя;
- отстыковка пневмогидрокоммуникаций от космического аппарата;
- закладка уставочной информации;
- посадка экипажа;
- набор стартовой готовности;
- пуск ракеты-носителя.
Процесс заправки различается в зависимости от типа используемого топлива. Для ракет на криогенных компонентах (например, использующих жидкий кислород и керосин, как «Союз») заправка начинается относительно близко к старту из-за испарения криогенных жидкостей. Для «Союза» заправка начинается примерно за 5 часов до старта.
Для ракет, использующих высококипящие компоненты (например, НДМГ и тетраоксид азота в «Протоне»), заправка может быть выполнена заранее, за сутки до пуска, так как эти компоненты стабильны при нормальных температурах.
Погодные условия играют критическую роль в принятии решения о вывозе ракеты-носителя и установке её на стартовый стол. Для каждого типа ракеты-носителя установлены свои метеорологические ограничения.
Ракета-носитель «Союз» обеспечивает выведение на заданную орбиту и нормальную работу всех систем с заданными характеристиками в любое время года, суток, в любых метеорологических условиях, при ограниченной видимости до 30 метров, при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 50 °С, кроме грозы.
Инфраструктура космодрома и её роль в запуске
Космодром — это не просто стартовая площадка, а сложный технический комплекс, объединяющий десятки специализированных объектов. Крупнейшие российские космодромы впечатляют своими масштабами: Байконур занимает площадь около 6717 км², Плесецк — около 1762 км², а новейший космодром Восточный проектируется на площади около 700 км².
Выбор места для космодрома определяется множеством факторов. Важно наличие малонаселенных территорий по трассе запуска для безопасного падения отделяющихся частей ракеты. Также учитываются климатические условия, транспортная доступность и геополитические факторы.
Стартовые комплексы и их особенности
Стартовый комплекс — сердце космодрома, включающее специальные сооружения для предстартовой подготовки и собственно запуска ракеты-носителя. В российской космонавтике исторически сложились два основных типа стартовых комплексов:
- Стационарные комплексы открытого типа — используются для ракет «Союз». Отличительная особенность — специальные фермы обслуживания, которые отводятся от ракеты непосредственно перед стартом. Такая конструкция была разработана еще для Р-7 — первой межконтинентальной баллистической ракеты, которая стала основой для всего семейства «Союз».
- Закрытые стартовые комплексы с мобильной башней обслуживания — применяются для ракет «Протон-М» и «Ангара». Башня накрывает всю ракету, обеспечивая доступ к различным системам ракеты на всех уровнях.
Стартовый стол оборудован специальными системами, необходимыми для запуска:
- Газоотводными лотками для отвода раскаленных газов от двигателей
- Системами водяного орошения для подавления акустических нагрузок и защиты конструкций от высоких температур
- Кабель-заправочными мачтами для подачи топлива, электропитания и телеметрии
- Системами удержания ракеты, которые освобождают её только после выхода двигателей на главную ступень тяги
Уникальной особенностью стартовых комплексов для «Союза» является наличие специального котлована глубиной около 45 метров под стартовым столом. Он служит для отвода газов от работающих двигателей и уменьшения акустического воздействия на ракету.
На космодроме Восточный для «Союза-2» построен модернизированный стартовый комплекс, где применены новейшие технологии, включая автоматизированную систему установки ракеты и мобильную башню обслуживания, защищающую ракету от неблагоприятных погодных условий до момента старта.
Системы обеспечения безопасности
Безопасность — приоритет №1 при проведении ракетных пусков. Многоуровневая система безопасности включает:
- Системы аварийного прекращения пуска — способны остановить запуск даже после команды на зажигание, если параметры ракеты или окружающих условий выходят за допустимые пределы.
- Системы аварийного спасения экипажа (САС) — для пилотируемых кораблей. САС «Союза» способна отделить корабль от ракеты-носителя и увести его на безопасное расстояние в случае аварии. Эффективность этой системы была подтверждена во время аварии «Союза МС-10» в 2018 году, когда экипаж был успешно спасён.
- Системы пожаротушения на стартовом комплексе — включают автоматические установки подачи воды и пены, а также передвижные средства пожаротушения.
