Что такое американская литература? Если вспоминать американцев, то на ум смело придут Курт Воннегут с «Бойней номер 5» или Чак Паланик и его «Бойцовский клуб», ну и конечно же Стивен Кинг, оказавший влияние на современную поп-культуру. Также можно упомянуть Хемингуэя, Твена, Лавкрафта, Уайлдера, Фолкнера и много кого ещё! Имён — куча, но что делает американскую литературу «американской»? Страна происхождения? История? А может имена и язык? Демагогию можно разводить до бесконечности, но одно я знаю точно: все описания и определения словосочетания «американский писатель» и «американская книга» можно смело отнести к тому, кто получает меньше всего внимания и обсуждений. Теодор Драйзер и его роман «Американская трагедия», герои этой серии эссе, сделал то, что в своё время сделал Виктор Гюго во Франции и Чарльз Диккенс в Англии: поставил перед обществом своей страны зеркало и заставил его рассмотреть свои пороки.
Однако у меня есть проблема: произведение так сильно связано с контекстом и затрагивает такое количество тем, что его просто невозможно разобрать в одной статье. Это будет непростительно по отношению к Драйзеру, к его биографам и к вам! Потому я решил упростить задачу. Эта статья будет поделена на три части. В первой будет рассказываться контекст времени: политические, религиозные и социальные аспекты страны; во второй — биография автора и влияние романа на литературу США; в третьей — главные идеи романа, мысли шкала приоритетов и дилеммы произведения. Будет интересно!
И вот первая интрига: за понятием «американец начала 20-го века» скрыто куда больше, чем место рождения и язык. В нём сокрыта целая галерея, состоящая из противоречий, убеждений, сопротивления и специфического образа мышления, которого не было нигде и никогда.
Часть 1. Америка
Глава 1: Клякса на глобусе
Ни для кого не секрет, что Соединённые Штаты Америки являются молодой, во многом уникальной страной. Более того, в начале 20-го века США перестала быть «развивающимся государством», лежащей по другую сторону атлантического океана: она была близка к получению статуса «мировой державы» и «экономического лидера». Даже Марк Твен называл начало двадцатого века «Позолоченным веком» для страны. Почему? Факторов было множество.
Во-первых, политический аспект. США медленно, но верно наращивали свою мощь в глазах других государств. Здесь можно упомянуть про испано-американскую войну (1898 год), благодаря которым штаты получили в своё владение Пуэрто-Рико, Филиппины и Гавайи. К тому же, не стоит забывать о продаже Аляски, которая увеличила бюджет страны в несколько раз за счёт драгоценностей. Ещё одной инвестицией в государство стала нефть, которую вовремя нашли в Техасе в 1901 году. Также не стоит забывать о вступлении в Антанту в конце 19-го века, хотя штаты лишь продавали оружие странам-союзникам, и только в 1917, официально объявили войну Германии. Но самые главные и весомые изменения в государство внёс президент Теодор Рузвельт: губернатор Нью-Йорка, солдат, бизнесмен и политик до мозга костей.
Рузвельт внёс неописуемый, колоссальный вклад в развитие США. Недаром его голова высечена на знаменитой горе Рашмор! Но я хочу рассказать лишь об одном, но очень важном и нужном замысле президента, которое обогатило и прославило страну. Два слова: Панамский канал. Вступив на должность президента в 1901 году, Рузвельт горячо верил в создание морского пути в Панаме, соединяющего Атлантический и Тихий океан. Это решение могло сильно озолотить страну, усилить военно-морской флот и закрепить отношения как со странами Латинской Америки, так и с европейскими державами. В 1903 году Панама получила независимость от Колумбии, а после был составлен политический договор Хея-Бун-Вариллы, благодаря которому США получила полную свободу и независимость в праве проложить Панамский канал. На протяжении десяти лет огромное количество работяг и шахтёров страдали от малярии, высокой температуры и жёлтой лихорадки, но результат того стоил. Панамский канал упростил и обезопасил торговые маршруты для кораблей, США увеличило капитал и продолжала владеть каналом вплоть до его потери в 1990-х. Но не стоит забывать тот факт, что по неофициальным, но многочисленным источникам именно США подбивало и подкупало повстанцев бороться против Колумбии. А до войны, и даже массовых недовольств, была попытка купить часть Панамы у Колумбии 10 миллионов долларов (по старому курсу).
