Найти в Дзене
Московский Ветер

Tatra RT6N1: чешская лебединая песня

Оглавление
Источник: transphoto.org
Источник: transphoto.org

Предыстория

Группа ČKD была одной из крупнейших инжиниринговых компаний в Чехословакии. Она известна по таким трамваям, как Tatra T3, Tatra KT4D, Tatra KT8D5. T3 с КТМ-5 делят звание самых популярных трамваев вообще, и до сих пор T3 - самый распространённый трамвай в мире, особенно на территории бывшего СССР.

И вот Советский Союз рушится. Варшавский блок уходит в историю вместе с ним. На месте единого государства - 15 новых стран. На месте его друзей - новые соперники. Государственные предприятия, так востребованные в советское время, пустеют с каждым днём и сдают свои помещения в аренду. Местные сотрудники уходят в частный сектор, "иностранные" уезжают на свою родину.

И вы среди этого - ЧКД. Вы со своим надёжным, но устаревшим хламом банально никому не нужны. Вы проигрываете конкуренцию своим бывшим коллегам. Вы на грани банкротства. ЧКД решил разработать новый трамвай с нуля, не основываясь на предыдущих разработках.

Разработка

Разработка началась в 1990 году. Трамвай должен был быть трёхсекционным, полунизкопольным и односторонним. Вместе с односторонней версией RT6N1 проектировалась и двухстороняя версия RT6N2, но она не была реализована. Позднее индекс RT6N2 был использован для одной из модификаций RT6N1.

Прототип будущего трамвая был разработан уже через 3 года, в 1993, и был представлен на ярмарке Autotec в Брно.

Трамвай, побывавший на ярмарке. Источник: transphoto.org
Трамвай, побывавший на ярмарке. Источник: transphoto.org

Параллельно с Tatra RT6N1 Познаньским Заводом Цегельского (HCP), который вместе с Konstal переживал не лучшие времена, разрабатывался свой полунизкопольный вагон - HCP 115N на базе Konstal 105N.

Konstal 105N в Познани. Из двух подобных вагонов был сделан HCP 115N. Источник: transphoto.org
Konstal 105N в Познани. Из двух подобных вагонов был сделан HCP 115N. Источник: transphoto.org

В 1994 году HCP было куплено два познаньских вагона Konstal 105N под номерами 163 и 164. В середине 1995 года сборка трамвая была закончена. Вагон презентовали на Познаньской Международной Ярмарке - крупнейшей промышленной ярмарке в Польше.

HCP 115N - построен в единственном экземпляре. Источник: kmk.krakow.pl
HCP 115N - построен в единственном экземпляре. Источник: kmk.krakow.pl

Так в Польше появился первый отечественный полунизкопольный трамвай. Правда, он остался лишь опытным экземпляром.

Наконец, в 1996 году, началось серийное производство трамваев Tatra RT6N1.

Судьба вагонов в Чехии

Брно

В 1994 году, когда проводились ранние тесты RT6N1, после показа на ярмарке Autotec Городская Транспортная Компания Брно (DPMB) начала переговоры с ЧКД, и заказала шесть двухсторонних трамваев RT6N2 - которые так и не были реализованы. После испытаний прототипа компания решила заказать четыре трамвая RT6N1. Трамваи были произведены во второй половине 1996, первые три вагона были доставлены в марте 1997, а четвёртый - в мае. После множества проверок трамваи был введены в тестовую эксплуатацию.

И сразу же столкнулись с высокой аварийностью - проблемы возникли со скольжением колёс, статическим преобразователем, дверями, тормозами и много чем ещё. Но в особенности с тормозами. Их чинили работники ЧКД на месте. Все вагоны были сняты с эксплуатации в мае 1998, так как Железнодорожное Управление Чехии потребовало устранить все дефекты - что было сделано уже летом.

В 1998 DPMB подписало контракт с ЧКД о поставке ещё 10 трамваев RT6N1 и возможности последующей поставки ещё 50 машин, в том числе двухстороннего варианта. Ни первые 10, ни тем более последующие 50 не были поставлены - в 1998 году ЧКД уже был на последнем издыхании.

Tatra RT6N1 1803. Источник: transphoto.org
Tatra RT6N1 1803. Источник: transphoto.org

Второй и третий трамвай под номерами 1802 и 1803 были реконструированы и эксплуатировались до окончания разрешения на тестовую эксплуатацию в январе 2000 года. Четвёртый, 1804, не был и поэтому был снят с эксплуатации Железнодорожным Управлением - с того момента его разбирали на запчасти. А самый первый трамвай, 1801, был отправлен на реконструкцию на ЧКД. Реконструкция была завершена уже после банкротства, в 2001 году. Он эксплуатировался с перерывами до мая 2004 года, когда он был снят с эксплуатации из-за проблем со скольжением колёс и окончанием разрешения на тестовую эксплуатацию.

