Автор серии романов о Гарри Поттере Джоан Роулинг продолжила традиции классической Британской литературы. Английские писатели 19 века часто начинали книги с детских лет своих героев и время для персонажей оказывалось нелегким. Часто без родителей в детстве оставались герои Диккенса. Джейн Эйр и Хитклифф в текстах сестёр Бронте тоже проходят через потери и постоянные несчастья. Тягости детских лет формируют весь контекст истории Гарри Поттера, а смерть его родителей в постепенном раскрытии для главного героя, выступает двигателем сюжета. Несправедливые обвинения в адрес Сириуса Блэка, страхи от встречи с дементорами, наконец, посещение кладбища и разрушенного дома в финальной части: всё у Джоан работает и складывается в общую копилку.
С самого начала ситуация проходит весьма простой путь от неизвестности к определённости. Гарри не знает никаких подробностей, а тётя с дядей скармливают малышу версию о катастрофе. Но уже в завязке мальчик получает более конкретную информацию – с мамой и папой расправился злой волшебник Воландеморт. Разбирать участие и вину Тома Реддла в событиях нет никакого смысла, ибо он и является исполнителем смертельных заклинаний. Но охота Тёмного волшебника за семьёй главного героя оказалась продолжительной и не такой уж лёгкой, как могло представляться изначально. Поттеры скрывались, а для их встречи с Воландемортом должно сложиться множество факторов, о них и поговорим.
Когда речь идёт о вине, то сам вопрос впервые и наиболее значимо поднимается в «Узнике Азкабана». Изначально Сириус Блэк считается предателем, но потом с появлением важной информации, для читателей картина очень сильно меняется. В любом случае, помимо самого противостояния Поттеров и Воландеморта, появляется важная роль предателя и кандидаты для него. Замешивается всё большее количество человек, но первыми выступают уже упомянутый мистер Блэк и его одноклассник Питер Петтигрю.
Казалось бы, к концу третьей книги очевидно: Петтигрю сдал Воландеморту место нахождения родителей Гарри, а Блэк не причём. Но дьявол кроется в деталях, взять именно Питера в качестве Хранителя тайны заклинания Фиделиус, уговорил Джеймса Сириус. Сам же Поттер согласился на такого кандидата, хотя знал его годами и мог определить все риски. Несколько сомнительно информация о выборе Питера и вообще кого-либо выглядит позже, когда мы узнаём от старшего из сыновей Уизли следующую информацию:
Билл оглянулся и заметил Гарри.
– Я всех забрал из «Норы», – объяснил он. – Переправил их к тете Мюриэль. Раз Пожиратели смерти узнали, что Рон с тобой, к ним наверняка явятся… Да не извиняйся ты, – прибавил он, заметив, какое у Гарри стало лицо. – Это всё равно рано или поздно случилось бы, папа давно нас предупреждал. Наша семья – самые отъявленные осквернители чистоты крови.
– А чем их защитили? – спросил Гарри.
– Заклятием Доверия. Хранитель Тайны – папа. На нашем коттедже такое же заклятие, а я Хранитель Тайны. На работу нам, конечно, уже нельзя, но это теперь не так уж важно. Олливандера и Крюкохвата тоже переправим к тете Мюриэль, как только они чуть-чуть придут в себя. У неё места хватает, а у нас тесновато. Ноги у Крюкохвата уже заживают, Флёр напоила его «Костеростом». Через час, наверное, можно будет их обоих…
Исходя из данной логики, Хранителем Тайны мог быть и сам Джеймс. Опять же никто не мешал ему самому накладывать заклинание, а сделать Хранителем Тайны Лили. Она все равно постоянно сидела дома, то есть внутри под защитой. Думается, выбор скорее раскрывал взаимоотношения с Хвостом на тот момент. Возможно, его готовность помочь в мелочах, оказать услугу ценой своего времени сыграла решающую роль. Плюс о том же сказал и Сириус. Для противостояния другом он оказался, мягко говоря, не самым лучшим, а для спокойного времени, где не нужно рисковать при любом выходе на улицу жизнью, вполне хороший и полезный товарищ. Здесь опять же можно спекулировать о его отношении к Лили. Но оставим данный момент для комментариев и следующих статей.