Панамский канал показывает то, что делала страна на международной арене на протяжении двадцатого века: распространяло влияние за пределы собственной страны. Помимо Панамы, солдаты и политики направили свои усилия на другие государства третьего мира. Из-за этого у американцев сложилось очень сильно убеждение в своей исключительности. И это убеждение подкрепляла вера на протяжении долгих-долгих лет…
Глава 2: «Город на холме»
«Страну создали мигранты» — скажут многие. Выражение неполное — отвечу я. Многие забывают, кто уезжал из старой Европы и селился на другом материке. Это были изгои, в первую очередь религиозные. Гугеноты, протестанты и пуритане вступили на берег, в надежде построения собственного целомудренного мира, который не погряз в лжи и пороках. И подобные настроения превратились в единое понятие: «Второе великое пробуждение».
Это широкое и масштабное понятие, которое охватывает почти 70 лет истории. Индустриализация страны и расширение на запад дали большой толчок для развития религии и её понимания. Благодаря постоянным проповедям, с 1850-х до 1920-х американское общество переживало новый рассвет веры. Возродилось понятие camp meetings, когда люди собирались вместе и публично читали библию; появились новые религиозные течения; харизматичные пуританские проповедники не жалели горла на то, чтобы убедить людей в своей вере. И их голоса не оставались без внимания, ведь именно они повлияли на систему образования, отношение американцев к рабству и порицание алкоголя. Благие намерения, но почему они так делали?
Суть вот в чём. Ортодоксальные пуритане видели упадок в своей стране. Строительство заводов и экспансия на запад, в их глазах, ввергло страну в хаос. Граждане США забыли о морали и личном спасении, которое для потомков мигрантов было очень важным. Пуритане верили в то, что именно Соединённые Штаты Америки должны стать тем самым «городом на холме», о котором говорил Иисус в своей речи: показателем для всего мира как правильно жить. Многие ортодоксальные верующие видели в Новом Свете тот самый чистый, непорочный город на холме, идеал демократии и морали. А теперь возьмите экономическое чудо и технологический прогресс США, который изменил страну до неузнаваемости. При такой жизни легко поверить в то, что твоя страна и твой народ — избранный.
Мнение об американской избранности и божественном благословении разделяла чуть ли не вся страна. Однако, были и те, кто воспринял эти идеи крайне радикально и насильственно. Эти кое-кто — любители белых колпаков, закрытых масок и факелов. Да, я говорю о Ку-Клукс-Клане, которые зародились в США. Они верили в исключительность белой нации и презрительно относились к чернокожему населению. Несмотря на то, что Ку-Клукс-Клан сохранился до наших дней, буквально спустя двадцать лет организация была признана террористической.
«Избранными» считали себя также и политики. Они верили в то, что США, как лицо демократии и пример для подражания, должны нести миру просвещение и показывать другим, более отсталым странам, все прелести прогрессивного мира. Одним из таких политиков был Уильям МакКинли. Он искренне верил в то, что Америка сможет и должна взять обязанность за Филиппины от Испании.
"Я долго не мог понять, что делать с Филиппинами. Я пытался изо всех сил найти правильный путь... Наконец, ночью пришло озарение. Я встал с колен и принял решение, что нам не остается ничего другого, как взять их все и обучить этих людей, и христианизировать их, насколько это возможно."
И так думала половина, если не больше, населения страны. Не только национальные, но и этические настроения повлияли как на самого Драйзера, так и на его «Американскую трагедию».
Что ж, в политическом аспекте США лишь наращивало и укрепляло свою мощь, а религия помогала объединять людей и верить в светлое будущее. Казалось бы, утопия вот-вот настанет! Но оставалась самая главная и сложная проблема, которую даже сейчас, с помощью интернета и образованных граждан, не удалось решить до конца. И имя ему — классовое неравенство.
Глава 3: Рабочий класс против Сливок общества
Если честно, это — самый главный и решающий фактор, который Драйзер затронул в своей книге. На отношениях между бедняками и богачами строится основная часть сюжета. Условий и причин классового неравенства было столько, что исследователи до сих пор задаются вопросом, насколько сильно начала двадцатого века повлияло не только на политику и экономику США, но и на мир в целом. Но каковы были эти причины, и в чём именно заключалось неравенство?
