Всем привет, в этой статье я расскажу вам о том сколько бывает светофоров на жд, виды светофоров и что они обозначают.
Содержание:
- Общие сведения о светофорах
- Виды светофоров
- Что обозначают сигналы
- Как по сигналу светофора можно определить на какой путь прибудет поезд
- Вывод
Общие сведения о светофорах
Светофор - устройство для видимой сигнализации на железных дорогах, подающее сигналы в любое время суток только светом огней (цветом, миганием, числом, расположением огней).(рис.1)
Предназначены для регулирования движения поездов, маневровых составов, а также регулирования скорости роспуска с сортировочной горки. Также светофоры или дополнительные световые указатели могут информировать машиниста о маршруте или как-либо ещё конкретизировать показание.
Семафор - Сигнальное устройство на железнодорожных путях в виде столба или колонны с фонарями или подвижными крыльями для регулирования движения поездов.(рис.2)
Основное отличие светофора от семафора, в том что светофор это оптическое световое устройство сигнализации, а семафор это механическое устройство сигнализации, то есть сигнал подается специальными "крыльями" со встроенными цветными стеклами.
В основном на жд используют светофоры, семафоры это прошлый век и они потихоньку уходят с железных дорог.
Виды светофоров
На сети железных дорог России существует 12 основных светофоров:
- Входные(рис.3)
- Выходные(рис.4)
- Проходные(рис.5)
- Маршрутные(рис.6)
- Маневровые(рис.7)
- Повторительные (рис.8)
- Предупредительные(рис.9)
- Локомотивные(рис.10)
- Горочные(рис.11)
- Заградительные(рис.12)
- Въездные
- Технологические
1. Входные светофоры
Входные светофоры самые главные светофоры на станции. Они разрешают или запрещают въезд на жд станцию. На двухпутном участке входных светофоров как правило 2: основной и входной с неправильного пути. Неправильный путь это путь, по которому поезда следуют по "встречке". В основном в РЖД правостороннее движения, и поезда следуют по правому крайнему пути по ходу движения, а если они следуют по левому пути, то этот путь считается неправильным. Следовательно светофоры устанавливают справа по ходу движения, а по неправильному пути слева.
У входных светофоров есть 11 сигналов: зеленый, желтый, красный, желтый мигающий, два желтых, два желтых и верхний мигающий, желто-зеленый, три желтых, лунно-белый, белый мигающий, зеленый мигающий.
О сигналах расскажу в разделе "Что обозначают сигналы"
Входные светофоры обозначаются буквами "Ч", " Н", "ЧД", "НД", где светофоров более 4-х, то буквами "НА", " ЧП" "НВ", " ЧМ" и т.д.
2. Выходные светофоры
Выходные светофоры устанавливаются на станции почти на каждом пути и в основном по 2 светофора с каждой стороны. Они разрешают или запрещают поезду отправиться со станции на перегон. С помощью входных светофоров можно определить заранее с какого пути будет отправляться поезд, об этом подробнее в другой главе.
У выходных светофоров есть 10 сигналов: зеленый, желтый, красный, два желтых, два желтых и верхний мигающий, два зеленых, желто-зеленый, белый и желтый мигающий, белый мигающий, лунно-белый.
Выходные светофоры обозначаются теми же буквами, но с цифрами пути, на которых они установлены:"Ч2"," Н5" и т.д.
3. Проходные светофоры
Проходные светофоры устанавливаются на перегоне только при автоблокировке. Что такое автоблокировка и полу автоблокировка расскажу в другой статье. Они показывают занятость следующего блок-участка на перегоне.
У проходных светофоров есть 6 сигналов: зеленый, желтый, красный, желтый мигающий, желто-зеленый, зеленый мигающий.
Проходные светофоры обозначаются цифрами: "1", " 2". Нечетные цифры в нечетном направлении, четные в четном.
4. Маршрутные светофоры
Маршрутные светофоры разрешают или запрещают поезду следовать из одного района станции в другой. Как правило они установлены на больших станциях, также на длинных путях, вмещающих более 80 вагонов или на путях где есть съезд на другой путь.
У маршрутных светофоров есть 13 сигналов: зеленый, желтый, красный, желтый мигающий, два желтых, два желтых и верхний мигающий, два зеленых, желто-зеленый, три желтых, синий, лунно-белый, белый мигающий, зеленый мигающий.
Маршрутные светофоры обозначаются буквами и цифрами: "НМ3", " ЧМ2" и т.д.
5. Маневровые светофоры
Маневровые светофоры разрешают или запрещают поезду или локомотиву производить маневровую работу. Маневровые светофору обычно карликовые и имеют всего 2 сигнала. Также маневровый сигнал (не путать со светофором) может быть на выходном, маршрутном светофоре.
У маневровых светофоров есть 4 сигнала: красный или синий, белый и два белых.
Маневровые светофоры обозначаются соответственно буквой и цифрой: "М3", " М7".
6. Повторительные светофоры
Повторительные светофоры дублируют сигналы основных светофоров. Они обычно дублируют выходной светофор и устанавливаются в кривом участке пути, где не видно сигнал выходного светофора.
У повторительных светофоров есть 1 сигнал: зеленый, не важно какой сигнал на основном светофоре зеленый или желтый. При запрещающем сигнале выходного светофора, повторительный светофор не горит. Имеют ромбообразную форму.