- Защитные сооружения — бункеры, укрытия и другие конструкции, защищающие персонал и оборудование в случае аварии.
- Системы нейтрализации разливов компонентов топлива — особенно важны для ракет, использующих токсичные высококипящие компоненты.
Доступ персонала к стартовому комплексу строго регламентирован. Например, при заправке ракеты «Союз» вся стартовая площадка эвакуируется, остаются только специалисты заправочной команды в защитных костюмах. В радиусе 5 км от стартового стола устанавливается запретная зона, в которую не допускаются посторонние.
Отдельно стоит упомянуть специализированные поисково-спасательные службы, которые дежурят во время запуска и готовы оперативно среагировать в случае аварийной ситуации. Для пилотируемых запусков поисково-спасательная группа включает вертолёты и наземную технику, распределённую по всей трассе выведения.
Процесс запуска ракеты-носителя
Запуск ракеты-носителя — это кульминация месяцев подготовительной работы, требующая абсолютной точности и согласованности действий. Современные ракеты управляются бортовыми компьютерами, которые контролируют тысячи параметров и способны автономно принимать решения при отклонениях от нормы.
Последние минуты перед стартом
В последние часы перед запуском активность на стартовом комплексе достигает пика. Рассмотрим типичную хронологию предстартовых операций для ракеты-носителя «Союз-2» с пилотируемым кораблём:
T-8 часов: Начало завершающих проверок всех систем ракеты и корабля.
T-5 часов: Начало заправки ракеты-носителя керосином.
T-4 часа: Начало заправки жидким кислородом и азотом.
T-2 часа 40 минут: Прибытие экипажа на стартовую площадку.
T-2 часа 30 минут: Посадка экипажа в корабль.
T-2 часа: Закрытие люков корабля, проверка герметичности.
T-45 минут: Взведение системы аварийного спасения.
T-15 минут: Переход на бортовое питание.
T-10 минут: Начало автоматической предстартовой последовательности.
T-6 минут: Ключ на старт (переход на автоматическую циклограмму запуска).
T-2 минуты 30 секунд: Ключ на дренаж (прекращение подпитки кислородных баков).
T-1 минута: Наддув баков (повышение давления в топливных баках).
T-40 секунд: Включение автоматики запуска двигателей.
T-15 секунд: Зажигание двигателей первой ступени.
T-7 секунд: Выход двигателей на промежуточную ступень тяги.
T-3 секунды: Выход двигателей на главную ступень тяги.
T-0: Команда «Подъём!» и освобождение стартовых захватов.
Для американской ракеты Falcon 9 процедура отличается: заправка керосином начинается за 70 минут до старта, жидким кислородом — за 45 минут, а система подпитки продолжает работать практически до момента запуска.
Стартовое окно — временной интервал, когда возможен запуск — зависит от типа миссии. Для запусков на геостационарную орбиту или к МКС оно может составлять всего несколько секунд. Если запуск не состоялся в отведённое время, он переносится на резервную дату.
Порядок работы ступеней ракеты
После отрыва от стартового стола начинается полёт ракеты-носителя, который проходит в несколько этапов, соответствующих работе отдельных ступеней.
Многоступенчатая конструкция ракет — одно из важнейших инженерных решений в космонавтике. Отделение отработавших ступеней позволяет существенно снизить массу конструкции на последующих этапах полёта, что значительно повышает энергетическую эффективность.
Рассмотрим примерную циклограмму полёта ракеты-носителя «Союз-2.1а» при выведении космического корабля на орбиту:
T+118 секунд: Отделение боковых блоков первой ступени (4 боковых блока с двигателями РД-107).
T+153 секунды: Сброс головного обтекателя (на высоте около 80 км, когда аэродинамическое сопротивление становится незначительным).
T+290 секунд: Отделение центрального блока второй ступени (с двигателем РД-108).
T+525 секунд: Выключение двигателя третьей ступени.
T+530 секунд: Отделение космического корабля.
