Найти в Дзене
Дюков

«Американская трагедия»: ИДОЛ И СЛЕПОК США. ЧАСТЬ 2

Добро пожаловать во вторую часть анализа «Американской трагедии» Теодора Драйзера! Ознакомившись с контекстом Америки начала 20-го века, настало время поговорить о человеке, который познал бедность и успех. Талант, путешественник, журналист, американец, профессионал, рабочий, наблюдатель, классик, исследователь, эссеист, писатель — всё это главный герой этой статьи: Теодор Драйзер. В этой части статьи я подробно расскажу о биографии автора, что повлияло на его взгляды, как работа сформировала его стиль, что его вдохновляло и какое наследие он оставил после себя. Будущий писатель родился 27 августа 1871 года в штате Индиана. Его отец Джон — немецкий иммигрант-предприниматель, а мама — набожная католичка. Мальчик с детства сталкивался с трудностями. Почему? Во-первых, Драйзер был из многодетной семьи из 10 человек, а во-вторых, вскоре после рождения Теодора текстильная фабрика, где начальником был Джон Драйзер, сгорела. Многодетная семья оказалась в долгом и ужасном кризисе. Мальчику с д
Оглавление

Добро пожаловать во вторую часть анализа «Американской трагедии» Теодора Драйзера! Ознакомившись с контекстом Америки начала 20-го века, настало время поговорить о человеке, который познал бедность и успех. Талант, путешественник, журналист, американец, профессионал, рабочий, наблюдатель, классик, исследователь, эссеист, писатель — всё это главный герой этой статьи: Теодор Драйзер.

В этой части статьи я подробно расскажу о биографии автора, что повлияло на его взгляды, как работа сформировала его стиль, что его вдохновляло и какое наследие он оставил после себя.

ЧАСТЬ 2. Теодор Драйзер (1871-1945)

Глава 1. Неогранённый алмаз

Будущий писатель родился 27 августа 1871 года в штате Индиана. Его отец Джон — немецкий иммигрант-предприниматель, а мама — набожная католичка. Мальчик с детства сталкивался с трудностями. Почему? Во-первых, Драйзер был из многодетной семьи из 10 человек, а во-вторых, вскоре после рождения Теодора текстильная фабрика, где начальником был Джон Драйзер, сгорела. Многодетная семья оказалась в долгом и ужасном кризисе. Мальчику с детства приходилось выживать.

Теодор Драйзер в молодости
Теодор Драйзер в молодости

Вскоре родители разошлись, и Теодор с матерью переехал в маленький городок на среднем западе. Несмотря на искреннюю и глубокую веру мамы, сам Драйзер относился к религии весьма скептически, а в последствии стал атеистом, ведь мамины проповеди не помогали ему вырваться из нищеты.

«Детство мое было омрачено бедностью и лишениями. Мы постоянно переезжали с места на место, и мне пришлось рано научиться выживать в суровых условиях.»

Мальчик с детства начал зарабатывать самостоятельно: мыл посуду в ресторане, трудился на ферме, развозил газеты. Перед поступлением в университет он решил испытать удачу и уехать на пару месяцев в Чикаго, на заработки, а в последствии был удивлён тамошними пейзажами и неповторимой атмосферой мегаполиса.

Население Чикаго в 1995 году составляло 1.2 миллиона человек
Население Чикаго в 1995 году составляло 1.2 миллиона человек

В Чикаго его поразили высокие дома, широкие улицы, трамваи и особенно озёра. Его вдохновляла и завораживала городская суета. Он обожал наблюдать за прохожими и автомобилями, а когда вернулся в тихий городок, то наслаждался покоем и с удовольствием следил за поездами.

В свободное время Теодор обожал читать: его вдохновляли такие авторы как Эмиль Золя, Натаниэль Хоторн (в будущем он возьмёт у него интервью), Роберт Стивенсон и Чарльз Дарвин.

