Найти в Дзене
tereca.cherenko

"Свидетели войны". Анна Фёдоровна ПЕТРОВА

ДЕТИ ВОЙНЫ Анну Фёдоровну ПЕТРОВУ я запомнила с 1960 – х годов, с того времени, когда она работала телеграфисткой в местном телеграфе, маленьком домике, который находился между улицами Строителей и 50 лет ВЛКСМ. Приходила на телеграф, когда меня кто – то из родных или знакомых приглашал на переговоры или же я заказывала переговоры с кем – то из другого населённого пункта. Назначался день и час, когда они состоятся, и их длительность. Приходишь, ждёшь, слушаешь, как телеграфистка постоянно кратко отвечает, выполняя просьбы абонентов. Потом Анна Фёдоровна уехала. В посёлке жили сын и дочь с семьями. Прошло много лет… И вот в 2016 году случайно повстречались на улице. Анна Фёдоровна ПЕТРОВА 2016 год Договорились о встрече, и она состоялась 28 сентября 2016 года. Вот что рассказала Анна Фёдоровна ПЕТРОВА: «Родилась я 23 октября 1930 года в деревне Большое Озеро в семье ТИМОФЕЕВЫХ. В деревне было семь домов. У бабушки дом был двухквартирный, по соседству жила ещё семья. Дом стоял на само

ДЕТИ ВОЙНЫ

Анну Фёдоровну ПЕТРОВУ я запомнила с 1960 – х годов, с того времени, когда она работала телеграфисткой в местном телеграфе, маленьком домике, который находился между улицами Строителей и 50 лет ВЛКСМ.

Приходила на телеграф, когда меня кто – то из родных или знакомых приглашал на переговоры или же я заказывала переговоры с кем – то из другого населённого пункта. Назначался день и час, когда они состоятся, и их длительность. Приходишь, ждёшь, слушаешь, как телеграфистка постоянно кратко отвечает, выполняя просьбы абонентов.

Потом Анна Фёдоровна уехала. В посёлке жили сын и дочь с семьями. Прошло много лет… И вот в 2016 году случайно повстречались на улице.

Анна Фёдоровна ПЕТРОВА 2016 год

Договорились о встрече, и она состоялась 28 сентября 2016 года. Вот что рассказала Анна Фёдоровна ПЕТРОВА:

«Родилась я 23 октября 1930 года в деревне Большое Озеро в семье ТИМОФЕЕВЫХ. В деревне было семь домов. У бабушки дом был двухквартирный, по соседству жила ещё семья. Дом стоял на самом берегу реки. Бабушка держала корову, поэтому сметаны, творога, молока было залейся. Она сама пекла вкусный хлеб. Я любила проводить время у бабушки.

В 1937 году пошла в школу. Училась в Чёлмозере. Школа располагалась в небольшом, одноэтажном здании. Дядя, брат мамы, возил в школу на телеге, зимой на санях. Мама здесь же, в Чёлмозере, работала уборщицей.

Помню начало войны. Было приказано с собой взять немного вещей, остальное (посуду…) закопать, так как быстро вернётесь. Мы бежали в Чёлмозеро. До этого я не знала, что такое самолёт, а тут попали под бомбёжку. Мы бежали с мамой, а немецкий лётчик стреляет в нас. Я впервые увидела, как вокруг свистели пули. Ни одна пуля меня не задела. Бомба попала в школу, чёрный дым, доски разлетаются в разные стороны, люди прячутся кто куда…

Началась эвакуация населения. Нас погрузили в кузовную машину, народу набралось много, была полная машина, и повезли. Помню, что в одном месте только успели проехать мост через речку, и бомба его разбила.

Привезли на берег Белого моря, ждали несколько дней, потом погрузили на баржу. Не знала названий, куда нас привезли. Потом ехали в товарных вагонах по железной дороге, без еды, без воды. Как появятся немецкие самолёты, поезд останавливается, и бежим в лес прятаться. Привезли нас в деревню Молотовская Пермской области.

Там были бараки и несколько домов. Нам с мамой и бабушкой дали комнату в бараке. Мама пошла на лесозаготовки, лес рубила. На работающего давали 100 г хлеба и больше ничего. Школы в деревне не было, и я в 11 лет таскала сучки в костёр, чтобы получить 100 г хлеба.

