Найти в Дзене

Кино в лагерях на «Мёртвой дороге»

Наряду с агитационно-массовой работой в лагерях Северного управления лагерей активно осуществлялась и культурно-просветительская деятельность. В отчётных документах Обского ИТЛ культурно-просветительская работа определяется как часть агитационно-массовой работы.

Содержательный отдых

На практике культурно-просветительская работа представляла собой несколько достаточно масштабных направлений деятельности, каждое из которых требовало особого подхода, организационных усилий и финансовых затрат. Так же как и агитационно-массовая работа, культурно-просветительская деятельность была призвана оказывать помощь лагерной администрации в обеспечении производственных задач, укреплении лагерного режима и трудовой дисциплины путём создания условий для «содержательного культурного отдыха заключённых».

-2

В сферу культурно-просветительской работы КВО–КВЧ входили: организация художественной самодеятельности, создание библиотек, радиоточек, демонстрация фильмов, проведение спортивных мероприятий. Все направления работы регламентировались требованиями, разработанными политотделом и культурно-воспитательным отделом ГУЛАГа. В свою очередь эти директивы «ретранслировали» на курируемые подразделения политотдел и культурно-воспитательный отдел Северного управления лагерей ГУЛЖДС. Реальным содержанием сформулированные требования наполняли культурно-воспитательные отделы исправительно-трудовых лагерей и КВЧ лагпунктов.

Кино-радиобслуживание, организация лагерных библиотек и проведение спортивных мероприятий оказались достаточно важными направлениями работы культурно-воспитательных частей в лагпунктах, расположенных вдоль трассы железной дороги. Не считаясь ключевыми видами культурно-воспитательного процесса, они искренне интересовали лагерный контингент, в отличие, к примеру, от «первостепенной по важности» агитационно-массовой работы. И это обстоятельство позволяет считать изучение «второстепенных», с точки зрения КВО ГУЛАГа, направлений культурно-воспитательной работы необходимой и важной исследовательской задачей.

Важнейшее из искусств - кино

Демонстрация кинофильмов в лагпунктах и других подразделениях Строительства 501, 503 (центральных ремонтных мастерских, совхозах, лазаретах, автобазах и т.д.) всегда считалась делом обязательным и подотчётным. Неподдельный интерес и внимание к показу кинокартин проявлялся не только у заключённых, но и у вольнонаёмных работников, сотрудников лагерной охраны и даже у руководства ИТЛ. Всё-таки в приполярной тундре было очень мало зрелищ. Кинофильмы оставались одним из немногих видов досуга, который одинаково устраивал всех: политотделы и КВО (в силу подотчётности этого вида культурно-воспитательной работы), лагерную охрану и заключённых, публику не очень взыскательную и при этом – благодарную.

-3

Процесс организации кинообслуживания лагпунктов изначально оказался делом непростым и затратным. Потребовались существенные вложения в создание материально-технической базы для регулярного показа фильмов с помощью кинопередвижек, возникли трудности с получением копий кинофильмов, учитывая оторванность большинства лагерных колонн от постоянных населённых пунктов. Все эти задачи легли на плечи сотрудников культурно-воспитательных отделов ИТЛ, но в первую очередь на работников линейных подразделений – культурно-воспитательных частей лагпунктов, которые и должны были выезжать в штаб строительства, договариваться о снабжении кинопередвижками и копиями фильмов, вывозить их в производственные колонны, а затем возвращать обратно.

В 1947 г. в Северном управлении лагерей железнодорожного строительства существовала так называемая кинобаза, то есть централизованное подразделение, которое высылало в лагпункты кинопередвижки вместе с фильмами. В 1948 г. от практики централизованного предоставления услуг по кинопрокату решили отказаться. В отчёте культурно-воспитательного отдела Северного управления за второй квартал 1948 г., подписанном начальником КВО капитаном Бейером говорится: «За отчётный период мы провели децентрализацию и ликвидировали кинобазу, всю киноаппаратуру мы раскрепили по лагподразделениям, закрепив постоянных киномехаников, которых пропустили через специальные курсы». Новый принцип организации кинопоказов в Северном управлении лагерей принёс свои плоды, в том же отчёте подчёркивается: «Демонстрация кинофильмов в сравнении с четвертым кварталом 1947 г. возросла. За отчётный квартал было продемонстрировано 677 киносеансов, с охватом 183820 человек. Были показаны кинокартины «Сердца четырёх», «Небесный тихоход», «Разгром немцев под Москвой», «Первая перчатка», «Депутат Балтики» и др. – всего 28 кинокартин».

Главной проблемой в деле налаживания кинопроката оказалась слабая материально - техническая база Северного управления лагерей. Капитан Бейер в своём отчёте особо акцентирует внимание КВО ГУЛАГа и руководства ГУЛЖДС на том, что КВО испытывает недостаток «в передвижках типа ДКВ-08, т.к. на многих колоннах нет электричества».

