Найти в Дзене
Дюков

Гражданин Кейн: «Крестный отец» всех фильмов

Буквально недавно я посмотрел один занимательный фильм. В 1941-м году, когда Голливуд не был конвейером по производству аттракциона, Орсон Уэллс выпустил кинофильм под названием «Гражданин Кейн». История про то, как после смерти влиятельнейшего политического и социального деятеля Чарльза Фостера Кейна журналисты решаются взять интервью у его бывших коллег, друзей и возлюбленных. Их задача — ответить на простой вопрос: что значат последние слова Чарльза Кейна, «бутон розы»?  Ответ удивит не только журналистов, но и зрителей... В чём особенность этого фильма? Ну, казалось бы, выпустили и выпустили. У нас есть много старых классических лент Голливуда, которые стали музейными экспонатами: «В джазе только девушки», «Выпускник», «Певец джаза», «На западном фронте без перемен» 1929 года… К тому же, сейчас кинематограф эволюционировал до неузнаваемости! Эффекты стали дороже, сценарии — изощрённее, операторская работа — изобретательнее. Стараясь понять и проанализировать фильм Орсона Уэллса, я
Оглавление

Буквально недавно я посмотрел один занимательный фильм. В 1941-м году, когда Голливуд не был конвейером по производству аттракциона, Орсон Уэллс выпустил кинофильм под названием «Гражданин Кейн». История про то, как после смерти влиятельнейшего политического и социального деятеля Чарльза Фостера Кейна журналисты решаются взять интервью у его бывших коллег, друзей и возлюбленных. Их задача — ответить на простой вопрос: что значат последние слова Чарльза Кейна, «бутон розы»?  Ответ удивит не только журналистов, но и зрителей...

В чём особенность этого фильма? Ну, казалось бы, выпустили и выпустили. У нас есть много старых классических лент Голливуда, которые стали музейными экспонатами: «В джазе только девушки», «Выпускник», «Певец джаза», «На западном фронте без перемен» 1929 года… К тому же, сейчас кинематограф эволюционировал до неузнаваемости! Эффекты стали дороже, сценарии — изощрённее, операторская работа — изобретательнее. Стараясь понять и проанализировать фильм Орсона Уэллса, я стал искать мнение людей и критику в интернете. Моему удивлению не было предела: на западе «Гражданина Кейна» считают чуть ли не идеальным кино, которое показывает все возможности данного ремесла. Название фильма стало нарицательным и говорит о высоком качестве продукта. Фильм был номинирован на Оскар в девяти номинациях, но получил статуэтку лишь за лучший сценарий. Фильм разлетелся на цитаты, его преподают в кинематографических университетах, а визуальные аммажи можно найти даже в «Смешариках». «Гражданин Кейн» 1941-го года, по мнению многих, считается иконой Голливуда, олицетворяющий американские идеалы, критикующий мечту о моментальной славе и богатстве а также задаётся вопросами, на которые пытались ответить многие писатели. Словом, фильм — уникальный и неповторимый шедевр.

Но почему он настолько популярен? В чём именно Орсон Уэллс и компания стали «пионерами кинематографа»? Какие темы раскрывает фильм? И можно ли его до сих пор назвать «главным достоянием человеческого кинематографа»? На эти вопросы я постараюсь сегодня ответить.

В главной роли: Орсон Уэллс

-2

Орсон Уэллс (1915 — 1985) с детства был весьма одарённым ребёнком: активно увлекался живописью, путешествовал по Европе, обожал Шекспира и пробовал себя как в театре, так и в радиоспектаклях. Благодаря собственному таланту в режиссуре, постановке и яркой актёрской игре, его близкий влиятельный друг, писатель Торнтон Уайлдер, предложил товарищу работу в Голливуде. После любительского кинофильма, компания RKO Pictures заключила контракт с Уэллсом на создание уникального полнометражного фильма. Глава компании хотел одного: свежей крови. Уэллс выступил в роли сценариста, режиссёра, актёра главной роли и продюсера, а также получил полную творческую свободу и неограниченный бюджет.

