Добро пожаловать во вторую часть анализа «Американской трагедии» Теодора Драйзера! Ознакомившись с контекстом Америки начала 20-го века, настало время поговорить о человеке, который познал бедность и успех. Талант, путешественник, журналист, американец, профессионал, рабочий, наблюдатель, классик, исследователь, эссеист, писатель — всё это главный герой этой статьи: Теодор Драйзер.
В этой части статьи я подробно расскажу о биографии автора, что повлияло на его взгляды, как работа сформировала его стиль, что его вдохновляло и какое наследие он оставил после себя.
ЧАСТЬ 2. Теодор Драйзер (1871-1945)
Глава 1. Неогранённый алмаз
Будущий писатель родился 27 августа 1871 года в штате Индиана. Его отец Джон — немецкий иммигрант-предприниматель, а мама — набожная католичка. Мальчик с детства сталкивался с трудностями. Почему? Во-первых, Драйзер был из многодетной семьи из 10 человек, а во-вторых, вскоре после рождения Теодора текстильная фабрика, где начальником был Джон Драйзер, сгорела. Многодетная семья оказалась в долгом и ужасном кризисе. Мальчику с детства приходилось выживать.
Вскоре родители разошлись, и Теодор с матерью переехал в маленький городок на среднем западе. Несмотря на искреннюю и глубокую веру мамы, сам Драйзер относился к религии весьма скептически, а в последствии стал атеистом, ведь мамины проповеди не помогали ему вырваться из нищеты.
«Детство мое было омрачено бедностью и лишениями. Мы постоянно переезжали с места на место, и мне пришлось рано научиться выживать в суровых условиях.»
Мальчик с детства начал зарабатывать самостоятельно: мыл посуду в ресторане, трудился на ферме, развозил газеты. Перед поступлением в университет он решил испытать удачу и уехать на пару месяцев в Чикаго, на заработки, а в последствии был удивлён тамошними пейзажами и неповторимой атмосферой мегаполиса.
В Чикаго его поразили высокие дома, широкие улицы, трамваи и особенно озёра. Его вдохновляла и завораживала городская суета. Он обожал наблюдать за прохожими и автомобилями, а когда вернулся в тихий городок, то наслаждался покоем и с удовольствием следил за поездами.
В свободное время Теодор обожал читать: его вдохновляли такие авторы как Эмиль Золя, Натаниэль Хоторн (в будущем он возьмёт у него интервью), Роберт Стивенсон и Чарльз Дарвин.
В 1889 году, после возвращения из Чикаго, Теодор Драйзер поступил в в Университет Индианы в Блумингтоне, но из-за финансовых трудностей проучился там всего год. Однако тяга к образованию никуда не пропала: он самостоятельно изучал журналистику, литературу, философию и социологию. Именно гуманитарные науки интересовали его больше всего, и это ему очень сильно помогло в карьере.
Глава 2. Работа в газете
В 1892 году он переехал в любимый Чикаго, а в 94-м — в Нью-Йорк. Все 90-е Драйзер трудился над карьерой журналиста и публициста. Люди поражались его слогу, особенно они обожали читать рубрику «Заметки об общественных характерах». Именно здесь Теодор формирует свой стиль и получает неофициальный статус «натуралиста». Будучи под крылом газет, а с 1895-го от собственного имени, Драйзер брал многочисленные интервью, уделяя особое внимание деталям: костюму гостя, его мимике, повадкам и поведению. В будущем это станет его визитной карточкой в писательском деле. Журналисту удалось поговорить с выше упомянутым Хоторном, Томасом Эдисоном, сталепромышленником Эндрю Карнеги, фотографом Арнольдом Стиглицом, и другими личностями. Забавный факт: Драйзер недолгое время был редактором для женского журнала «космополитан»
Драйзеру нравилась работа журналистом, по крайней мере первое время. Его наблюдательность и постоянная работа со словом выработала в нём умение анализировать и объективно подавать факты публике, а путешествия по стране расширяли кругозор писателя. Бродя по улицам города, он столкнулся с печальной истиной: большинство людей, которые решили осуществить «американскую мечту», оказалось никому не нужными. Бедность, безработица, антисанитария, голод, бесконечная работа и эксплуатация рабочего класса — всё это он видел своими глазами.
«Я не мог не заметить, что вопреки нашей хвастливой демократии и равенству возможностей здесь была такая же нищета и убожество, такие же шансы на равные возможности, как и во всём мире… Существует огромная несправедливость, и, к сожалению, те, кто находятся на вершине социальной лестницы, часто не видят страдания тех, кто находится внизу».