По истечение трёх кварталов, ситуация с обеспечением лагпунктов кинокартинами несколько улучшилась, но большой территориальный разброс строительных колонн, отсутствие транспортных путей, нехватка киноаппаратуры, оставались главными трудностями в деле кинопроката. В докладе за второе полугодие 1948 г. и.о. начальника культурно-воспитательного отделай Северного управления лагерей железнодорожного строительства капитан Ширгин так оценивает деятельность культурно-воспитательных подразделений по обеспечению лагпунктов кинокартинами: «мы добились такого положения, что в большинстве колонн показ кинокартин производится два раза в месяц, но есть и такие колонны, где нет электросвета и показ кинокартин не проводился – это второе строительное отделение «Красный камень» – колонны 63–67, 207 и 211, но нами получено три движка и в 1 квартале 1949 г. эти колонны будут охвачены полностью».

В докладе Ширгина отмечалась и ещё одна проблема – во многих лагпунктах отсутствовали не только клубы, но даже и культуголки. В такой ситуации кинокартины для заключённых показывали «в столовых и даже в бараках».

-4

На уровне отдельных исправительно-трудовых лагерей вопрос о кинообслуживании стоял весьма остро. В среде заключённых показ кинофильмов воспринимался очень положительно. «Приученные» к такому виду досуга заключённые негативно оценивали тот факт, что именно в их лагпункте кинокартины не демонстрируют. Протестов в случае долгого отсутствия кинокартин лагерники не устраивали, но то, что в каждом отчёте и практически в каждом акте инспекторской проверки речь шла о показах фильмов или об отсутствии киносеансов, свидетельствует о важности этого вопроса, о его влиянии на атмосферу в среде заключённых.

Так, в отчёте о проделанной работе культурно-воспитательного отдела Обского ИТЛ за первый квартал 1948 г., подписанном майором Лембриковым, с плохо скрываемой досадой говорится о том, что «единственная кинопередвижка сгорела во время пожара, а новая была получена только в начале квартала».

Интересно, но буквально через полтора года, докладывая в ГУЛЖДС и ГУЛАГ о состоянии лагерного хозяйства Обского ИТЛ по итогам работы в 1949 г., и.о. обязанности начальника Строительства 501 майор Самодуров отмечает: «для обслуживания заключённых имеется кинобаза при которой имеются 10 кинопередвижек, закреплённых непосредственно за лаготделениями». Таким образом, констатируется, что в реальности кинобаза СУЛЖДС ликвидирована не была, её вместе с киноаппаратами передали в Обский ИТЛ. Подобное перемещение материальных ценностей и штатных единиц из состава Северного управления на баланс подотчётных ему лагерей в архивных документах можно зафиксировать неоднократно. Судя по всему, такая операция рассматривалась как вариант оптимизации (перераспределения) расходов между аппаратом управления Северного управления и входившими в его структуру исправительно-трудовыми лагерями.

«Где течет Енисей»

В Енисейском ИТЛ («Строительство 503»), образованном в 1949 г., первые полгода ушли на перемещение личного состава, материалов и техники к месту строительства «восточного крыла» Трансарктической магистрали – в Красноярский край. К ноябрю 1949 г. в лагпунктах на трассе развернулась реальная работа, однако трудности начального периода стройки присутствовали в полном объеме. Недавно назначенный на должность начальника культурно-воспитательного отдела Енисейского ИТЛ (бывший сотрудник КВО Северного упарвления лагерей железнодорожного строительства) капитан Гранцев констатировал, что на лето-осень 1949 г. главной задачей для его подразделения: «стала необходимость добиться получения до конца навигации кинопередвижек, необходимого культинвентаря, красок, приобрести для контингента библиотеку».

-5

В середине 1950 г., инспектируя лагпункты «Строительства 503», заместитель начальника Северного управления ИТЛ подполковник Боровицкий докладывал в отчёте на имя начальника ГУЛАГа МВД СССР генерал-лейтенанта И. Долгих: «На всех лагерных пунктах проводится первоочередное обслуживание отличников и передовиков производства кино и другими культурно - массовыми мероприятиями. Кинофильмы демонстрируются для заключённых не менее 2-3 раз в месяц. За отчётный период дано 1372 киносеансов. Были продемонстрированы кинокартины: «Константин Заслонов», «Сельский врач», «Ошибка инженера Кочина», «Пржевальский», «Крейсер-варяг», «Кубанские казаки», «Далеко от Москвы», «Честь и слава», «Стальной солдат», «Алитет уходит в горы», «Невидимый фронт», «Алишер Навои», «Аринка», «День военно-воздушного флота СССР», «Большой концерт», «Непокоренный город», «На арене цирка» и другие всего 30 кинокартин».

Впрочем, тот же Боровицкий, уже в статусе начальника Северного управления ИТЛ в январе 1951 г., в подписанной им «Докладной записке о состоянии и работе лагерного сектора за 1950 г.» констатирует: «крупнейшим недостатком культвоспитработы является неорганизованность, необеспеченность показа кинокартин, не только на отдалённых, но и на близко расположенных к Управлению колоннах».

Заместитель начальника Северного управленияподполковник Боярский по итогам работы лагерного хозяйства в 1949 г. докладывал: «Демонстрирование кино-картин в IV квартале было проведено в количестве 1080 сеансов с охватом 160 650 человек».