Херман Манкевич, соавтор сценария "Гражданина Кейна"
Херман Манкевич, соавтор сценария "Гражданина Кейна"

Однако не только Уэллс занимался созданием сценария. Матёрый сценарист старой закалки Херман Манкевич придумал легендарную фразу «бутон розы»: ключевой символ и макгафин кинофильма. Из-за непомерного эго Уэллса в павильонах и кабинетах творился ад. Суть конфликта была проста: Херман Мацкевич был опытным сценаристом Голливуда с алкогольной зависимостью и острым языком, а Орсон Уэллс — самоуверенным режиссёром, который знал, что его сила скрыта в новаторском подходе и стремлении к экспериментам. Орсон хотел получить внимание боссов и настоять на том, что его видение имеет настоящий вес, и потому он всячески отвергал и критиковал коллегу. Им было настолько трудно работать друг с другом, что Уэллс отправил Манкевича в уединённый отель, находящийся на краю пустыни Мохава. Апогеем ситуации стал вопрос о том, чьё имя будет стоять первым в категории «автор сценария». Споры продолжались вплоть до завершения съёмок, но по итогу компания решила присвоить звание обоим сценаристам. Манкевич и Уэллс обладают «Оскаром» на равных.

Кадр из фильма "Гражданин Кейн"
Кадр из фильма "Гражданин Кейн"

Съёмки начались в середине лета и продлились четыре месяца. Уэллс произвёл неизгладимое впечатление на всех, начиная с продюсеров и заканчивая гримёрами. Он работал с актёрами, ставил ракурс, указывал оператору как ему снимать, игрался со светом и тенями. Он был фанатичным педантом. Вот пример. Уэллс долго ломал голову над тем, как сделать звук в своем фильме более чистым, не навредив картинке. Проблема была в том, что большие микрофоны оставляли тень на светлых стенах. Тогда он решил сделать простое и гениальное решение. Он спрятал микрофоны в декорациях! Таким образом Уэллс получил и чистый звук и чёткую картинку.

Уильям Рэндольф Хёрст
Уильям Рэндольф Хёрст

За основу сценария была взята биография известного американского газетного магната Уильяма Рэндольфа Хёрста. В фильм пошли много деталей личной жизни бизнесмена, включая переписки на тему Гражданской войны в Испании и любовную связь с американской актрисой. К примеру, вот цитата из фильма, которую приписали Хёрсту:

«Вы спонсируете кинофильм, я спонсирую войну».

Самому магнату это не понравилось и он активно вставлял палки в колёса во время рекламной компании. Мистер Хёрст наотрез оказывался упоминать фильм в своей собственной газете и регулярно обращался в Голливуд с целью саботировать съёмки. Был даже случай подкупа, когда он предложил студии RKO за солидный гонорар уничтожить все копии фильма. Ни одна попытка не удалась.

Несмотря на скромный бюджет в 800 тысяч долларов (16 миллионов с учётом инфляции), фильм прошёл достаточно скромно в прокате. Критики оценили новаторский подход к съёмке, монтаж, режиссуру и актерскую игру Уэллса. И всё таки, почему фильм Орсона Уэллса считается «вселенским наследием» кинематографа? История создания не была проблемной, как в случае с фильмом «Апокалипсис сегодня», а оправдать весь фильм гениальностью Орсона Уэллса, во-первых, обесценит работу остальных людей, работавших над фильмом, а во-вторых — банально и скучно. Предлагаю перейти в разбору самого фильма. Начну с технической части.

Свет, камера, мотор!

Для того, чтобы понять, в чём именно было новаторство Орсона Уэллса, нужно понимать контекст эпохи. Несмотря на то, что кинематографу было чуть больше тридцати лет, он во многом оставался консервативным и «деревянным». Да, были и «Огни большого города» Чарли Чаплина, и кинофильмы Бастера Китона, и «Певец джаза», добавивший в кино звук, но, с точки зрения визуального восприятия, кинематограф был близок к театральным постановкам. Играться с ракурсами было трудно из-за тяжёлых камер, да и тратиться на дорогие и качественные декорации было невообразимым безумием.