В 1889 году, после возвращения из Чикаго, Теодор Драйзер поступил в в Университет Индианы в Блумингтоне, но из-за финансовых трудностей проучился там всего год. Однако тяга к образованию никуда не пропала: он самостоятельно изучал журналистику, литературу, философию и социологию. Именно гуманитарные науки интересовали его больше всего, и это ему очень сильно помогло в карьере.

Глава 2. Работа в газете

Примерно в таком здании в Нью-Йорке Драйзер работал журналистом
Примерно в таком здании в Нью-Йорке Драйзер работал журналистом

В 1892 году он переехал в любимый Чикаго, а в 94-м — в Нью-Йорк. Все 90-е Драйзер трудился над карьерой журналиста и публициста. Люди поражались его слогу, особенно они обожали читать рубрику «Заметки об общественных характерах». Именно здесь Теодор формирует свой стиль и получает неофициальный статус «натуралиста». Будучи под крылом газет, а с 1895-го от собственного имени, Драйзер брал многочисленные интервью, уделяя особое внимание деталям: костюму гостя, его мимике, повадкам и поведению. В будущем это станет его визитной карточкой в писательском деле. Журналисту удалось поговорить с выше упомянутым Хоторном, Томасом Эдисоном, сталепромышленником Эндрю Карнеги, фотографом Арнольдом Стиглицом, и другими личностями. Забавный факт: Драйзер недолгое время был редактором для женского журнала «космополитан»

Драйзеру нравилась работа журналистом, по крайней мере первое время. Его наблюдательность и постоянная работа со словом выработала в нём умение анализировать и объективно подавать факты публике, а путешествия по стране расширяли кругозор писателя. Бродя по улицам города, он столкнулся с печальной истиной: большинство людей, которые решили осуществить «американскую мечту», оказалось никому не нужными. Бедность, безработица, антисанитария, голод, бесконечная работа и эксплуатация рабочего класса — всё это он видел своими глазами.

«Я не мог не заметить, что вопреки нашей хвастливой демократии и равенству возможностей здесь была такая же нищета и убожество, такие же шансы на равные возможности, как и во всём мире… Существует огромная несправедливость, и, к сожалению, те, кто находятся на вершине социальной лестницы, часто не видят страдания тех, кто находится внизу».
Картина «Grand Windsor Hotel». Реджинальд Марш
Картина «Grand Windsor Hotel». Реджинальд Марш

Несмотря на небольшие рассказы, Драйзер долгое время вынашивал идею для дебютного романа. И вот, в возрасте 29-ти лет, его желание показать обратную сторону Америки вылилось в роман «Сестра Кэрри». Он посвящён девушке по имени Кэрри Мибер, которая решает переехать из отцовского дома к своей сестре, желая для себя лучшей жизни и сталкиваясь с неравенством, криминалом и трудностями.

Выпустив «Сестру Керри», на писателя обрушилась сокрушительная критика. Многие называли роман сырым, нудным и аморальным. Помните, что Америка на стыке 19-го и 20-го века была крайне набожной и консервативной страной? Так вот, все религиозные активисты и священники обвинили мисс Мибер в эгоизме, ведь та решила бросить семью ради себя. Драйзер готов был смириться с плохими рецензиями, ибо резонно заметил, что общество просто оказалось не готово к роману, но он не был готов к непростительно низким продажам романа.

«Я писал «Сестру Кэрри» с убеждением, что изображаю важную и правдивую картину жизни. Я верил, что такой роман может изменить взгляды общества на литературу и жизнь.»
-6

В целом, период с 1903 по 1911 выдался для писателя очень трудным. Дебютный роман не продавался, денег не хватало, одна работа сменяла другую, а супруга Сара Уайт перестала верить в успех мужа, и ссор с ней стало больше. Положение было настолько отчаянным, что Теодор Драйщер подумывал о самоубийстве.

