Найти в Дзене
Дюков

Вавилон: оплёванная жемчужина

Оглавление

Одним из самых ожидаемых в 2022-м году фильмом для меня стала картина «Вавилон». Однако из-за занятости, учёбы и сторонних факторов я откладывал эту картину. Плюс меня сильно оттолкнула общественная реакция на этот фильм: из самого ожидаемого и амбициозного проекта он превратился в громкий провал, о котором не принято вспоминать. Из-за этого фильма репутация режиссёра Дэмьена Шазелла («Одержимость», «Ла-Ла-Лэнд») сейчас буквально висит на волоске, поскольку крупные студии ему более не доверяли. Критики во время ограниченного проката фильма назвали картину весьма неоднозначной, а зрители не поддержали долларом проект-долгострой.

Что касается меня, все эти новости меня отпугивали. У меня были колоссальные ожидания от проекта: я хотел увидеть что-то грандиозное, масштабное, головокружительное и будоражащее. Получил ли я это?

ДА!

Несмотря на все трудности, через который прошёл этот фильм: сомнительную репутацию и наличие грязных сцен, это кино меня пленило и не отпускало до самого конца. А вот кому стоит его смотреть... Это уже другой вопрос.

Ладно, предлагаю перейти к делу.

Почему фильм провалился?

-2

Режиссёр Дэмьен Шазелл в 2021-м году заявил, что хочет снять фильм про «золотую эру» Голливуда: тридцать лет истории с 1920-х по 1950-е. Это время было по-настоящему знаковым, поскольку за эти тридцать лет мы получили не только классику американского кинематографа в виде таких картин как «Волшебник страны Оз», «Поющие под дождём» и легендарный «Гражданин Кейн», но и сам формат кинематографа поменялся с появлением звука и цвета. Согласитесь, эпоха невероятно интересная. В каст угодили Брэд Питт и Марго Робби, Paramound выделила режиссёру около 80 миллионов долларов, что по меркам современного Голливуда чуть меньше среднего бюджета. Колоссальное количество масштабных съёмок и возвращение композитора Джастина Курвица. Казалось бы, очередной громкий хит от независимого режиссёра должен был обеспечить триумф, но этого не случилось. Фильм за всё прокатное время собрал 60 миллионов долларов, что не покрыло ни бюджет самой картины, ни денег, потраченных на маркетинг.

Причиной провала стало несколько факторов. Во-первых, дата проката. Он вышел в одно время с «Аватаром 2». Это эпохальное возвращение режиссёра «Терминатора» и «Титаника», Джеймса Кэмерона, и одновременно продолжение самого кассового фильма в истории (до сих пор, несмотря на успех «Мстителей»). А теперь вопрос: на что охотнее пойдёт зритель? Успех сиквела «Аватара 2» был лишь вопросом времени, но вот с «Вавилоном» прокатное время стало выстрелом в ногу.

Во-вторых виноваты маркетологи. Трейлеры толком не представляли картину и не говорили, о чём она. Потенциальный зритель не мог понять, о чём будет кино. Да, он выглядел эффектно, но при этом зритель, сидя дома или в кинотеатре перед сеансом фильма, оставался с чувством неловкости и непонимания, а не предвкушения от грядущей картины.

Ну и самое главное: аудитория. История рассказывала о старом Голливуде: о переходе к звуковому кино, корпорациях и индустрии, о создании картин и людях, для которых «Певец джаза» не пустой звук. И проблема в том, что подобных любителей старого кинематографа очень мало. Однако это не говорит о том, что такие картины вообще никому не интересны! Квентин Тарантино и его «Однажды в... Голливуде» с бюджетом больше «Вавилона» собрал почти 400 миллионов долларов и получили широкое признание критиков и зрителей.

Каким получился сам фильм?

Если вкратце — специфическим.

-3

Сюжет рассказывает о Голливуде 1920-х. Молодой но перспективный парень, Мэнни Торрес (Диего Кальва) помогает молодой, способной и эпатажной выскочке Нелли Ларой (Марго Робби) пробиться на вечеринку и оторваться от души. Там присутствуют не только актёры, но также продюссеры, музыканты и директора студий. Также на вечеринке присутствует мэтр немого кино, алкоголик и скандалист Джек Рой (Брэд Пит), который получает от жизни такое же удовольствие, как и все вокруг. Своими экстравагантными выходками и благодаря стечению обстоятельств (передозировки несовершеннолетней актрисы массовки) Нелли получает эпизодическую роль в немом кино, которая и становится отправной точкой её сюжетной линии.

С первых минут картина показывает то, что может оттолкнуть потенциальных зрителей. В фильме полно очень грязных сцен, начиная с оргий и заканчивая весьма специфическим юмором, связанным с испражнениями. Я намеренно не буду вдаваться в подробности, какие именно, но подобные сцены занимают где-то 10% от хронометража. Честно, я надеялся на то, что подобных сцен в фильме будет крайне мало и они не будут выбивать меня из повествования. Я понимаю, что Голливуд тогда (и особенно сейчас) не самое порядочное место, однако это можно было бы показать не так гротескно и чёрно. На мой взгляд, у «Волка с Уолл-стрит» это получилось сделать весьма элегантно, драйвово и при этом не теряя темп в повествовании и передаче атмосферы. Важная деталь: для меня это — единственный минус картины, который может прям оттолкнуть.