Постер фильма
Постер фильма

Орсон Уэллс же решил сделать всё по-своему и перевернуть индустрию. Перед началом съёмок он отсмотрел более 60 немецких кинофильмов, который на тот момент считался вершиной новаторства. (К слову, если постараться, можно увидеть любовь к масштабным панорамам из фильма «Метрополис»). Понимая настоящую ценность визуального повествования, он не боялся играться с ракурсами камеры. Так, к примеру, Уэллс ввёл понятие «пан-ракурс». Я покажу пример.

-7

Перед вами одна из первых сцен фильма. По сюжету, мать Чарльза Кейна решается отдать собственного сына на воспитание юристу и завещать ему несколько крупных компаний. По её замыслу, мальчик отправится в город и вырастет американским бизнесменом, позабыв о бедности. В чём прелесть этого кадра? В многоплановости. Справа сидит родная мать и её адвокат, который тщательно проверяет завещание. Справа стоит отец, выступающий против. В самом центре кадра, в маленьком окне, можно увидеть, как Чарли играет в снежки. Таким образом Уэллс создаёт многоплановый кадр. Самое вкусное здесь, что ни родители ни адвокат не видят беззаботного мальчика, но эта возможность предоставляется зрителю и он понимает, кем был Чарльз Кейн в детстве.

-8

Другой пример. В данном отрывке Чарльз Фостер Кейн узнал, что его друг собирается опубликовать разгромную статью, посвящённую опере. Всё бы ничего, но в роли главной певицы выступает Сьюзан Кейн, жена Чарльза. И Кейн сам решил написать честную статью, когда его друг спал. В данном кадре Кейн (Орсон Уэллс) сидит ближе всего к зрителю, в то время как его другу, редактору газеты, нужно преодолеть путь от двери до самого конца кабинета. Да, сейчас это может смотреться банально, или даже пошло, однако до Уэллса мало кто игрался с пространством так часто и в таких масштабах.

Отдельно хочется поговорить про монтаж. Он получился, на удивление для 40-х годов, крайне динамичным. Даже современному зрителю будет трудно заскучать во время просмотра, ибо фокус повествования постоянно меняется. Персонажи успевают перессориться друг с другом по сто раз, а сам Кейн меняет свою жизнь на 180 градусов за считанные минуты. В одной из сцен фильма Уэллс показывает, как менялись его отношения с первой женой, Эмили Нортон. Режиссёр смог показать, как отношение Кейна менялось от милой влюблённости до холодной грубости. А ведь сцена длится всего 3 минуты! Мало того, что меняется сам тон диалога, это также подчёркивается визуально.

Начало сцены
Начало сцены

Обратите внимание на взгляд, улыбку и расстояние между влюблёнными. А спустя несколько минут всё меняется. Моргнуть не успеешь! Пара динамичных склеек, напоминающих проносящийся мимо поезд, и нарастающая музыка приводит нас к последнему кадру этой сцены. Рекомендую ознакомиться с ней лично.

Конец сцены
Конец сцены

Ну и вишенка на торте: мой самый любимый кадр, где журналист приходит в архив, чтобы получить личные записи, связанные с Чарльзом Кейном. Буду краток: красиво.

-11

Ну ладно, хватит восхищаться съёмкой, монтажём и постановкой. Пришло время поговорить о сюжете и подтексте, который Уэллс вложил в свой фильм.

«Бутон розы — это всего лишь часть головоломки... недостающая часть.»

Наконец-то можно поговорить о сюжете и персонажах! Завязкой для сюжета, как я писал выше, становится смерть влиятельнейшого медийного человека и порядочного мужа Чарльза Фостера Кейна. Как только его кончина становится известна обществу, журналисты решаются уделить особое внимание маленькой детали, его последним словам: «бутон розы». На протяжении всего фильма журналисты, а вместе с ними и зрители, восстанавливают хронологию всех событий жизни Кейна, начиная с детства и заканчивая глубокой старостью.