Несмотря на небольшие рассказы, Драйзер долгое время вынашивал идею для дебютного романа. И вот, в возрасте 29-ти лет, его желание показать обратную сторону Америки вылилось в роман «Сестра Кэрри». Он посвящён девушке по имени Кэрри Мибер, которая решает переехать из отцовского дома к своей сестре, желая для себя лучшей жизни и сталкиваясь с неравенством, криминалом и трудностями.
Выпустив «Сестру Керри», на писателя обрушилась сокрушительная критика. Многие называли роман сырым, нудным и аморальным. Помните, что Америка на стыке 19-го и 20-го века была крайне набожной и консервативной страной? Так вот, все религиозные активисты и священники обвинили мисс Мибер в эгоизме, ведь та решила бросить семью ради себя. Драйзер готов был смириться с плохими рецензиями, ибо резонно заметил, что общество просто оказалось не готово к роману, но он не был готов к непростительно низким продажам романа.
«Я писал «Сестру Кэрри» с убеждением, что изображаю важную и правдивую картину жизни. Я верил, что такой роман может изменить взгляды общества на литературу и жизнь.»
В целом, период с 1903 по 1911 выдался для писателя очень трудным. Дебютный роман не продавался, денег не хватало, одна работа сменяла другую, а супруга Сара Уайт перестала верить в успех мужа, и ссор с ней стало больше. Положение было настолько отчаянным, что Теодор Драйщер подумывал о самоубийстве.
Забавно, что от полного разочарования в самом себе Теодора Драйзера спасла, сюрприз, Великобритания! Жители Англии восприняли «Сестру Кэрри» как дерзкую, провокационную, актуальную, а главное — реалистичную прозу. Со временем, роман перевели на все языки Европы, а во время второго издательства, в 1907, году положительной критики было гораздо больше. Вот что писал о книге американский писатель и репортер Синклер Льюис:
«Роман Драйзера ворвался в спёртую и затхлую атмосферу Америки, как порыв неукротимого западного ветра, и впервые со времён Марка Твена и Уолта Уитмена внёс в наш пуританский обиход струю свежего воздуха.»
Именно тогда и началось восхождение Драйзера как одного из величайших американских писателей…
Глава 3. Становление большим писателем
Выпустив второй роман «Дженни Герхардт», Драйзер наконец-то получает от жизни «билет в счастливую жизнь». Его активно обсуждают, книги продолжают покупать, а вскоре он полностью решает посвятить себя литературе, ведь в ней, по его словам, нет коммерции и цензуры. Писатель задумался о создании полноценной трилогии, которая на сегодняшний день известна как «трилогия желания». Первым толчком к написанию американского эпоса послужила биография предпринимателя по имени Чарльз Тайсон Йеркс. Драйзера удивило и восхитило, как огромнейшая корпорация Йеркса, которая прокладывала трамвайные пути в Чикаго и Лондоне, была уничтожена наследниками, а последние годы жизни мистер Йеркс и вовсе не чувствовал какого-либо удовольствия от жизни. Досконально изучив биографию предпринимателя, Теодор Драйзер начал работу над произведением под названием «Финансист». В последствии он так им увлёкся, что после публикации в 1912-м тут же сел писать вторую часть.
Параллельно с «Финансистом», Драйзер писал ещё один роман, который, по моему мнению, несправедливо обходят стороной. Драйзер считал, что именно «Гений», выпущенный в 1915-м, является его лучшей работой, хоть и многими непонятой. Книга получилась автобиографичной и очень личной, но всё такой же остро социальной, актуальной, многогранной. В центре повествования — молодой художник по имени Юджин Витла, мечтающий добиться успеха после переезда в Чикаго (какая неожиданность). Роман был тут же запрещён, ведь в ней раскрывалась не только тема социального неравенства и моральных норм, но также косвенно затрагивалась тема гомосексуализма, табуированная в то время. Также в романе можно увидеть вопрос цены искусства, признания таланта и роль женщины в образе Музы. К слову, троп с тремя женщинами, повлиявших на главного героя, автор успешно перенесёт в «Американскую трагедию».
Пару слов о личной жизни писателя. После развода со своей первой женой, Сарой Уайт, в 1909-м он начинает жить со своей кузиной по имени Хелен Пэтджесс Ричардсон. На протяжении многих лет именно она оставалась верной подругой и помощницей Теодора Драйзера, который не всегда мог быть верным мужем. Да, он часто изменял, оправдывая это «поисками вдохновения». Несмотря на это, Хелен была с Теодором вплоть до его смерти и скончалась лишь в 1955-м.