В 2002-2003 машина 1803 была реконструирована ещё раз, в этот раз на мощностях компании Pars Nova. Они известны тем, что собирали "Кобры" KT3R для России и KT3UA для Украины.

Хотя технически обновлённая машина проходила все тесты, она была снята с эксплуатации из-за проблем с преобразователем.

Новая эра для Брненских трамваев началась в 2007 году, когда Железнодорожное Управление выдало новое разрешение на тестовую эксплуатацию для реконструированных вагонов 1801 и 1803. DPMB починила первый из них, и вагон успешно прошёл тесты техники и безопасности. Однако, были нужны ещё несколько тестов для одобрения от Железнодорожного Управления, которые обычно проводятся производителем на опытных экземплярах. В конце июля 2008 года вагон получил разрешение на тестовую эксплуатацию, которая была завершена в октябре. По такому случаю трамвай получил имя «Жофинка» по аналогии с новыми вагонами Škoda 13T.

18 декабря 2008 года Железнодорожное Управление Чехии одобрило использование такого типа вагонов - спустя 15 лет с момента изготовления первого прототипа. Да, только сейчас - всё это время шли лишь испытания. На следующий день вагон 1801 получил "сертификат компетентности". Трамвай был введён в постоянную эксплуатацию 24 января 2009 года. 26 сентября 2009 года был введён в постоянную эксплуатацию вагон 1803, получивший наименование «Жанетка».

Вагон 1803 в декабре 2014 года. Источник: transphoto.org
Вагон 1803 в декабре 2014 года. Источник: transphoto.org

В течении 2010 года реконструировался вагон 1802, получивший прозвище "Третья Сестра". Его испытания состоялись 2 ноября, 17 февраля 2011 года он был введён в постоянную эксплуатацию. Его надёжность была наравне с другими вагонами, используемыми DPMB.

Трамвай 1803 был доставлен на промежуточный осмотр в декабре 2012 года; однако из-за загруженности мастерской и длительного срока поставки запчастей осмотр занял много времени и был завершён только в августе 2014 года. Тем временем, в мае 2014 года трамвай 1801 завершил километровый пробег для более высокого уровня осмотра и с тех пор не эксплуатируется.

В 2015 году DPMB приняло решение прекратить эксплуатацию вагонов RT6N1. Вагон 1803 последний раз вышел на линию в августе 2015. Осенью 2015 вагон 1804 был продан Транспортной Компании Познани. Вагон, простаивавший с 1999 года, был вывезен из депо Медланки 26 октября 2015 года.

Все Брненские вагоны Tatra RT6N1 в депо. Источник: transphoto.org
Все Брненские вагоны Tatra RT6N1 в депо. Источник: transphoto.org

Последним трамваем Tatra RT6N1 в постоянной эксплуатации стал вагон 1802 - последний раз он вышел на линию в январе 2016, после чего был снят с эксплуатации.

Последние дни эксплуатации вагона 1802. Источник: transphoto.org
Последние дни эксплуатации вагона 1802. Источник: transphoto.org

На рубеже 2017-2018 годов DPMB продала вагоны 1801 и 1802 познаньской компании Modertrans. Последний брненский трамвай RT6N1 1803 был куплен Техническим Музеем Брно для своей коллекции общественного транспорта. Так закончилась эксплуатация трамваев Tatra RT6N1 в Брно.

Прага

История пражских вагонов до 2001 года очень похожа на судьбу брненских трамваев RT6N1.

Пражские вагоны были произведены во второй половине 1996 года. Пражское предприятие общественного транспорта (DPP) получило 4 трамвая на рубеже 1996-1997 годов, которые получили нумерацию 9101-9104. После испытаний они были введены в тестовую эксплуатацию 25 августа 1997 года. Они часто снимались с эксплуатации из-за неисправностей. В 1998 году по требованию Железнодорожного Управления тележки всех вагонов были перестроены. Тестовая эксплуатация была прекращена в июне 1999 года. Разрешение на тестовую эксплуатацию истекло в конце 1999-го года.

Первая попытка возобновить эксплуатацию состоялась в 2001 году, когда вагон 9104 вместе с Брненским 1801 был передан на реконструкцию в ЧКД. Однако поездка от завода до депо закончилась поломкой, и вагон пришлось буксировать. После ремонта и нескольких тестовых запусков он был снова выведен из эксплуатации в начале 2002 года.

