Найти в Дзене
Литература для ЕГЭ

М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» Разбор

Оглавление

Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841)

Полное название: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Год создания: 1837

Первая публикация: 1838 г., «Литературные прибавления к "Русскому инвалиду"» (анонимно, с подписью «…въ»)

Направление: романтизм

Род: лироэпос

Жанр: историческая поэма

Тематика и проблематика

Темы: личность и государство, свобода / несвобода, правда и честь, русский национальный характер, вседозволенность власти.

Проблемы:

  • Как власть может влиять на личность?
  • Может ли личность постоять за себя?
  • Власть и приближенные к власти - зло?

Композиционные особенности

Запев (обращение к царю Ивану Васильевичу):

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова;
Мы сложили ее на старинный лад,
Мы певали ее под гуслярный звон И причитывали да присказывали.

Два припева (разделяют между собой части произведения):

Ай, ребята, пойте - только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте - дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина И боярыню его белолицую!

Концовка (воздание чести купцу Калашникову, его жене Алёне Дмитревне и всему народу):

Гей вы, ребята удалые,
Гусляры молодые,
Голоса заливные!
красно начинали - красно и кончайте, Каждому правдою и честью воздайте.
Тороватому боярину слава!
И красавице боярыне слава!
И всему народу христианскому слава!

История публикации и восприятие

Издание поэмы столкнулось с цензурными препонами из-за предыдущих произведений Лермонтова (в частности, стихотворения «Смерть поэта»). Благодаря ходатайству В.А. Жуковского она всё же вышла в свет, но без указания автора.

Исторический контекст

Действие происходит в эпоху опричнины (1565–1572) – периода жестоких репрессий при Иване Грозном.

Главные исторические реалии:

  • Кирибеевич – опричник из рода Скуратовых (Малюта Скуратов – известный деятель опричнины)
  • Царский пир: присутствуют стольники (организаторы трапез) и бояре (высшая знать)
  • Купеческое сословие: к нему принадлежат Калашников и его жена

Культурные и бытовые детали

  • Женские косы: Алёна Дмитриевна носит две косы (знак замужества)
  • Кулачные бои: запрещённая церковью традиция (сравнимая с языческими обрядами)
  • Лобное место: в поэме – место казни (хотя исторически использовалось редко)
-2

Особое значение

Произведение сочетает:

  • Христианские мотивы (нравственный выбор, покаяние)
  • Языческие пережитки (кулачные бои)
  • Народное представление о справедливости

Эта глубокая историко-культурная основа делает поэму Лермонтова уникальным явлением в русской литературе.

Литературный анализ произведения

Жанровые особенности

«Песня про купца Калашникова» представляет собой историческую поэму, так как в ней изображён конкретный исторический период и упоминаются реальные личности. Произведение создано в народной стилистике: его композиция соответствует традициям фольклорных песен, а сюжет основан на народных мотивах.

Персонажи, их образы и взаимоотношения

Кирибеевич — знатный опричник, приближённый Ивана Грозного, происходящий из рода Скуратовых. Коварный и лживый, он готов обманывать ради достижения своих целей:

Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом…

Он страстно влюблён в Алёну Дмитриевну, жену купца Калашникова, и ради обладания ею пренебрегает семейными устоями и христианскими заповедями.

-3

Алёна Дмитриевна — жена Калашникова, отличающаяся необыкновенной красотой:

На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы…

Она происходит из купеческого сословия и рано осталась сиротой:

Родной батюшка уж в сырой земле,
Рядом с ним лежит моя матушка…

Алёна Дмитриевна — верная и честная жена, но Кирибеевич, ослеплённый страстью, публично опозорил её, нанеся урон её репутации и чести семьи.

Купец Калашников — зажиточный торговец, «статный молодец». Не в силах стерпеть унижение, нанесённое его семье, он бросает вызов Кирибеевичу в кулачном поединке. Несмотря на то, что соперник — любимец царя и искусный боец, Калашников смело выходит против него «на страшный бой, на последний бой».

-4

Царь Иван Грозный изображён в поэме противоречиво. Он любит пиры и народные забавы, но при этом уважает твёрдость характера, с которой Калашников «ответ держит». Хотя государь суров, он остаётся верен своему слову:

Молодую жену и сирот твоих
Из казны моей я пожалую,
Твоим братьям велю от сего же дня
По всему царству русскому широкому
Торговать безданно, беспошлинно.
-5

Конфликт и его разрешение

В основе поэмы лежит двухуровневый конфликт:

  1. Нравственный конфликт между Кирибеевичем, нарушившим семейные и христианские устои, и Калашниковым, защищающим честь своей семьи. Это противостояние добра и зла, где:
  2. - Кирибеевич олицетворяет беззаконие и страсть, переступающую через мораль
  3. - Калашников становится защитником правды, готовым погибнуть за справедливость
  4. Социальный конфликт между:
  5. Простым человеком (купцом), царской властью и опричниной

Разрешение конфликта трагично:

  • Калашников побеждает в поединке, но казнён царём
  • Правда остаётся нравственной победой героя
-6

Художественные особенности

Лермонтов стилизует поэму под народное сказание, используя:

1. Фольклорные приёмы:

Эпитеты:

«очи зоркие», «добрый молодец», «сырая земля»

Сравнения в народном духе:

«Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка»

Инверсии:

«коня доброго», «саблю острую»

2. Устаревшая лексика:

  • Историзмы (обозначают исчезнувшие реалии):
  • «парчевой кафтан» (парча – ткань с золотыми нитями; кафтан – старинная одежда)
  • «кушак шёлковый» (широкий пояс)
  • Архаизмы (устаревшие слова):
  • «очи» (глаза), «молвит» (говорит)

Нравственная проблематика

Калашников воплощает народный идеал:

  • Не ищет царской милости
  • Принимает смерть с достоинством
  • Заботится о семье даже перед казнью

Авторская позиция:

Калашников воплощает народные представления о чести и достоинстве. Он не обращается к царю с жалобами на опричника, не ищет защиты для себя и готов стойко принять смерть. Его заботит только будущее жены Алёны Дмитриевны и детей.