«Пингвин» — это один из самых спорных и ожидаемых проектов за последнее время. Почему? В 22-м году, когда вышел потрясающий «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном в главной роли, Warner Bros анонсировали сериал про второстепенного персонажа Пингвина: мелкого гангстера, чьё экранное время составляло где-то десять-пятнадцать минут. На момент пред-продакшна, случилась забастовка сценаристов. Именно из-за неё сериал перенесли на 24-й. Многие говорили, что идея обречена на провал, особенно после забастовки. Что и говорит Голливуд последних лед, трудности в процессе съёмок никогда не сулили ничего хорошего. Каков оказался результат? Первую серию посмотрело около 5 миллионов человек, что является абсолютным рекордом за последние пять лет для телеканала НВО. Критики и зрители остались в восторге, оставляя на Rotten Tomatoes и Metacritic оценки в 90% и 70% соответственно. Многие пророчат ему множество наград и статус «лучшего сериала уходящего года»
Что до меня? Ну, меня достаточно тяжело впечатлить. Я засмотрел один из лучших сериалов о гангстерах «Клан Сопрано» до дыр, видел лучшие сезоны «Игры престолов», а также анализировал развитие сюжета, героев и тем в «Наследниках». Учитывая, что мой фанатизм от комиксов остался где-то в прошлом, я был максимально скептически настроен к Пингвину. И всё же мне понравилось! Здесь же я хочу полноценно проанализировать этот сериал с точки зрения истории, персонажей, технических моментов и посыла. Да, он в какой-то степени присутствует.
Что ж, предлагаю приступить к анализу. Возможно здесь будут небольшие спойлеры.
История
Сюжет повествует о мелком гангстере Освальде «Озе» Кобблпоте (его играет Колин Фаррел). После убийства его босса, Кармайна Фальконе, Оз остался никому не нужным. К тому же, город Готэм не успел полноценно восстановиться после теракта: ни полиция ни власти не могут контролировать такой хаос. Пытаясь нарыть компромат на семью Фальконе, Оз пробирается в клуб и в порыве гнева убивает наследника криминальной империи, Альберто Фальконе. В попытке скрыться от расправы, он забирает с собой мелкого беспризорника Виктора Агилара (его играет Рензи Фелис), который пытался стянуть диски с его автомобиля. Позже он становится его сообщником. Помимо прочих проблем, в Готэм возвращается сестра покойного Альберто и дочь убитого Кармайна: София Фальконе (её играет Кристин Милиоти). Она также претендует на власть и хочет узнать, что случилось с её братом: единственным человеком, который заботился о ней во время заключения в психиатрической лечебнице Аркхэм.
Собственно, в этом и заключается сюжет всего сериала. Это криминальная драма про то, как человек с внешними недостатками и внутренним уродством старается ухватиться за власть любой ценой. Многие могут спросить: а где же сам Бэтмен? В этом и прелесть данного сериала. Его нет! «Пингвина» можно смотреть даже без знаний о супергерое в чёрном плаще с ушками. Сериал воспринимается как самостоятельная история про мафию и бандитов, которые пытаются выжить и подняться в полуразрушенном и опасном для обычного жителя городе. Всё настолько приземлённо, насколько это возможно.
Первое, что хочу отметить — грим. О нём сказали абсолютно все, но это не отменяет заслуг дизайнера по костюмом и гримёра. Колина Фаррела невозможно узнать. Лишний вес, уродливый нос, шрам на щеке, второй подбородок, редкие волосы — всё это не настоящая внешность актёра, а работа профессионалов по гриму.
Ещё хочу уделить особое внимание работе с окружением. В отличие от фильма с Паттинсоном, Готэм перестал быть местом с бесконечными дождями и вечной темнотой. Наконец-то появилось солнце и можно увидеть не только напуганных жителей и гопников: в городе присутствует коррумпированная полиция, мелкие дилеры, триады банд, продажные политики, проститутки, врачи, психиатры, журналисты и даже частные детективы. Мне нравятся панорамы города, где помимо богатых районов нам показывают разрушенные многоэтажки, изрисованные в граффити стены, заброшенные подземные туннели. Видно, что город живёт и функционирует.