Вагон 9104. Источник: transphoto.org
Вагон 9104. Источник: transphoto.org

В 2004-2005 DPP решило попробовать другой метод реконструкции - за этим они обратились к уже известной нам компании Pars Nova. Вагон 9101 был реконструирован и получил индекс Tatra RT6N2, в рамках которого он получил обновлённое оборудование, модификации тележек, тормозов и прочего. Но испытания вновь закончились неудачей.

В 2009 все вагоны были проданы компании SKD Trade. Позднее спустя много перепродаж они окажутся в Познани. Так закончилась эксплуатация трамваев Tatra RT6N1 в Праге, даже не начавшись.

Судьба вагонов в Польше

Судьба трамваев Tatra RT6N1 в Польше намного лучше, чем в Чехии.

Пять вагонов, нумерованные 401-405 были доставлены в Познань в 1997. Ещё пять (406-410) были доставлены в 1998, но собраны уже на HCP - в начале статьи я упоминал, что они выпустили свой полунизкопольный трамвай за год до ЧКД. HCP планировали по лицензии продолжать выпуск RT6N1, но этому не суждено было сбыться.

Познаньские трамваи вошли в эксплуатацию 27 сентября 1997 года. Поляки столкнулись с теми же проблемами, что чехи, но Железнодорожное Управление Польши не настаивало на экстремальной надёжности, и проблематичные компоненты (тормоз средней тележки и разное электрооборудование) были убраны Транспортной Компанией Познани (MPKP). Дальнейшие реконструкции были выполнены HCP.

В 2010 польский производитель трамваев Modertrans выкупил пражские вагоны 9102 и 9103, которые было решено модернизировать в тип Tatra RT6-MF 06 AC. Машина 9102 была завершена первой и в Познани получила номер 405. После испытаний Modertrans также приобрёл вагоны 9101 и 9104 и начал модернизировать уже их. Реконструированные вагоны были введены в постоянную эксплуатацию весной 2014 года. С тех пор аналогичную модернизацию прошли все оригинальные познаньские вагоны.

Осенью 2015 года MPKP выкупила брненский 1804, разбиравшийся на запчасти. Modertrans планировала модернизировать его по аналогии с пражскими вагонами, что не было реализовано - возможно, из-за состояния вагона. В 2018 году MPKP выкупила Брненские вагоны 1801 и 1802. Modertrans модернизировала их и ввела в эксплуатацию в 2021 году под номерами 399 и 400.

Сейчас в Познани регулярно работает 13 из 16 приобретённых вагонов Tatra RT6N1. Все они были модернизированы. В Познани эти трамваи нашли себе место и успешно эксплуатируются.

Судьба ЧКД: Tatra RT6S

Последним реализованным проектом ЧКД стал трамвай Tatra RT6S, разработанный совместно с европейскими производителями транспорта Siemens и Duewag. От первых было получено электрооборудование, от вторых - тележки. Трамвай был представлен на Брненской торговой ярмарке 1996 года и тестировался в Праге ночью в 1998 году. В декабре вагон перевезли в Либерец, где он получил номер 85. Вагон специально перекрасили - за свой окрас он получил прозвище "Крокодил". После тестового пробега в 2000 километров, вагон был введён в постоянную эксплуатацию 31 декабря 1998 года. Ещё 5 вагонов должны были быть поставлены, но этого не случилось - ЧКД признали себя банкротом.

Tatra RT6S в Либерце. Источник: transphoto.org
Tatra RT6S в Либерце. Источник: transphoto.org

С конца 1999 года и до июня 2000 года вагон был снят с эксплуатации из-за проблем с электроникой и тормозами. В июле 2000 года вагон был введён в эксплуатацию, где проработал до конца 2003 года и больше не эксплуатировался.

С конца 2013 и до 2019 годов вагон был выкуплен горнолыжным курортом Герликовице, где служил рекламой. Сейчас вагон простаивает в депо.

Судьба HCP, Konstal и Modertrans

Забавный факт: ЧКД и HCP участвовали в одном тендере на транспорт для Познани. ЧКД - с RT6N1, HCP - со 115N. Заявка HCP была отклонена, а ЧКД по итогу победил.

HCP ещё несколько раз пытались зайти на рынок трамваев с вагонами Puma (118N) и 123N. После чего забросили попытки зайти на рынок трамваев.

Konstal произвели трамваи 112N, 114N и 116N. В 1997 году их выкупил Alstom, и с того момента они сфокусировались на производстве техники разработки Alstom.

Modertrans производил и продолжает производить трамваи. Их продукция эксплуатируется по всей Польше.

Tatra RT6N1 стала лебединой песней ЧКД. Но что бы случилось, если бы трамвай стал успешным? Как бы мы жили в мире, где ЧКД пережило 90-е? Пишите в комментариях и подписывайтесь на канал!