Найти в Дзене
Социум

Если ударил один раз — ударит ещё и ещё... | Домашнее насилие | Насилие в семье | Социум

Однажды друзья мужа пришли к нам, когда Славик болел ангиной. Сын лежал в кровати с температурой, а друзья Андрея всё не уходили. Из комнаты доносился громкий смех и нецензурная брань. Я зашла к ним и попросила закругляться. Через несколько минут мужчины собрались и ушли. Андрей вошёл в детскую, где я сидела около кровати больного сына. Он был сильно пьян. Он стал орать: «Да кто ты вообще такая, чтобы мне приказывать?! Ты здесь никто, я тебя обеспечиваю, ты от меня полностью зависишь! Сиди и не тявкай! Захочу — будем здесь с мужиками месяц бухать, а ты будешь нам пепельницы менять и жрать готовить!» Он размахнулся и залепил мне пощёчину. После этого муж стал избивать меня регулярно. Я терпела побои три года. Подругам и родителям ничего не рассказывала, было ужасно стыдно. Я не хотела разрушить картину образцовой семьи, ведь о нас думали именно так. Обращаться за помощью даже не думала. Рассуждала так: образования у меня нет, работы тоже. Если муж меня выгонит, я останусь одна, ведь ком
Оглавление

Однажды друзья мужа пришли к нам, когда Славик болел ангиной. Сын лежал в кровати с температурой, а друзья Андрея всё не уходили. Из комнаты доносился громкий смех и нецензурная брань. Я зашла к ним и попросила закругляться. Через несколько минут мужчины собрались и ушли. Андрей вошёл в детскую, где я сидела около кровати больного сына. Он был сильно пьян. Он стал орать: «Да кто ты вообще такая, чтобы мне приказывать?! Ты здесь никто, я тебя обеспечиваю, ты от меня полностью зависишь! Сиди и не тявкай! Захочу — будем здесь с мужиками месяц бухать, а ты будешь нам пепельницы менять и жрать готовить!» Он размахнулся и залепил мне пощёчину. После этого муж стал избивать меня регулярно.
Я терпела побои три года. Подругам и родителям ничего не рассказывала, было ужасно стыдно. Я не хотела разрушить картину образцовой семьи, ведь о нас думали именно так. Обращаться за помощью даже не думала. Рассуждала так: образования у меня нет, работы тоже. Если муж меня выгонит, я останусь одна, ведь кому я нужна в тридцать-то лет? Может быть, это продолжалось бы до сих пор, если бы не один случай. Андрей бил меня по ночам, на кухне, когда наш сын уже спал. Мы были уверены, что он ни о чём не догадывается. Как-то раз утром, когда Андрей уехал на работу, мой шестилетний сын пришёл ко мне в комнату весь заплаканный и сказал: «Мамочка, если он тебя ещё хоть раз пальцем тронет, я его убью!» Я рыдала весь день. Вечером вызвала полицию и скорую. Андрея забрали на несколько дней.
Потом были суды, бракоразводный процесс, слёзы, скандалы. После развода мне досталась однокомнатная квартира на окраине Петербурга, где мы со Славиком сейчас живём. Я очень жалею, что не подала на развод раньше — после той первой пощёчины. Если ударил один раз — ударит ещё и ещё.

Эта одна из множества историй проявления домашнего насилия, о котором в последнее время нередко спорят, и сегодня мы попытаемся обсудить данное явление с максимально разных сторон.

Согласно исследованию за 2019 год, 24% опрошенных россиян сталкивались с домашним насилием в ближайшем окружении, в том числе в собственной семье. При этом в полицию обращаются немногие. По экспертным оценкам, около 60–70% женщин, столкнувшихся с такой ситуацией, не идут в органы правопорядка. Одни не доверяют полицейским, другие не готовы разрушать семью, третьи просто не уверены, что справятся с бюрократическими процедурами и юридическими тонкостями.

На самом деле природа домашнего насилия, как и в целом, любого насилия, вполне проста. Так или иначе, человек – животное, пусть и с мышлением. Но если посмотреть, на поведение животных в той или иной ситуации, то кое-что прояснится. Конечно, употреблять термин «Конфликт» в контексте животных, полный абсурд, но так или иначе, ведь очевидно, что для животных единственный способ влияния на окружающий их мир – это насилие и физическая сила. Животные не будут мериться деньгами, машинами или прочтенными книгами. Кто сильнее, тот и забирает самку, кто сильнее тот и забирает пишу, кто сильнее – тот вообще ест. А как мы уже сказали ранее человек с точки зрения природы – живое существо, то есть животное, и в ситуациях с применением насилия, условно можно сказать, что природная часть преобладает над мыслительной и социальной. Это не в коем случае не оправдание, просто попытка понять сущность применения насилия.

Вернемся же к главной теме видео.

Чем же тогда домашнее насилие отличается от любого другого вида проявления силы, и что вообще такое, домашнее насилие?