Что касается самой истории и сюжета как такового, он сделан очень бодро и крепко. Можно проследить, как обстоятельства влияют на Оза, как он из них выкручивается и в какие трудности из-за своей гордыни или уверенности попадает. Видно, как мрачная атмосфера Готэма и сам авторитет Пингвина влияет на Виктора, который добровольно отказывается уезжать из города со своей девушкой ради амбиций криминального авторитета. Условия постоянно меняются, а Оз поступает непредсказуемо, заставляя чувствовать то симпатию, то антипатию к персонажу Колина Фаррелла. События написаны органично и вписаны в сюжет грамотно, что круто.
Ещё важным аспектом сериала хочу затронуть режиссуру. Шоуранер, Крейг Зобел, хорошо передал работу с постановкой кадра, операторской работой, монтажом и музыкой. Видение Мэтта Ривза, режиссёра «Бэтмена», получила своё развитие. Да, у нас пропали пафосные и долгие сцены с походкой главного героя, зато стало больше ручных съёмок и панорамных видов.
Отдельно хочу похвалить 4 эпизод. Для меня это был настоящий шок. В этом эпизоде авторы уделяют внимание Софии Фальконе и рассказывают, за что именно она оказалась в психиатрической больнице и почему получила прозвище «висельник». Эта серия — настоящий шедевр и повод для ночных кошмаров. В хорошем смысле слова она напомнила мне по настроению фильм «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана, где показывают всю жуть, мрак и депрессивность психиатрических больниц. Как героиня проходит через предательство, как она попадает в психбольницу, как система её ломает и как в конечном итоге реальность путается с вымыслом — всё это снято на высшем уровне. Зритель испытывает панику, страх и паранойю. Такого уровня тревоги во время просмотра я не испытывал очень давно. Даже если вы не планируете смотреть сериал, я настоятельно рекомендую ознакомиться с четвёртой серией. Она того стоит
Работа с деталями в сериале также выполнена на высоте. Зритель постоянно помнит о всех мелочах, предметах и малейших воспоминаниях, о которых говорят персонажи. Целый арсенал Чехова выстреливает в нужной последовательности, что не даёт заскучать зрителям.
Сериал также отлично справился с кастингом второплановых ролей. Окружение выглядит фактурным и живым. Мать Оза, семья Фальконе, наркозависимый частный детектив, официант в дорогом заведении, проститутка-подруга Кобблпота — у всех запоминающаяся внешность, понятные черты характера и мотивы. А моим фаворитом в массовке служит Клэнси Браун, который воплотил роль Сальваторе Марони: гангстера, попавшего за решётку из-за семьи Фальконе. Этот человек больше известен как актёр дубляжа, ибо он играл и озвучивал Хэнка в игре Detroit: Become Human, и озвучивал Лекса Лютора для анимационных сериалов, а также является незаменимым голосом Мистера Краббса из Губки Боба. Увидеть его на экране в таком интересном и необычном для него проекте было приятным сюрпризом.
Ну а теперь самое интересное. Пострадал ли сценарий из-за забастовки сценаристов? Ни в коем случае. Было видно, что создатели хотели сделать не просто успешный проект, а проект самобытный. Я здесь не нашёл ни сюжетных дыр, ни повестки, которая чаще всего портит просмотр, ни чего-то другого, из-за чего зритель мог бы заскучать. Диалоги написаны просто изумительно: я давно не видел настолько живой речи. Да, иногда бросалось в глаза, что экспозиция (введение какой-то новой информации) выглядит слегка натужно, но в остальном всему, что говорят разные персонажи, веришь. К слову о них.
Персонажи
Виктор Агилар является важным персонажем для истории и двигателем сюжета. Он всего лишь простой парень из бедного района, который остался без семьи во время наводнения в Готэме и был вынужден заниматься криминалом. Ах да, парень ещё страдает от заикания. Оз видит в нём потенциал и амбиции, а Виктор их показывает, хоть и спустя время. Парень прописан как положительный персонаж, которому зритель должен сопереживать, однако он не просто человек, который потерял родных и зритель должен его жалеть. У него есть свои принципы, отвага и бескорыстность. К тому же, Виктор отлично учится на своих ошибках и при этом быстро адаптируется не только под криминальный мир, где важную роль играют связи, но также учится у Кобблпота навыку к переговорам. Сценаристы плавно показали, как человек может измениться, находясь в «неправильном окружении». Из неопытного подростка, которым двигало лишь желание выжить, он превратился в человека с головой и горячим сердцем. А самое главное — через персонажа Виктора проходит тема сериала: на что готов человек, чтобы воплотить свои амбиции и поставить на кон всё, что имеет? А финальный твист, который с ним связан, по-настоящему пробивает на эмоции.