На «необеспеченность» лагпунктов регулярными показами кинофильмов в 1949–1950 гг. неоднократно указывается в актах инспекторских проверок как представителей центрального аппарата ГУЛЖДС, так и самого Северного управления. При этом речь шла не только о «Строительстве 503», ещё только разворачивающим свою деятельность в междуречье рек Пур и Енисей, но и о лагпунктах сравнительно благополучного «Строительства 501». Возможно, дело состояло в том, что в этот период передовые колонны строителей существенно оторвались от своего управленческого центра в г. Салехард, ослабив, в том числе, и связи по линии культурно-воспитательной работы.

-6

В следующем, 1951 г., судя по отчётным документам Обского и Енисейского ИТЛ, ситуация изменилась в лучшую сторону. В «Докладной записке о политмассовой и культурно-воспитательной работе среди заключённых Обского ИТЛ и Строительства 501 МВД СССР за первое полугодие 1951 г.» за подписью начальника политотдела капитана Любаева и начальника КВО майора Лобанова приводятся такие данные: «За первое полугодие 1951 г. для обслуживания заключённых кинокартинами при КВО Управления работало 14 кинопередвижек. Показ кинокартин ведётся согласно графика не реже 2-х раз в месяц в каждом лагпункте. В первом отделении имеется вагон-клуб с кинопередвижкой, которым обслуживались железнодорожные районы – околотки».

В каждом отчётном документе СУЛЖДС, где оценивалось качество культурно-воспитательной работы, упоминалось о деятельности «кинопередвижек» и проведённых киносеансах. В случае, если кино в зонах в течение нескольких месяцев не демонстрировалось, проверяющие обязательно упоминали об этом как о негативном факте, а виновные в этих недоработках сотрудники культурно-воспитательных частей персонально наказывались.

В докладе на имя начальника ГУЛЖДС Ф. Гвоздевского, по итогам проверки Обского ИТЛ за первый квартал 1951 г. подчёркивалось: «плохо поставлена работа кинопередвижек в отделениях, на л/п 9-го отделения кино-картины демонстрируются раз в 3-4 месяца, на л/п 4-го отделения не чаще одного раза в два месяца, а на некоторых лагпунктах 1-го отделения кино-картины не демонстрировались с августа 1950 г.».

-7

При проверке в феврале 1951 г. лагпунктов 4-го отделения Обского ИТЛ комиссией под руководством подполковника Анашкина в акте обследования отмечалось: «кинокартин на ряде лагпунктов не было по два месяца».

На критику со стороны инспекции Северного управления практики работы культурно-воспитательных частей в лагпунктах постарались отреагировать оперативно. В 1952 г. в Обском ИТЛ «для обслуживания заключённых кинокартинами от КВО Управления работало 13 кинопередвижек: из них два аппарата стационарного типа, все кинопередвижки закреплены за киномеханиками и распределены по лагерным отделениям, киномеханики работают согласно графика, из расчёта показа не менее 2-х, 3-х кинокартин в месяц на каждом лагерном пункте…..для лучшего и полного охвата обслуживанием кинокартинами, проживающих на околотках, станциях, при лаготделениях 1-го и 2-го ж/д районов работают два вагона – клуба, которые снабжены электростанциями», - говорится в докладе о работе «Строительства 501» за первое полугодие 1952 г., за подписью начальника Обского ИТЛ подполковника Самодурова и начальника культурно-воспитательного отдела подполковника Егорова.

По итогам 1951 г. в отчёте о работе Енисейского ИТЛ сообщается: «каждый заключённый имел возможность во втором полугодии посмотреть не менее трёх картин в месяц, всего за этот период дано 1051 киносеанса».

Заключённый Енисейского ИТЛ В. Басовский о жизни в лагере близ Ермаково вспоминал: «Постановки или фильмы показывались каждый день. Никаких ограничений для нас не было – хоть каждый день ходи».

Кино не будет

В 1953 г., когда объёмы работ на строительстве железной дороги Салехард–Игарка сократились, вновь стал вопрос о киносеансах в лагпунктах, уже в негативном свете. На собрании партактива Обского ИТЛ и «Строительства 501 МВД СССР» в январе 1953 г. отмечалось: «За последнее время все чаще и чаще стали поступать заявления от заключённых по поводу полного отсутствия культурно-воспитательной работы в лагпунктах. Или отмечается, что в некоторых лагпунктах прекратили демонстрацию кинокартин. Почти не поступают газеты и другая политическая литература».

-8

Сокращение объёмов строительно-монтажных работ повлёк за собой и снижение интенсивности культурно-воспитательного процесса. Демонстрация кинофильмов в лагпунктах оказалась одним из самых верных индикаторов общего ухудшения качества работы культурно-воспитательных отделов и частей. И это положение вещей оказалось зафиксировано, в том числе и парторганизацией «Строительства 501». Без кинокартин в зоне становилось особенно безрадостно и тоскливо. Однако руководству стройки в этот момент уже точно было не до налаживания кинообслуживания в лагерях.