В любом случае, в конце третьей книги заклятые друзья сталкиваются нос к носу, но там же фигурирует ещё один персонаж: Снейп. Когда мы рассматриваем сцены, связанные с зельеваром, всегда приобретает дополнительное значение психологический аспект. Из более поздних книг мы знаем, как сильно придавила Северуса вина за гибель подруги. Ведь именно он передал Воландеморту суть пророчества. А когда понял, к каким выводам пришёл Тёмный Лорд, пытался выторговать себе жизнь Лили. Очевидно, зельевара тяготит и сам поступок, и его отношение к ситуации в тот момент. Встреча со старыми неприятелями позволяет, хоть немного, сбросить груз вины на других и облегчить восприятие ситуации. Особенно приятно в случае с Блэком, свешать всех собак на этого пса.
Забавно, что на стыке сюжетов пятой и шестой книг, Воландеморт заселил вместе Петтигрю и Снейпа. Причём первому, скорее всего, в полном соответствии с духом темнолордейшейства, рассказал о причастности Северуса к гибели Поттеров. В преданности обоих Реддл сильно сомневался, но понимал невозможность их объединения против него самого. Потому предательский потенциал обоих очень снижался. Пусть даже оба когда-то предали любимую женщину, ненависть и обвинения в адрес друг друга должны пересилить. И при любом лишнем движении один бы сдал другого, дабы избавиться от сожителя. Итак, у нас вырисовывается список из значительных участников в виде Петтигрю и Снейпа, а также некоторая степень ответственности со стороны Джеймса и Сириуса. Но есть ещё одно влиятельное лицо.
Речь, конечно же о Дамблдоре. Здесь много мелких фактов. Во-первых, на момент гибели Поттеров именно у старого волшебника на руках находится мантия-невидимка. Зачем она ему? - Большой вопрос, ведь по собственному признанию директор Хогвартса легко получает невидимость и без дополнительных средств. Также, почему Хранителем Тайны является не Альбус. Здесь есть хорошая гипотеза о том, что он вообще хозяин дома, где расправились с Поттерами. Как помним из письма Лили, соседкой молодого семейства является Батильда Бэгшот. Она вряд ли переезжала, а ведь раньше её соседями являлись Дамблдоры. То есть Альбус может быть реальным хозяином дома и защитить его мощнейшими заклинаниями, даже от Воландеморта. Дамблдор в целом нёс ответственность за втягивание молодого поколения в такую организацию, как «Орден Феникса» и все сопутствующие опасности. И как позже он встал на защиту Северуса, ничего подобного мы не заметили в адрес Сириуса, а это тоже наводит на мысли.
День рождения прошёл очень тихо, в гости к нам заглянула лишь старая Батильда, которая всегда была к нам добра, а Гарри попросту обожает. Мы так жалели, что ты не смог появиться, но, конечно, Орден прежде всего, да к тому же Гарри ещё не настолько вырос, чтобы понять, что это его день рождения. Джеймса начинает немного расстраивать необходимость сидеть здесь, будто взаперти, он старается не показывать этого, но я же вижу. А тут ещё Дамблдор никак не вернёт его мантию-невидимку, и это лишает Джеймса возможности совершать хотя бы небольшие вылазки. Если ты сможешь нас навестить, это его очень обрадует. В прошлые выходные к нам заезжал Хвостик, по-моему, он чем-то подавлен, хотя, вероятно, всё дело в новости насчёт Маккиннонов. Я, услышав её, целый вечер проплакала.
Батильда забегает к нам почти каждый день. Она очаровательная старушка, рассказывает о Дамблдоре совершенно поразительные вещи, не уверена, что он был бы доволен, узнав об этом! Не знаю, впрочем, можно ли им верить, потому что мне кажется невероятным, чтобы Дамблдор…
Может у судьбы малыша всё-таки был искусный режиссёр? Что думаете по этому поводу?