-4

За что я по-настоящему люблю Дэмьена Шазелла — самобытность. Его фильмы, в первую очередь, авторские и очень личные, и «Вавилон» не стал исключением. Здесь нет классического конфликта или пути героя по Джозефу Кэмпбеллу. Основную часть хронометража занимают сцены создания кино. Одни из самых ярких сцен «Вавилона» — съёмки исторического фильма с Джеком Конрадом. Фильм показывает забастовку массовки, порчу реквизита, истерики режиссёра из-за отсутствия камеры во время потрясающего заката несчастные случаи, бюрократические трудности — в общем, сам процесс создания масштабного кино без использования компьютерной графики. Весь фильм состоит из таких моментов. Второй сценой, которая может более детально погрузить в процесс съёмки, является сцена с записью звука. Она уморительная, динамичная и, как мне кажется, весьма правдоподобная.

«Вавилон» богат на детали. Дизайн костюмов, антураж богатых домов, съёмочная площадка и оборудование тех лет. Одним словом, аутентично.

Большое достоинство этого фильма — саундтрек. Джастин Курвиц, на мой субъективный взгляд, смог превзойти свою работу в «Ла-Ла-Лэнде». Большинство композиций составляет джазовый оркестр, иногда позволяющий трубе играть своё соло. Он энергичный, зажигательный и полон жизни, а в меланхоличные или трогательные моменты трубы замолкают и дают высказаться тихому пианино. Саундтрек к «Вавилону» я буду переслушивать ещё очень долго. Особенно хороша моя любимая композиция «Voodoo mama»: в финальном монтаже она выражает всю страсть к кинематографу. Если не режиссёра, то главных героев.

-5

Меня приятно порадовали актёры. Массовка и второстепенные роли выглядели органично: танцоры, продюсеры, бизнесмены, режиссёры и даже гангстеры, которые есть в картине — все вели себя достойно. Но актриса, которая меня по-настоящему удивила и восхитила — Марго Робби — украла всё внимание. Если честно, её я не воспринимал как хорошую актрису, способную перевоплощаться в разных персонажей. Чаще всего она играла либо обаятельных и сексуальных («Волк с Уолл-стрит», «Отряд самоубийц») либо нравственно порядочных («Барби», «Однажды в... Голливуде»). Но здесь персонаж Нелли Ларой, который она воплотила на экране, это эгоцентричная, истеричная, гордая, но при этом талантливая и глубоко ранимая девушка. Простой случайностью она оказывается на съёмочной площадке, но после выясняется, что она может контролировать свои эмоции до такой степени, что умудряется измерять свои слёзы и советоваться с режиссёром, насколько ей Она утопает в удовольствиях светской жизни и внимании, хотя на самом деле ей нужен надёжный человек, который будет принимать её любой. Персонаж скорее негативный, чем приятный, однако в последних сценах тяжело ей не сопереживать. На мой взгляд, роль Марго Робби в Вавилоне — одна из самых сильных в её карьере.

-6

Очень необычное амплуа у Бреда Питта. Его герой Джек Конрад представляет из себя актёра, которому позволено абсолютно всё, ведь тот снялся в 60 кассово успешных фильмах. Он может себе позволить злоупотреблять алкоголем, безответственно относиться к личной жизни и опаздывать на съёмки. Всё это происходит с ним до тех пор, пока немое кино не сменяется звуковым, и его слава медленно угасает. Он испытывает экзистенциальный кризис, старается ухватиться за возможности и даже пользуется связями с кинокритиком, чтобы она смогла как-то вернуть ему былое величие. Однако происходит обратная ситуация, и заголовок кинокритика кричит о закате карьеры. Бред Питт играет человека, который ужасно боится потерять свою популярность, но также боится это показать. Я считаю, что момент, где он на вопросу «скучаете ли вы по немому кино» замолкает на миг, а его рука с тлеющей сигаретой трясётся, является самым трогательным в фильме.

Как вы видите из этого отрывка, порой диалоги уходят в философские рассуждения о теме искусства, роли человека в нём и влияние творчества на поколения. В этом фильме много людей рассуждают на вопросы нравственности, их нарушая. Они могут заявлять о честности и морали, и при этом безжалостно разрывать контракт со вчерашней звездой, если в нынешнее время она неугодна. Кстати, это исторически достоверный факт, поскольку после применения кодекса Хейса цензуре подверглась вся индустрия. Однако несмотря на все мерзости и аморальные вещи, которые делают режиссёры, продюсеры и прочие киноделы, сам продукт в виде фильмов остаются чем-то сокровенным. Они могут вдохновлять, мотивировать, переносить в другое место и просто забывать о проблемах. Именно об этом для меня фильм «Вавилон».

ИТОГ

«Вавилон» 2022 года от Дэмьена Шазелла для меня стал тем фильмом, который вернул мне веру в кинематограф. На фоне постоянных франшиз, оскароносных драм и заигрываний с космосом этот фильм оказался глотком свежего воздуха, и я очень жалею, что не посмотрел его раньше. Настоятельно рекомендую. Да, порой он перегружен, да, в нём есть мерзкие и отталкивающие сцены, но положительные стороны этого на все 100% авторского фильма лично для меня перевешивают негативные.