-12

Уэллс был одним из первых, кто активно использовал флэшбеки и флэшфорварды в сценарии. Причём они встроены крайне органично, ибо юношество Кейна демонстрируется на экране только тогда, когда живой человек, имевший отношение к Кейну, начинает свой рассказ. Журналисты спрашивают юристов, политиков, бывших друзей и вдов, и каждый из них рассказывает свою собственную правду. Мы увидим Чарльза Фостера Кейна как политика, который разрушил свою карьеру из-за интрижки; как настоящего и любящего мужа, который верит в супругу несмотря ни на что; как ответственного и амбициозного человека, готового рискнуть всем ради того, во что верит. Но самая главная, хоть и немного спорная черта его характера — его реализм. Чарльз Фостер Кейн отказывается от такого понятия как выгода и капитал, и готов тратить большие деньги, если газета, находящаяся на грани банкротства, может раскрыть правду её читателям. Отчасти, этот троп смотрится немного наивно, и Кейна можно сравнить с Суперменом, но это объясняется тем, что сам Уэллс, отчасти, был таким.

Чарльз Фостер Кейн — непробиваемый американец, который готов стать настоящим олицетворением понятия «американская мечта», и при этом сохранив свой собственный статус и уважение в глазах остальных людей. Он решителен, настойчив, уверен в себе, в нём полно воли, его не остановить. Сам фильм начинается с краткого ролика на три минуты, где журналисты описывают самые яркие события жизни мистера Кейна яркими эпитетами. И лишь из воспоминаний его «друзей» мы узнаём настоящие пороки Кейна: жестокость, эгоизм, упрямство, лицемерие.

-13

Однако чем больше людей рассказывают про Кейна журналистам, тем сильнее мы видим, как в его жизни становилось меньше радости. Несмотря на весь капитал, влияние и друзей, Кейн под конец жизни чувствовал себя невероятно одиноким, ведь ему нужно было постоянно поддерживать веру в людей, в своё дело и в себя самого. И если вначале лишь конкуренты бросают косые взгляды, то в последствии и жена общается с ним отстраненно. Особенно это подчёркивают последние кадры, где Кейн, будучи миллионером и владельцем собственного дворца «Ксанаду», чувствует холод от собственных слуг, сотрудников и близких. Одиночество обвило его горло и погубило.

-14

Персонаж Кейна, вдохновлённый Орсоном Уэллсом и Уильямом Хёрстом, показывает реальность, которая актуальна и по сей день. Через призму газетной компании, которой и владеет Чарльз Фостер Кейн, можно увидеть аллюзию на медийных корпоратов и крупных каналов. Уэллс прекрасно понимает, что в их силах лежит настоящая власть и инструмент воздействия на масс. Захотят – применят! Есть чёткое разделение на способы влияния: Кейн говорит с народом на языке веры и убеждений, с элитой и магнатами – на языке прибыли. И ему противно от собственного двуличия, хоть и не показывает это.

-15

Во-вторых раскрывается тема таланта и веры в своё дело. Отличный пример – вторая жена Кейна, Сьюзен Александер. Она хотела стать оперной певицей, но мир был настроен против неё, начиная с критиков и заканчивая преподавателем по вокалу. Однако сам Кейн заставлял её петь даже в те моменты, когда она сама в себя не верила, а когда опустился завес, он встал первым и начал апплодировать громче всех. И всё же Сьюзан решила уйти в тень и перестать выступать, озлобившись на Кейна из-за того, что он не понимает её боли. Сам Чарльз увидел в жене слабость.

Так что значит «бутон розы»? Ответ вы узнаете на последних минутах фильма. Скажу одно: Уэллс этим тонким ходом, который некоторые и вовсе не заметят, отсылается к классике мировой литературы, в частности — к рассказу Толстого «Смерть Ивана Ильича».

Итог

-16

В одной из статей я наткнулся на одно интересное сравнение: «Гражданин Кейн» — энциклопедия для кинематографистов. Я с этим полностью согласен. Несмотря на то, что фильм вышел восемьдесят лет назад, в нём всё ещё можно увидеть страсть, размах и энтузиазм. Я понимаю, откуда такой статус и любовь зрителей, и она полностью заслужена. Как исторический феномен, «Гражданин Кейн» действительно обязателен к просмотру.

Что касается моего личного мнения, я остался под приятным впечатлением от фильма, и я его пересмотрю. Может через год, два, пять — не важно! В нём есть нечто такое, что заставляет возвращаться к нему снова и снова. И это не желание изучить сценарий или разобрать кадр. Просто хочется ещё раз удивиться таланту Уэллса, Манкевича и всех причастных, и тому, какой продукт у них получился.