Забавно, что от полного разочарования в самом себе Теодора Драйзера спасла, сюрприз, Великобритания! Жители Англии восприняли «Сестру Кэрри» как дерзкую, провокационную, актуальную, а главное — реалистичную прозу. Со временем, роман перевели на все языки Европы, а во время второго издательства, в 1907, году положительной критики было гораздо больше. Вот что писал о книге американский писатель и репортер Синклер Льюис:

-7
«Роман Драйзера ворвался в спёртую и затхлую атмосферу Америки, как порыв неукротимого западного ветра, и впервые со времён Марка Твена и Уолта Уитмена внёс в наш пуританский обиход струю свежего воздуха.»

Именно тогда и началось восхождение Драйзера как одного из величайших американских писателей…

Глава 3. Становление большим писателем

Выпустив второй роман «Дженни Герхардт», Драйзер наконец-то получает от жизни «билет в счастливую жизнь». Его активно обсуждают, книги продолжают покупать, а вскоре он полностью решает посвятить себя литературе, ведь в ней, по его словам, нет коммерции и цензуры. Писатель задумался о создании полноценной трилогии, которая на сегодняшний день известна как «трилогия желания». Первым толчком к написанию американского эпоса послужила биография предпринимателя по имени Чарльз Тайсон Йеркс. Драйзера удивило и восхитило, как огромнейшая корпорация Йеркса, которая прокладывала трамвайные пути в Чикаго и Лондоне, была уничтожена наследниками, а последние годы жизни мистер Йеркс и вовсе не чувствовал какого-либо удовольствия от жизни. Досконально изучив биографию предпринимателя, Теодор Драйзер начал работу над произведением под названием «Финансист». В последствии он так им увлёкся, что после публикации в 1912-м тут же сел писать вторую часть.

Портрет Чарльза Тайсона Йеркса, прототип главного героя романа «Финансист»
Портрет Чарльза Тайсона Йеркса, прототип главного героя романа «Финансист»

Параллельно с «Финансистом», Драйзер писал ещё один роман, который, по моему мнению, несправедливо обходят стороной. Драйзер считал, что именно «Гений», выпущенный в 1915-м, является его лучшей работой, хоть и многими непонятой. Книга получилась автобиографичной и очень личной, но всё такой же остро социальной, актуальной, многогранной. В центре повествования — молодой художник по имени Юджин Витла, мечтающий добиться успеха после переезда в Чикаго (какая неожиданность). Роман был тут же запрещён, ведь в ней раскрывалась не только тема социального неравенства и моральных норм, но также косвенно затрагивалась тема гомосексуализма, табуированная в то время. Также в романе можно увидеть вопрос цены искусства, признания таланта и роль женщины в образе Музы. К слову, троп с тремя женщинами, повлиявших на главного героя, автор успешно перенесёт в «Американскую трагедию».

-9

Пару слов о личной жизни писателя. После развода со своей первой женой, Сарой Уайт, в 1909-м он начинает жить со своей кузиной по имени Хелен Пэтджесс Ричардсон. На протяжении многих лет именно она оставалась верной подругой и помощницей Теодора Драйзера, который не всегда мог быть верным мужем. Да, он часто изменял, оправдывая это «поисками вдохновения». Несмотря на это, Хелен была с Теодором вплоть до его смерти и скончалась лишь в 1955-м.

Хелен Пэтджесс Ричардсон и Теодор Драйзер
Хелен Пэтджесс Ричардсон и Теодор Драйзер

Помимо писательской деятельности, Драйзер начинает активно вести гражданскую жизнь и публично выражает свою позицию. Он заявляет о пользе коммунизма и его положительном влиянии на Советский союз. Его симпатии к СССР и Ленину были настолько сильными, что автор решает посетить страну в 1925-м году. Он успел съездить в Москву, Ленинград, Одессу, Киев, Тбилиси и другие города, а также встречается с поэтом Владимиром Маяковским и режиссёром Сергеем Эйзенштейном. Вот что автор пишет об СССР в своей биографии:

"Я вижу, что в этой стране происходит нечто удивительное и великое. Люди здесь строят новое общество, несмотря на все трудности и испытания."
Драйзер в окружении работников угольной шахты
Драйзер в окружении работников угольной шахты

Однако поездка в коммунистическую страну сыграло злую шутку с писателем, поскольку большое количество издательств и товарищей отвернулось от него, называя идеологическим врагом. Однако Теодор Драйзер давно привык к подобным нападкам и критике, а потому не принял это близко к сердцу и продолжил творить. Его желанием было закончить трилогию и написать продолжение «Финансиста» 1912-го и «Титана» 1914-го. Все 20-е годы собирал материал, параллельно боролся за права рабочего класса и выступал с лекциями, не боясь последствий. Однако из-за общественной деятельности работа над романом сильно затянулась.

В 30-е года Теодор Драйзер достигает пика общественного признания как писатель и как борец за права. Он возглавляет Национальный комитет по защите политических заключённых на угольных шахтах штата Кентукки, отстаивая права рабочего класса. Его критика капитализма также сопровождалась критикой фашизма, из-за чего в 1933 году его внесли в список авторов книг, сжигавших в нацисткой Германии. Также Драйзера пригласили на антивоенную конференцию в Париже, где ему удалось поговорить с Франклином Рузвельтом, президентом США.

В 40-е года Теодор Драйзер издаёт публицистический трактат «Америку стоит спасать» а также вступает в Коммунистическую партию США. Несмотря на затяжную и трудную работу над третьей частью трилогии, романом «Стоик», он заканчивает рукопись за несколько дней до смерти. 28 декабря 1945 года Теодор Драйзер умирает в Голливуде от сердечного приступа.

-12
«Жизнь — это борьба, и мы должны бороться за каждый момент, за каждый шанс.»

ИТОГ

Лично я не могу сказать, что Теодор Драйзер является заурядным автором, которого стоит обойти стороной. На протяжении всей жизни этот человек стремился пошатнуть устои мира, в котором жил, и хотел пробудить общество. Его книги пропитаны чувством несправедливости, борьбы за лучшую жизнь, исключительности и индивидуальности. Журналистский и реалистичный стиль написания прозы вдохновил будущих американских классиков, таких как Джон Стейнбек и Эрнест Хемингуэй. Его работы изучают в университетах, посвящённых американской истории и литературе. Дотошный наблюдатель, который несмотря на критику и трудную, порой бескомпромиссную жизнь продолжал заниматься любимым делом и искать себя, даже если был один против всех. Драйзер боролся против жадности, лицемерия, коррупции и эксплуатации. В моих глазах этот человек сделал для Америки то же самое, что сделал Фёдор Достоевский для России или Оноре де Бальзак для Франции: показал главные пороки людей и страны, и как они взаимосвязаны между собой. Работы Теодора Драйзера будут актуальны до тех пор, пока будет актуален капитализм и идея об «американской мечте».

Я упомянул почти все произведения, написанные Драйзером, но одно я намеренно пропустил. Для этого романа Драйзер лично отобрал более 15-ти одинаковых преступлений и досконально из изучил. Продажа этой книги обеспечила ему богатую жизнь и ненависть со стороны пуританского общества. Когда речь заходила о поступке главного героя, читавшие роман люди разделялись на два лагеря и горячо спорили между собой.

Но чем именно так цепляет «Американская трагедия»? Как автор погружает читателя в шкуру Клайда Грифитса и при этом осуждает его? Как с романом связаны религиозные движения и судебная система? Была ли у главного героя возможность избежать ужасной участи? И главное — в чём именно заключается «Американская трагедия» и кого она касается? Все ответы на вопросы Вы получите в заключительной части моего цикла, которая будет посвящена подробному анализу произведения. До встречи! :)