Найти в Дзене
Записки Патриота

Психология: Эксперимент Милгрэма

В начале 60-ых годов прошлого века, американский психолог и педагог Стэнли Милгрэм задался логичным вопросом – как нормальные люди в фашистской Германии пытали и убивали других нормальных людей? При этом все эти зверства происходили не в пылу боя, на в ситуации «или мы или нас». Нет, все это происходило буднично и притом в промышленных масштабах. Очевидно, что столько маньяков и психопатов просто не существовало в Германии. Но как тогда обычные бюргеры докатились до всего того, что происходило в Германии во время Второй мировой войны? Милгрэм считал, что в основе этого феномена лежала дисциплинированность немцев, которая сыграла с ними дурную шутку. Он решил, что привычка подчиняться вышестоящим настолько сильна, что легко преодолевает внутренние установки и воспитание. Придя к таким выводам, Милгрэм решил их проверить. Ему нужен был эксперимент, который бы показал, что человек отказывается (хотя бы временно) от своих убеждений под давлением приказа авторитетного лица. Здоровенный дети
Оглавление

В начале 60-ых годов прошлого века, американский психолог и педагог Стэнли Милгрэм задался логичным вопросом – как нормальные люди в фашистской Германии пытали и убивали других нормальных людей? При этом все эти зверства происходили не в пылу боя, на в ситуации «или мы или нас». Нет, все это происходило буднично и притом в промышленных масштабах.

Очевидно, что столько маньяков и психопатов просто не существовало в Германии. Но как тогда обычные бюргеры докатились до всего того, что происходило в Германии во время Второй мировой войны?

Милгрэм считал, что в основе этого феномена лежала дисциплинированность немцев, которая сыграла с ними дурную шутку. Он решил, что привычка подчиняться вышестоящим настолько сильна, что легко преодолевает внутренние установки и воспитание.

Придя к таким выводам, Милгрэм решил их проверить. Ему нужен был эксперимент, который бы показал, что человек отказывается (хотя бы временно) от своих убеждений под давлением приказа авторитетного лица.

Здоровенный детина с дубинкой для этой цели совершенно не подходил. Скорее участники эксперимента боялись бы физической расправы, а не действовали бы под давлением авторитета.

И тогда Милгрэм придумал свой, ставший в последствии знаменитым, эксперимент. Подопытному рассказывали историю о тестах пар из учителя и ученика и влиянии боли на способность запоминать.

Авторите начальников больше чем кажется
Авторите начальников больше чем кажется

В качестве источника боли был якобы выбран удар электрическим током. При этом муляж аппаратуры для управления поддельными ударами тока был выполнен на высоком уровне: при переключении напряжения загоралась соответствующая лампочка, доносилось щелчок переключения реле и так далее.

Для создания нужного антуража две последних, якобы самых сильных удара током были визуально отделены от остальных, помечены как опасные и снабжены надписями «Крайне интенсивный удар» и «Опасность: сильный шок» - что бы даже самый недогадливый понял, что будет, при попытке использовать эти два удара током.

Роль властной фигуры играл достаточно щуплый человек, которого выдавали за лаборанта. Он и вправду был лаборантом Милгрэм – поэтому отыгрывать лаборанта ему было не сложно. Доказательством его «властных полномочий» являлся … белый лабораторный халат.

Разыгрывая перед испытуемым совместно представление, подставные «ученик» и «лаборант» подводили испытуемого к необходимости применять удары тока максимального напряжения – 450 вольт.

При этом «ученик» всячески демонстрировал желание прекратить эксперимент и свое плохое самочувствие – стучал в стену, потом преставал давать ответы, а после и вовсе затихал.

Так создавалось ощущение, что у ученика проблемы со здоровьем. Если испытуемый отказывался «бить током» максимальный силы подставного ученика – то «лаборант» произносил последовательно четыре фразы:

  • «Пожалуйста, продолжайте»
  • «Эксперимент требует, чтобы вы продолжили»
  • «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили»
  • «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать»

Если же испытуемый спрашивал о том, что «ученик», по-видимому, не желает продолжать – «лаборант» выдавал одну из заранее прописанных фраз, о том, что мнение и желание «ученика» не важно.

Результаты эксперимента

После того, как Милгрэм обобщил данные эксперимента – он понял, что ехать к дисциплинированным немцам в Германию нет никакого смысла. Ведь эксперимент уже показал, что 65% протестированных подопытных били током подставного «ученика» пока «лаборант» не прекращал эксперимент.

Еще одним интересным наблюдением, связанным с этим экспериментом, является заполненный опросник, в котором Милгрэм собрал мнение студентов и действующих психиатров.

Опрос показал, что люди склонны сильно преуменьшать влияние авторитета на наши поступки. Так по мнению опрошенных среди тестируемых будет не более 2% тех, кто решится применять удары тока максимальной силы. Действительность оказалась хуже в 30 раз.

Дополнительные наблюдения

Поняв, что он сделал открытие в психологии, пусть и не очень приятное, Милгрэм провел несколько модифицированных экспериментов. Я кратко изложу выводы из этих экспериментов. Если хотите ознакомится именно с экспериментами - рекомендую авторскую статью «Behavioral Study of Obedience» Милгрэма.

Итак, каковы дополнительные наблюдения? Если команду пытается отдать человек, находящийся ниже в иерархии – команда игнорируется. Если команду пытается отдать человек, занимающий ту же ступень в иерархии – команда выполняется только если совпадает с внутренними принципами тестируемого.

Если два разных человека, находящихся выше по иерархии, отдают противоположные приказы – у тестируемого наблюдается дискомфорт. Если в этом случае вышестоящие люди не приходят к согласию – человек поступает в согласии со своими внутренними принципами.

В качестве заключения

В следующей статье по психологии я постараюсь описать интересный коллективный сценарий известный как «Голый король». Он в значительной степени состоит из эффектов, обнаруженных в экспериментах Милгрэма и Аша.