Начнём по порядку. Вышеупомянутый «Позолоченный век» стал известен как эпохой «индустриализации», развитием технологией и передохом от ручного труда к машинному. Паровозы, открытие нефти, электричество, телефон, конвейер, автомобили, радио, ткацкие фабрики и сталелитейные заводы — всё это повысило уровень жизни и экономику страны, а за семьдесят лет (1850-1920) население выросло в семь раз! К примеру, благодаря автомобилям полностью изменилась статистика урбанизации: отныне люди из маленьких городов переезжали в крупные мегаполисы по типу Нью-Йорка или Чикаго, куда также приплывали мигранты. Не стоит недооценивать и важность изобретения мобильной связи: переговоры брокеров и политические решения стали осуществляться гораздо быстрее. Особенно полезными оказались железные дороги, доставлявшие грузы между страной не за пару месяцев, а за пару недель; люди, которые решили сделать своё состояние на поездах, в новом времени стали называть себя «магнатами».
На противоположный чаше весов находился рабочий класс, которому в то время приходилось очень несладко. Почему? Во-первых, рабочая смена длилась от 12 до 16 часов, не существовало пособий или премий, о пенсии не было и речи, а на фабриках широко, и даже с поощрением, использовался детский труд. У простых американцев с многодетными семьями не было возможности уделить время своей семье и позаботиться о собственном здоровье, а у мигрантов — возможности уехать домой. Что касается зарплат, то я уделю внимание лишь двум фактам. Первый: около 4000 семей в стране владело тем же состоянием, что и 11,4 миллиона человек. Второй: определяющим показателем между высшим и рабочим классом было количество детских смертей.
Можно ли было вырваться из порочного круга? Практически нет. Большинство людей, которым удалось «выйти в люди», сталкивалось с осуждением и бойкотом (особенно если человек не был белым, мужчиной или католиком). На более высокую должность можно было выйти исключительно по связям, что и подметил Драйзер в своём романе. Средний класс мог себе позволить здоровое питание, отпуск в Европу и медицинское обследование, в то время как среди нищеты были высокими показатели потребления табака и алкоголя. Главным фактором, благодаря которому можно было выбиться в «сливки общества» стало образование, но его было ужасно тяжело получить. Тяжелее, чем сейчас. В итоге, в США установилась социально-экономическая социальная стратификация, из которой невозможно было выбраться: либо эксплуатируешь ты, либо эксплуатируют тебя.
Было ли сопротивление со стороны? Конечно было! Большое количество выступлений, саботажей и забастовок, одной из которых стала «Гомстедская забастовка» 1892 года. Рабочие хотели повышения зарплат и улучшения условий труда, но владелец фабрики нанял агентов «Пинкертона»: частную организацию, отвечающую за охрану покупателя. Забастовка была подавлена пушками и ударами дубин. И даже те рабочие, которые не участвовали в забастовке, потеряли 19% от часа работы. И тогда общество начало развиваться в новом направлении.
В социальной сфере началась «Прогрессивная эра» (1901-1929) — борьба рабочих с капиталистической системой и устоявшимися правилами. Сторонниками улучшения условий труда были президенты Теодор Рузвельт и Вудро Вилсон, которые ввели подоходный налог и активно боролись с коррупцией в сенате и государстве. Также благодаря «Прогрессивной эре» женщинам дали право голоса. Благодаря этому отношения между государством и гражданами стало куда теснее, и за это стоит сказать всем, кто боролся с социальным неравенством в те года.
ИТОГ
Соединённые Штаты Америки начала 20-го века — уникальное время для невероятно парадоксального и противоречивого государства. С политической свободой и желанием расширить своё влияние идеологией стояла выгода и корысть, прогресс технологий жил рядом с укреплением нравственных ценностей, а богатство целой страны, в лице отдельных людей, смеялось над бедностью отдельных граждан. Страна, в которой не было ничего пограничного. Страна, в которой нельзя было «остаться в стороне». Страна, где не только люди, но и государство, компании и даже отдельного человека можно было поймать на противоречии. И одним из людей, которые эти противоречия не только видел, но и хотел обнажить, был американский писатель Теодор Драйзер.
Что это был за человек? Как из-за несчастного случая он разочаровался в вере? Почему его подход называют «новаторским» и при чём тут журналистика? Об авторе «Американской трагедии» мы поговорим через неделю! :)