Повторительные светофоры обозначаются буквами и цифрой: "ПН1", " ПЧ6" и т.д.
7 Предупредительные светофоры
Предупредительные светофоры похожи с повторительными. Они предупреждают о показании входного светофора.
У предупредительных светофоров есть 3 сигнала: зеленый, желтый, желтый мигающий.
Обозначаются такие светофоры буквами "ПЧ" или "ПН"
8. Локомотивные светофоры
Локомотивные светофоры дублируют показания светофоров в кабину машиниста. К примеру входной светофор зеленый и на аппарате у машиниста будет дублировать зеленый сигнал, даже если светофор не видно.
У локомотивных светофоров есть 5 сигналов: зеленый, желтый, красный, красно-желтый и белый.
9. Горочные светофоры
Горочные светофоры разрешают или запрещают распускать вагоны с горки. Они установлены на сортировочных горках.
У горочных светофоров есть 5 сигналов: зеленый, желтый, красный, желто-зеленый.
Обозначаются горочные светофоры как "Г-1", " Г-5" и т.д.
10. Заградительные светофоры
Заградительные светофоры устанавливают перед жд переездом, при возникновении препятствия на переезде, дежурный по переезду включает красный сигнал светофора. В нормальном состоянии не горит.
11. Въездные светофоры
Въездные светофоры используются только на путях необщего пользования. Они разрешают или запрещают въезд состава на производственные пути и выезд с них. Устанавливаются на подъездных путях.
Сигнализируют зеленым или красным огнём.
12. Технологические светофоры
Технологические светофоры - разрешающие или запрещающие подачу или уборку железнодорожного подвижного состава при обслуживании объектов, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования.
Что обозначают сигналы
На сети железных дорог существует 15 сигналов.
- Зеленый сигнал: разрешается поезду проследовать светофор с установленной скоростью, следующий светофор открыт.
- Желтый сигнал: разрешается составу проследовать светофор с уменьшенной скоростью, следующий светофор закрыт.
- Красный сигнал: запрещается поезду проезжать сигнал.
- Желтый мигающий сигнал: разрешается поезду проследовать светофор с установленной скоростью, следующий светофор открыт и требует проследование с уменьшенной скоростью.
- Два желтых сигнала: разрешается поезду проследовать светофор с уменьшенной скоростью со съездом по стрелочному переводу, следующий светофор закрыт.
- Два желтых, верхний мигающий сигнал: разрешается поезду проследовать светофор с установленной скоростью, со съездом по стрелочному переводу, следующий светофор открыт.
- Два зеленых сигнала: применяются при отправлении поезда на неправильный путь с двухсторонней автоблокировкой.
- Желто-зеленый сигнал: разрешается проследовать светофор с установленной скоростью, впереди свободны 2 блок-участка. Такой сигнал применяется при четырехзначной автоблокировке.
- Лунно-белый и желтый мигающий сигнал: разрешается поезду отправиться по неправильному пути на перегон со скоростью не более 40 км/ч, по сигналам АЛСН.
- Три желтых сигнала: разрешается поезду проследовать светофор со скоростью не более 20 км/ч, маршрутный светофор закрыт.
- Синий сигнал: запрещается маневровому составу проследовать маневровый светофор.
- Лунно-белый сигнал: разрешается маневровому составу проследовать маневровый светофор.
- Лунно-белый мигающий сигнал: разрешает поезду проследовать запрещающий входной или выходной светофор. Он же еще называется пригласительный сигнал.
- Два лунно-белых сигнала: разрешается маневровому составу проследовать маневровый светофор. Он находится на станциях с электрической центральзацией.
- Зеленый мигающий сигнал: разрешается поезду проследовать светофор с установленной скоростью, следующий светофор открыт и требует проследования со скоростью не более 60 км/ч.
Как по сигналу светофора можно определить на какой путь прибудет поезд
Представим ситуацию: вы стоите на платформе и ожидаете свой поезд, в основном на больших станциях заранее объявляют путь, но на маленьких станциях объявляют минут за 5 иногда за 10 до прибытия, а у вас много вещей, так еще и нужно переходить через пути через жд мост. Решение есть: заранее можно посмотреть на сигналы выходных светофоров, с той сторону куда будет ехать ваш поезд. В основном на небольших станциях заранее готовят маршрут, если нет большого потока поездов, следовательно можно посмотреть на показание выходного светофора и понять на какой путь прибудет поезд. К примеру на 4 пути выходной светофор желтый, а остальные светофоры сигнализируют красным показанием, значит мы с вами уже понимаем, что наш поезд прибудет на 4 путь и следующий светофор закрыт. Ну а если у вас 9 вагон и вы не знаете нумерацию вагонов, то заранее это тоже можно узнать, в следующих статьях я вам об этом расскажу.
Вывод
В этой статье я рассказал вам о том, какие светофоры бывают, какими сигналами обозначаются, как определить по сигналу светофора на какой путь прибудет поезд и многое другое. Подписывайтесь на меня, ведь впереди я вам расскажу много интересного, а именно откуда берется электричество в пассажирском вагоне, что такое вагоны габарита РИЦ, какие бывают типы пассажирских вагонов.
Пишите в комментариях на какую тему мне сделать статью!