Помимо писательской деятельности, Драйзер начинает активно вести гражданскую жизнь и публично выражает свою позицию. Он заявляет о пользе коммунизма и его положительном влиянии на Советский союз. Его симпатии к СССР и Ленину были настолько сильными, что автор решает посетить страну в 1925-м году. Он успел съездить в Москву, Ленинград, Одессу, Киев, Тбилиси и другие города, а также встречается с поэтом Владимиром Маяковским и режиссёром Сергеем Эйзенштейном. Вот что автор пишет об СССР в своей биографии:
"Я вижу, что в этой стране происходит нечто удивительное и великое. Люди здесь строят новое общество, несмотря на все трудности и испытания."
Однако поездка в коммунистическую страну сыграло злую шутку с писателем, поскольку большое количество издательств и товарищей отвернулось от него, называя идеологическим врагом. Однако Теодор Драйзер давно привык к подобным нападкам и критике, а потому не принял это близко к сердцу и продолжил творить. Его желанием было закончить трилогию и написать продолжение «Финансиста» 1912-го и «Титана» 1914-го. Все 20-е годы собирал материал, параллельно боролся за права рабочего класса и выступал с лекциями, не боясь последствий. Однако из-за общественной деятельности работа над романом сильно затянулась.
В 30-е года Теодор Драйзер достигает пика общественного признания как писатель и как борец за права. Он возглавляет Национальный комитет по защите политических заключённых на угольных шахтах штата Кентукки, отстаивая права рабочего класса. Его критика капитализма также сопровождалась критикой фашизма, из-за чего в 1933 году его внесли в список авторов книг, сжигавших в нацисткой Германии. Также Драйзера пригласили на антивоенную конференцию в Париже, где ему удалось поговорить с Франклином Рузвельтом, президентом США.
В 40-е года Теодор Драйзер издаёт публицистический трактат «Америку стоит спасать» а также вступает в Коммунистическую партию США. Несмотря на затяжную и трудную работу над третьей частью трилогии, романом «Стоик», он заканчивает рукопись за несколько дней до смерти. 28 декабря 1945 года Теодор Драйзер умирает в Голливуде от сердечного приступа.
«Жизнь — это борьба, и мы должны бороться за каждый момент, за каждый шанс.»
ИТОГ
Лично я не могу сказать, что Теодор Драйзер является заурядным автором, которого стоит обойти стороной. На протяжении всей жизни этот человек стремился пошатнуть устои мира, в котором жил, и хотел пробудить общество. Его книги пропитаны чувством несправедливости, борьбы за лучшую жизнь, исключительности и индивидуальности. Журналистский и реалистичный стиль написания прозы вдохновил будущих американских классиков, таких как Джон Стейнбек и Эрнест Хемингуэй. Его работы изучают в университетах, посвящённых американской истории и литературе. Дотошный наблюдатель, который несмотря на критику и трудную, порой бескомпромиссную жизнь продолжал заниматься любимым делом и искать себя, даже если был один против всех. Драйзер боролся против жадности, лицемерия, коррупции и эксплуатации. В моих глазах этот человек сделал для Америки то же самое, что сделал Фёдор Достоевский для России или Оноре де Бальзак для Франции: показал главные пороки людей и страны, и как они взаимосвязаны между собой. Работы Теодора Драйзера будут актуальны до тех пор, пока будет актуален капитализм и идея об «американской мечте».
Я упомянул почти все произведения, написанные Драйзером, но одно я намеренно пропустил. Для этого романа Драйзер лично отобрал более 15-ти одинаковых преступлений и досконально из изучил. Продажа этой книги обеспечила ему богатую жизнь и ненависть со стороны пуританского общества. Когда речь заходила о поступке главного героя, читавшие роман люди разделялись на два лагеря и горячо спорили между собой.
Но чем именно так цепляет «Американская трагедия»? Как автор погружает читателя в шкуру Клайда Грифитса и при этом осуждает его? Как с романом связаны религиозные движения и судебная система? Была ли у главного героя возможность избежать ужасной участи? И главное — в чём именно заключается «Американская трагедия» и кого она касается? Все ответы на вопросы Вы получите в заключительной части моего цикла, которая будет посвящена подробному анализу произведения. До встречи! :)