Существует несколько вариантов обозначения проблемы: «домашние насилие», «семейное» или «партнерское». Само словосочетание подразумевает, что это насилие происходит между людьми, находящимися в личных отношениях — супругами или партнерами, иногда бывшими и необязательно живущими вместе, независимо от того, гетеросексуальная это пара или гомосексуальная. Очень важно различать семейный конфликт, который носит разовый характер, и партнерское насилие — регулярно повторяющиеся или учащающиеся инциденты, следующие определенному паттерну.

Конфликт, каким бы острым он ни был, переходит в категорию домашнего насилия, только когда происходит по одной и той же схеме как минимум дважды. Принципиальное отличие в том, что семейный конфликт носит локальный изолированный характер и возникает на почве конкретной проблемы, которую теоретически возможно разрешить, к примеру, с помощью психолога или юриста. Проще говоря, у конфликта есть начало и конец. Партнерское насилие — это система поведения одного члена семьи в отношении другого, в основе которой лежат власть и контроль. Оно не имеет под собой конкретной причины, кроме той, что один из партнеров стремится контролировать поведение и чувства другого и подавлять его как личность на разных уровнях.

Под домашним насилием в обществе принято понимать в первую очередь ФИЗИЧЕСКОЕ насилие, оно же рукоприкладство. Действительно, это один из самых распространенных типов насилия в семье: по данным кризисного центра «АННА», каждую третью россиянку бьет муж или партнер. К физическому насилию относятся не только побои, но и удерживание, удушение, причинение ожогов и другие способы нанесения телесных повреждений, вплоть до убийства. Однако существуют и другие виды домашнего насилия: сексуальное, психологическое и экономическое.

СЕКСУАЛЬНОЕ насилие в семье — это принуждение к сексуальным действиям с помощью силы, шантажа или угроз. По результатам исследований, проведенных в России в 1996 и 2000 году, примерно каждую четвертую российскую женщину мужья принуждают к сексуальным отношениям против их воли. Это напрямую связано с представлением о сексе как о «супружеской обязанности», которую женщина должна выполнять вне зависимости от своего желания, и общем представлении о динамике сексуальных отношений, в которых женщина «даёт», а мужчина «берёт».

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ насилие — это систематические оскорбления, шантаж, угрозы, манипулирование. Его подвидом является насилие с участием детей, от использования детей как заложников до угроз навредить детям, если партнер не будет подчиняться.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ — это лишение одного из партнеров финансовой свободы, от утаивания доходов до ситуаций, в которых один партнер полностью забирает зарплату другого и не позволяет ему участвовать в принятии финансовых решений. Проблема заключается в том, что физическое или сексуальное насилие возможно доказать и они являются преступлениями, а экономическое и психологическое — нет. Нередки случаи, когда один из партнеров применяет все виды насилия одновременно.

Стоит учитывать, что домашнему насилию подвержены не только женщины, но и мужчины, но это достаточно редкие случаи.

Существует мнение, что домашнему насилию подвержены лишь неблагополучные семьи, а в обеспеченных и образованных парах такой проблемы нет. Это не так. По данным исследования, проведенного советом женщин МГУ, с домашним насилием сталкиваются 61,6 % неблагополучных семей и 38,4 % благополучных. При этом у семей с низким достатком и низким уровнем образования проблемы чаще связаны с алкоголизмом и применением физического насилия. В семьях с высоким уровнем образования, но низким достатком в большей степени развито экономическое и психологическое насилие (изощренные психологические манипуляции и так далее). Домашнее насилие в семьях с высоким уровнем дохода чаще всего носит характер физического и сексуального.

Дело еще и в том, что в неблагополучных семьях проблема насилия более заметна, так как эти семьи могут посещать социальные работники или опека, например, из-за поведения ребенка. Убийства партнера на бытовой почве тоже чаще происходят в маргинализированных семьях, для которых устрашающе типична схема «распитие — ссора — нож». Подобные истории проникают и в прессу, становятся материалом для репортажей, с фотографиями, именами, частными историями. Попасть в «статусные» слои таким образом невозможно: пока не доходит до жестокой расправы или убийства, никто ничего не подозревает.

Все, с самым очевидным мы закончили, дальше будет посложнее. И стоит оговориться, так как будут затронуты темы, не подверженные точному анализу, будь то статистика или что-то иное. Поэтому мы не исключаем возможной субъективности суждений. А теперь приступим.

Чем же домашнее насилие отличается от любого другого?

Для начала, в случае домашнего насилия пострадавший чаще всего находится в постоянном контакте с насильником и нередко зависит от него экономически. С человеком, который условно ударил вас на улице, не приходится видеться каждый день и находиться постоянно в одном помещении. В ситуации домашнего насилия у пострадавших часто нет возможности быстро найти жилье, а постоянно быть рядом с насильником значит постоянно быть в опасности. Нередко женщины сами принимают решение условно не разрывать отношений или брак, не переезжать на время, например, к родителям или к друзьям в надежде что-то изменить.