Особенность современных ракет SpaceX — возвращаемая первая ступень. После отделения от второй ступени она выполняет серию маневров:
- Разворот двигателями в сторону направления полёта
- Короткое включение двигателей для торможения и входа в атмосферу
- Аэродинамическое торможение с помощью решетчатых рулей
- Финальное включение центрального двигателя для мягкой посадки
Примеры успешных запусков и анализ опыта
Рассмотрим несколько показательных примеров успешных запусков ракет-носителей, демонстрирующих различные аспекты подготовки и проведения пусков.
Запуск научной миссии «Луна-25» (11 августа 2023 года) на ракете-носителе «Союз-2.1б» стал первой российской лунной миссией с 1976 года. Особенность подготовки заключалась в необходимости учесть специфику запуска на селеноцентрическую орбиту, что требует точного расчёта стартового окна. Повышенное внимание уделялось настройке разгонного блока «Фрегат», который обеспечивал перевод станции на траекторию полёта к Луне.
Запуск пилотируемого корабля Crew Dragon Demo-2 (30 мая 2020 года) — первый пилотируемый полёт частной компании SpaceX. Подготовка включала более 700 проверок и тестов, а обширная наземная инфраструктура обеспечивала безопасность астронавтов. Эта миссия продемонстрировала, что частные компании способны достичь высоких стандартов надежности, необходимых для пилотируемых полётов.
Запуск телескопа «Джеймс Уэбб» (25 декабря 2021 года) на ракете Ariane 5 представлял собой уникальный вызов из-за чрезвычайной хрупкости и дороговизны телескопа (около 10 миллиардов долларов). Подготовка длилась более 10 лет, а для телескопа были разработаны специальные системы амортизации, защищающие его от вибраций при запуске.
Анализируя опыт этих запусков, можно выделить ключевые факторы успеха в подготовке ракетных пусков:
- Многократное тестирование всех систем на земле перед запуском
- Гибкий подход к организации предстартовых работ, способность адаптироваться к специфике миссии
- Стандартизация процедур, позволяющая минимизировать человеческий фактор
- Международное сотрудничество, объединяющее опыт и технологии разных стран
Перспективы и инновации в подготовке ракетных пусков
С все набирающей темпы коммерциализацией космической отрасли, будет усиливаться тренд на многоразовость, уменьшение длительности цикла повторной подготовки к старту и удешевление данного процесса. Также после полной отработки полётных тестов Starship, мы, вероятно, придём к межпланетному сообщению посредством ракет.
Среди ключевых направлений развития технологий подготовки и запуска ракет можно выделить:
- Автоматизация и роботизация предстартовых операций. Современные тенденции предполагают минимизацию человеческого участия в опасных операциях. Например, российский космодром Восточный изначально проектировался с высокой степенью автоматизации, что позволяет значительно сократить количество персонала на стартовом комплексе во время заправки и предстартовых операций.
- Технологии быстрого повторного использования. SpaceX уже сейчас демонстрирует возможность повторного запуска первой ступени Falcon 9 через 3-4 недели после приземления. В будущем этот срок может сократиться до нескольких дней или даже часов, что потребует революционных изменений в процедурах подготовки.
- Унификация космических аппаратов и ракет-носителей. Стандартизация интерфейсов и компонентов позволяет сократить время интеграции полезной нагрузки с ракетой-носителем. Российская космическая отрасль двигается в этом направлении с разработкой унифицированных космических платформ.
- Экологически чистые компоненты топлива. Переход от токсичных компонентов (НДМГ) к экологически безопасным (кислород-керосин, кислород-метан) не только снижает воздействие на окружающую среду, но и упрощает наземные операции, сокращая время подготовки.
- Интегрированные системы контроля здоровья ракеты (Health Monitoring Systems). Такие системы позволяют в режиме реального времени отслеживать состояние всех ключевых компонентов ракеты и прогнозировать потенциальные проблемы еще до их возникновения.
В долгосрочной перспективе, с развитием сверхтяжёлых систем типа Starship, мы можем стать свидетелями нового этапа в освоении космоса — регулярного межпланетного сообщения. Это потребует создания принципиально новой инфраструктуры не только на Земле, но и на других небесных телах, прежде всего на Луне и Марсе.
Лётчик-космонавт, Герой России
Александр Мисуркин
https://amisurkin.com/