Второй важной персоной и яркой звездой сериала является София Фальконе. Она — человек, который планирует изменить всю систему мафии. Из-за заключения в психиатрической лечебнице, которое длилось целых десять лет, у неё накопилось много претензий к своей семье, но её дурная репутация вредит девушке построить новые и восстановить старые деловые отношения. Персонаж весьма неоднозначный. Лично у меня во время просмотра не сложилось мнения, что она какая-то психически нездоровая. Для человека, который вырос в семье криминального авторитета и пытается расплатиться со старыми врагами и лицемерами, София выглядит скорее подавленной и изувеченной, чем психически неуравновешенной. Хотя, её взаимоотношения с психиатром говорят сами за себя: порой они заходят за грань «психолог — пациент». Зритель ей сопереживает, поскольку она отчасти является жертвой обстоятельств и людей, которые не заслуживают прощения. Учитывая весь бэкграунд персонажа, её вполне можно назвать хорошим антагонистом сериала, которая может собрать пару зрительских симпатий.
Само собой, главным достоинством сериала является Оз Кобблпот, он же Пингвин. Мне понравилось, как сценаристы и режиссёры показали его видение на мир, в частности — психопатию и нарциссизм. Этот человек намеренно отказывается от каких-либо привязанностей и ценностей, поскольку считает это слабостью. Главной чертой Освальда является его высоко развитый навык дипломатии и отсутствие ценностей . Для него в порядке вещей несколько раз перейти с одной стороны на другую, оставшись при этом с относительно чистой репутацией. И всё же, он беспокоится о своей больной матери с прогрессирующей деменцией, а его вера в собственную ложь может порой сильно напугать. Несмотря на всё это, он заботится о своей матери и Викторе, который всюду за ним следует. Более того, он старается убедить парня в том, что тот тусуется с гангстерами по собственной воле, и никто пистолет возле его головы не держит. Последняя сцена с ним в сериале ставит жирную точку, показывая кто он такой на самом деле. Не хочу вдаваться в спойлеры, но скажу одно: у сценаристов хватило смелости напомнить его истинную природу.
Финал
За финал истории я особенно переживал. Слишком многое было на кону и потерять зрителей можно было очень легко. Остался ли я в восторге? И да и нет.
Мне не понравился финал потому, что он стал слегка «киношным». Одна из ключевых сцен, где протагонист и антагонист сериала сидят в старом джаз-клубе, и при этом у последнего были все шансы закончить с Кобблпотом. Моя претензия вот в чём: сериал настолько хорош в плане реализма и приземлённости, что классический театральный этюд в стиле Джеймса Бонда, где главный герой связан, а злодей расхаживает по комнате и толкает монолог, выглядит слегка нелепо и смехотворно. Это сильно испортило просмотр, и данная сцена в джаз-клубе — самый плохой и халтурный момент во всём сериале. Здесь поэтичность и "голливудство" победило логику и здравый смысл, увы.
Но в остальном сериал уместно показывает, как именно Кобблпот выкручивается из того положения, в которое попал. Это выглядит как неожиданно, так и органично. А самое главное — здесь нет никакого задела на продолжения! Очевидно, что второй сезон будет, но здесь не было сцен в духе «у нас ещё много работы». Как же я этому безумно рад.
ИТОГ
«Пингвин» 2024-го года — однозначно тот сериал, который достойно продолжает вселенную «Бэтмена», будучи самобытным, самостоятельным и толково написанным, снятым и сделанным продуктом. Можно провести приятный вечер за его просмотром, и при этом он может настолько сильно увлечь, что от экрана будет невозможно оторваться. Меня искренне радует, что развитие стриминговых сервисов и телевидения повышает планку сериалов. И всё же несмотря на то, что есть посредственные проекты, которые сделаны халтурно, «Пингвин» выглядит на их фоне как образцовый сериал. Это далеко не шедевр, и не лучший сериал этого года (как минимум, есть ещё достойный Fallout), но для меня это определённо один из лучших проектов в 2024-м году, который я посмотрел :)