Есть также психологические факторы — после длительных отношений с постоянным давлением, угрозами, часто побоями, может развиться бытовой стокгольмский синдром.

Что же касается правового решения вопроса. На данный момент специального закона о семейном насилии в России нет. Наиболее часто к ситуациям домашнего насилия применяют статьи УК РФ: 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»), 112 («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»), 115 («Умышленное причинение легкого вреда здоровью») 116 («Побои») и 119 («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»). Стоит учитывать, что пострадавшие часто не заинтересованы в возбуждении дела против своего партнера, особенно если им кажется, что еще есть возможность сохранить семью. В полицию обращаются, потому что хотят прекратить насилие «в данный момент», в надежде, что оно больше никогда не повторится. Так же стоит отметить, что в ГосДуму вносился законопроект о домашнем насилии, но был отклонен. История данного законопроекта тянется очень долго, и в ней присутствует множество нюансов и тонкостей, которые мы не готовы разбирать ввиду не достаточной правовой квалификации.

Вывод.

Дальше будет высказано полностью субъективное мнение!

Домашнее насилие на 100% является реально существующей проблемой, в решении которой есть очень большое количество нюансов, как и в целом в решении многих других проблем.

Как мне кажется, законопроект, который вносился в госдуму в той форме, в которой он был, абсолютно бессмысленен, его реализация не даст никакого эффекта, а если немного пофантазировать и подумать, как его могли бы реализовывать на самом деле, то он так же мог нанести и вред, как конкретно жертвам домашнего насилия, так и обществу в целом.

Если ныне существующие законы не позволяют жертвам защититься от домашнего насилия, по множеству причин, почему мы должны предполагать, что появление каких-либо еще законов изменит это.

Далее в контексте жертв домашнего насилия я часто буду упоминать именно женщин, так как именно они чаще всего и являются жертвами.

Так вот, в женщинах тоже очень важный нюанс. В настоящее время разворачиваются споры, виновата ли жертва в том, что по отношении к ней было применено насилие. Чисто формально – нет. Но от формальной невиновности не уменьшить последствий. Если мы реально хотим бороться с домашним насилием, женщинам просто необходимо понимать, что какие-то их действия могут быть провокационными и могут вызвать насилие в свою сторону.

Давайте объясню мысль на аналогии.

Когда я перехожу дорогу на пешеходном переходе, я обязательно поглядываю по сторонам, даже в момент перехода дороги, что по сути не является обязательным, так как перед тем, как выйти на пешеход, я убедился в том, что никто не едет. Зачем же я это делаю? Потому что, если я этого не буду делать, то могу не заметить, как какой-то водитель, ввиду абсолютно любых причин, это не имеет значения, едет на всей скорости и не сбавляет ее передо мной. Если я его увижу, я успею как-то отреагировать и, возможно, спасу себе жизнь. Конечно, формально, я мог бы этого не делать, потому как если этот водитель собьет меня то он нарушит закон и скорее всего будет наказан, только есть одно НО, если я погибну или останусь инвалидом, мне уже будет в целом все равно, его наказание никак не изменит моего состояния здоровья. Именно поэтому, я делаю то, что по сути не должен, постоянно нахожусь во внимании даже на пешеходном переходе, и моя фактическая правота меня никак не успокаивает.

Так к чему я это все. Если вы реально пытаетесь спасать жертв домашнего насилия, разве не имеет смысла объяснять еще и то, что реальная провокация может повлечь последствия и не важно, насколько ты права. Безусловно, есть крайние случаи, когда насильника ничто не остановит и его действия никак не связаны с провокациями, но это редкие исключения, большая часть случаев домашнего насилия происходят на фоне бытовых конфликтов.

Моя мысль такова, что если девушке в семье угрожает насилие, она может и наверное даже должна покинуть эту зону опасности как можно скорее, но, к сожалению, далеко не все готовы и хотят это делать, так может отталкиваясь от исходных данных, чтобы снизить уровень насилия здесь и сейчас хотя бы объяснять им, что если ты точно выбрала остаться, только ради своего здоровья и не смотря на то что ты права, лучше быть аккуратнее?

Ну и параллельно с этим проводить уже более масштабную работу по скажем так, перевоспитанию девушек, чтобы в случае опасности, они могли уходить не задумываясь?

В конце поставлю вопрос для вас. Я пока для себя не могу ответить на него с полной уверенностью. Будет интересно почитать ваше мнение. Вопрос звучит так, если вам кажется, что человек находится в опасности, стоит ли спасать его, учитывая, что он говорит, что ему не нужна помощь. Обязательно пишите в комментариях, повторюсь, будет интересно почитать.

Не забудьте поставить лайк, если вам понравилось, а мы не прощаемся.

__________________________________________________________________________________________

Данная статья является сценарием ролика, который можно:

Смотреть на YouTube

Смотреть на Rutube

Смотреть ВКонтакте

Смотреть на Дзен