Одеть, обуть нечего было. Варили траву. Я ослабла, не могла ходить, лежала дома, болела. И как – то очень захотелось парного молока. Мама понесла меня к бабушке в этой деревне, которая держала корову. Она выслушала мамину просьбу и говорит: «Когда человек чего – то захочет, то будет жить». Напоила молоком и дала ещё пол литровую банку с собой. Я потихоньку стала поправляться. А вот моя бабушка умерла. И вообще, много людей умирало от голода и непосильного труда. Со временем открыли столовую и работающим давали порцию (миску) супа с хлебом и чай.

Дядю Егора, маминого брата, в конце войны комиссовали из армии, и он приехал за нами. Сначала остановились в Надвоицах, и некоторое время жили там. Жили в землянке, всё было разрушено. Давали полкилограмма отрубей на человека, я немного поправилась.

Многого не помню. Хочу вспомнить, и не получается…

Потом переехали в Тикшу. Здесь ходила немного в школу. Ни тетрадей, ни учебников – ничего не было. Учителя где – то в уцелевших сараях находили старые использованные тетради. Мы писали в промежутках между исписанными строчками. Одноклассницы: Настя ДЕМЬЯНОВА, Вера ТЕРЕНТЬЕВА (называю фамилии одноклассниц, когда они были уже замужем, и мы жили все в Ледмозере), Аня ВАЛДАЕВА из Кимасозера.

Я никогда не плакала. Другие дети плачут, кушать просят, а я зубы стисну, не просила, не ныла, плакала молча.

Потом уже, по жизни, меня часто спрашивали: « Откуда у тебя столько терпения и выдержки?». Я всегда отвечала: «Наверно, война научила».

В Тикше долго работала почтальоном. Когда появилась возможность освоить профессию телефонистки, я перешла работать на коммутатор. Я самоучка. Работалось легко.

В Тикше вначале жили с родителями мужа на сплавной, потом дали квартиру. У нас подрастали дочь и сын, но жизнь с мужем не сложилась.

А тут Лида ОВЧАРУК, заведующая ледмозерской почтой, предложила: «Анна, ты не хочешь в Ледмозеро?». Я с удовольствием переехала. Тяжело, конечно, было одной с двумя детьми. Со временем дали квартиру в двухквартирном доме, недалеко от железной дороги.

-2

А. Ф. ПЕТРОВА – телефонистка. Пос. Ледмозеро

В то время на коммутаторе работали: Галя ГРИНЬ, Клава ХАНЧЕВСКАЯ, Галя КОБЗЕВА. Борис ОВЧАРУК был электромехаником связи. Бывало, что при ремонте оборудования помогали Саша ПОТАПОВ, Феликс НАРТТУ.

-3

Клавдия ХАНЧЕВСКАЯ с мужем у телеграфа

Безотказная была, добросовестно относилась к работе. Меня называли «палочка – выручалочка». Соглашалась почту и телеграммы разнести, если была в этом необходимость. Если просили кого – то заменить, никогда не отказывалась.

-4

Ул. Строителей, д. 4. В 1970-е годы в этом здании была почта и телеграф

Тогда ходил почтовый вагон, часто приходилось возить почту к поезду. Витя МИХАЙЛИН возил почту к поезду и забирал почту для Ледмозера и Кимасозера. А посылки тогда были большие, десятикилограммовые, ящики безобразные. Торопились всегда, чтобы успеть сдать и получить почту, пока стоит поезд.

Хоть и уставала, но старалась всем помочь. Начальницы Тамара (фамилию не помню), Люда ТИТОВА, руководители предприятий меня уважали. Главное в нашей работе на коммутаторе было не болтать лишнего «слушать можно, а болтать нельзя».

Я много лет живу в Приозерске, встретила там своего человека, мы поженились. Десять лет прожили с ним душа в душу. Приезжаю в Ледмозеро к дочери, сыну, внукам и правнукам. Подумываю переехать сюда насовсем.

И вот всё топаю, и сколько мне осталось… Колено болит, разгибать больно…».

P.S. Анны Фёдоровны не стало 19 апреля 2020 года. Светлая память…

Уважаемые подписчики и читатели канала! Следующий материал будет опубликован 2 мая.