Если фильм с Куравлёвым – значит, точно стоит глянуть! И правда ведь, больше 250 ролей превратили Леонида Вячеславовича в одного из самых узнаваемых и любимых лиц советского и российского кино. За многолетнюю карьеру он подарил нам столько ярких образов, что и не сосчитать. А при этом в жизни оставался человеком особенным, со своим, весьма непростым характером.
На пути к славе
Кто бы мог подумать, что его чуть не вышвырнули из ВГИКа за профнепригодность! Сам Куравлёв потом не раз удивлялся: "И как меня только взяли учиться?".
Был он парнем зажатым, скованным, в себе не уверенным. Стеснительность просто душила его, мешала раскрыться, и преподы всерьёз сомневались – выйдет ли из него толк?
Но что-то щёлкнуло. То ли учителя разглядели в нём скрытую искру, то ли сам Лёня перешагнул через свои страхи. Первые киноработы показали – перед нами настоящий самородок, с редким даром превращаться в кого угодно.
В фильмографии Куравлёва кого только нет – играл всех подряд, от простых сантехников до самого Горбачёва, от матёрых уголовников до генералов МВД. И каждую роль проживал так убедительно, словно чужую судьбу на себя примерял и носил её от первого до последнего кадра.
Куравлёв и Высоцкий: не срослось
Любопытная история вышла на съёмках культового "Места встречи изменить нельзя", где Куравлёв сыграл вора-рецидивиста по кличке Копчёный. Работа с Высоцким в роли Жеглова могла перерасти в крепкую мужскую дружбу, да вот не срослось.
На репетиции сцены в бильярдной Куравлёв пытался нащупать правильную походку и манеру разговора для своего уголовника. Когда не особо получалось, Высоцкий взял и показал, как надо – да так мастерски! Все грохнули со смеху, громче всех сам Куравлёв, и тут же предложил снимать. С первого дубля всё вышло отлично.
Казалось бы, такой профессиональный контакт должен был сблизить актёров. Но Высоцкий с его широченной душой и любовью к шумным посиделкам заметил, что Леонид сторонится подобных сборищ. И как-то раз Владимир Семёнович подколол коллегу насчёт этой его особенности. Куравлёв смолчал, но будучи человеком обидчивым, принял близко к сердцу. С того дня старался держаться от Высоцкого подальше.
Коллеги только плечами пожимали – ну что поделать, слишком разные люди, не совпали характерами. Один – яркий, взрывной, эмоции через край; другой – сдержанный, в себе замкнутый, тихие разговоры шумным застольям предпочитающий.
На съёмочной площадке: взгляд изнутри
А вот с Владимиром Конкиным у Куравлёва сложилось куда теплее. На площадке "Места встречи" они оба были "костровыми" – готовили для всей группы угощение на огне.
Леонид Вячеславович даже поделился с коллегой своими секретами шашлыка. Конкин вспоминает, что они частенько болтали о книжках, и нередко смотрели на вещи одинаково.
Конкин же отмечал поразительную способность Куравлёва перевоплощаться: вот только что был мягкий, интеллигентный человек – и вдруг на площадке мгновенно превращается в прожжённого бандюгу!
Добрым словом вспоминают совместную работу и актёры с "Афони". Евгения Симонова, сыгравшая его возлюбленную, рассказывала, что у Леонида Вячеславовича возникли проблемы только с одной сценой – постельной. Хотя ничего такого снимать не собирались, актёр наотрез отказался снимать майку и штаны, твердя, что он "вовсе не качок". Так и лёг под одеяло одетым.
Музыкант Андрей Макаревич, под чьи мелодии Куравлёв отплясывал в "Афоне", просто обалдел от того, сколько всего актёр сумел выразить в танце: тут тебе и грусть, и ирония, и безнадёга, и отчаяние.
С Гайдаем на одной волне
Сам Леонид Вячеславович считал огромным везением работу с режиссёром Леонидом Гайдаем. В "Иване Васильевиче..." он создал образ обаятельного жулика Жоржа Милославского, которого зрители полюбили, несмотря на весьма сомнительную мораль персонажа.
Занятно, что в пьесе Булгакова этот тип был прописан как примитивный уголовник. Именно Куравлёв сделал его остроумным, весёлым и сообразительным, добавив от себя кучу находок.
С теплотой вспоминает совместную работу и Наталья Варлей. На съёмках "Вия" во время полёта гроба по церкви она выпала из него и полетела вниз головой с трёхметровой высоты. Леонид Вячеславович среагировал мгновенно и успел её подхватить, спас от серьёзных травм.
Варлей также рассказывала, как тщательно Куравлёв готовился к роли – старательно зубрил слова молитв и песен на украинском языке. Вот таким въедливым и ответственным он был в профессии.
Семейная жизнь: верность одной женщине
При всех успехах в кино главным для Леонида Вячеславовича всегда оставалась семья. Актриса Людмила Цветкова говорила, что Куравлёв был редким типом мужчины с "лебединой верностью" к единственной женщине – своей жене Нине.
В актёрской среде, где романчики и интрижки на съёмках – дело обычное, он выделялся своей преданностью. Никогда не заигрывал с коллегами-женщинами, не пытался привлечь внимание – просто боготворил свою Ниночку.
В 2012 году Леонид Вячеславович потерял жену, и это стало для него настоящим ударом. До самой смерти в январе 2022 года он регулярно ходил на её могилу на Троекуровском кладбище, приносил живые цветы. Портрет любимой супруги актёр всегда носил на груди, под рубашкой.
Нина Маслова, коллега по цеху, замечала, что поговорка "время лечит" тут не работала. Актёр переживал потерю очень глубоко. После ухода жены он практически исчез с публики, ушёл в себя. Поддерживали его только самые близкие – сын Василий, дочь Екатерина и трое внуков.
Такая стойкость, верность и преданность Куравлёва вызывали искреннее восхищение в Гильдии актёров Союза кинематографистов.
Прощание с мастером
Леонид Куравлёв покинул нас в конце января 2022 года. Его уход стал огромной потерей для нашего кино. Таких актёров – с невероятной способностью к перевоплощению и при этом верных своим жизненным принципам – действительно больше не делают.
Но с нами остаётся его наследие – десятки фильмов, которые мы с удовольствием пересматриваем снова и снова. Остаются его герои – такие разные и такие запоминающиеся. И остаётся память о человеке, который не изменял ни своему призванию, ни своей любви.